ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-242/2021 от 20.04.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-242/2021

№ 88а-4037/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 20 апреля 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 04.05.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Кудриной Я.Г.

судей Ровенко П.А., Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 26 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области к УФСИН России по Сахалинской области, ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области о признании бездействия незаконным.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., возражения прокурора Потаповой Е.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области обратился в Южно-Сахалинский городской суд с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства; возложить на УФСИН России по Сахалинской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области с целью оборудования мест хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельной, в соответствии с СанПиН 2.1.7.132203 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3; возложить на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать места хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельной, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 26 августа 2021 года административное исковое заявление Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области удовлетворено. Признано незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. На УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области с целью оборудования мест хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельной, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3. На ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать места хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельной, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.

21 марта 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области, поданная через Южно-Сахалинский городской суд 2 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что административный истец допустил произвольное усмотрение необходимости проведения проверки исправительного учреждения на предмет исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части соответствия указанных требований при работе котельной Учреждения при наличии установленных действующим законодательством полномочий по осуществлению такой проверки должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, т.е. подмену органами прокуратуры иных государственных органов. Прокурор не в праве был обращаться в интересах неопределенного круга лиц, поскольку жалоб и заявлений о непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при работе котельной ни от осужденных, отбывающих наказание в Учреждении, ни от жителей г.Южно-Сахалинска не представлено.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 года кассационная жалоба ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административных ответчиков, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области, выслушав объяснения прокурора Потаповой Е.Н., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами допущены нарушения, влекущие изменение постановленных судебных актов в кассационном порядке.

Согласно части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Закона).

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Пунктом 3.7 «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года и действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на территории ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области имеется котельная, которая обеспечивает тепловой энергией и горячим водоснабжением учреждение.

В ходе осуществления деятельности котельных при сжигании твердого топлива (угля) образуются отходы производства V класса опасности - золошлаки от сжигания угля.

Из акта проверки, составленного 28 октября 2020 года комиссией в составе Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области, заместителя прокурора, заместителя начальника ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области, следует, что шлак, образующийся в результате сжигания угля, складируется с восточной стороны котельной на открытый грунт при отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, обваловки и обособленной сети ливнестоков, защиты поверхности насыпи отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров (отсутствует специально оборудованная площадка для хранения данного вида отходов).

Выявив указанные нарушения, прокурор обратился в суд.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области нарушает требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, не исполняет обязанности по соблюдению экологических, санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека в части необорудования места хранения отходов – зольных шлаков на территории исправительного учреждения. Выявленные нарушения подвергают опасности жизнь и здоровье осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении, а также жителей г.Южно-Сахалинска на благоприятную среду обитания и пожарную безопасность.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии бездействия со стороны лечебного исправительного учреждения, а также об отсутствии у прокурора права проводить проверку соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.

Вопреки доводам кассационной жалобы прокурор в силу ст.39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях воспользовался указанным правом, поскольку невыполнение требований закона и подзаконных нормативных правовых актов об обращении с отходами производства и потребления может повлечь неблагоприятные последствия как для постоянно меняющегося контингента лиц, содержащихся в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области, так и для жителей близлежащих населенных пунктов.

Вместе с тем, при возложении на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области обязанности оборудовать места хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельной, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу судами не учтены разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" о том, что судебное решение не должно вызывать затруднений при его исполнении.

В ходе рассмотрения дела суды установили, что функции и полномочия учредителя Федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (пункт 1.2. Устава Учреждения).

Из содержания пунктов 4.1. и 4.3. Устава ФКУ ЛИУ-3 следует, что управление данным учреждением осуществляют ФСИН России и УФСИН России по Сахалинской области. УФСИН России по Сахалинской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.

Приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518 утверждено Положение об УФСИН России по Сахалинской области, согласно пункту 4 которого административный ответчик является распорядителем (получателем) бюджетных средств. Пунктом 15 Положения установлено, что УФСИН России по Сахалинской области осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

При этом суды пришли к обоснованному выводу о том, что для выполнения требующих материальных затрат мероприятий, направленных на устранение ФКУ ЛИУ-3 вышеупомянутых нарушений, административный ответчик УФСИН России по Сахалинской области, как распорядитель бюджетных средств, обязан обеспечить соответствующее финансирование подведомственного ему учреждения.

Таким образом, выполнение ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области возложенных на учреждение судебным постановлением обязанностей напрямую зависит от поступления выделенных лимитов бюджетных средств на указанные цели, и в отсутствие финансирования судебное решение не может быть исполнено исправительным учреждением ни в какой срок относительно вступления решения суда в законную силу.

С учетом указанных обстоятельств и механизма исполнения бюджетных обязательств судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда и апелляционное определение в части, возложив на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области обязанность оборудовать места хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельной, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, в течение 12 месяцев после поступления выделенных лимитов бюджетных средств на указанные цели.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 26 августа 2021 года изменить в части порядка возложения обязанности на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области, возложив на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области обязанность оборудовать места хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельной, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, в течение 12 месяцев после поступления выделенных лимитов бюджетных средств на указанные цели.

В остальной части решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 26 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи