ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2624/20 от 22.04.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 8а-6255/2021 (№88а-11189/2021)

номер дела суда 1-й инстанции№2а-2624/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 22 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Иванова А.Е.,

судей Усенко Н.В., Капункина Ю.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, поступившую в суд первой инстанции 24 февраля 2021 года, на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Лиджиновой Л.Х. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее – Управление, УФРС по РК), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия (далее – ФГБУ «ФКП по РК») об оспаривании решения государственного регистратора об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Калмыкия обязанности осуществить государственную регистрацию кадастрового учета объекта недвижимости,

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснение представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиевой Ю.П., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Лиджинова Л.Х. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административным истцом заключен договор об участии в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес> Администрацией г. Элисты 01.12.2016 г. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, 05.12.2016 г. Застройщик - Общество с ограниченной ответственностью «СтройИндустрия» передало квартиры и иные помещения участникам долевого строительства по акту - приема передачи. 05.03.2019 г. истец обратилась в УФРС по РК с заявлением о государственном кадастровом учете введенного в эксплуатацию объекта капитального строительства, решением от 13.03.2019 г. осуществление кадастрового учета приостановлено из-за несоответствия содержания документов, представленных для государственного кадастрового учета, требованиям законодательства Российской Федерации. Решением № от 13.06.2019 г. Управлением отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что выявленные причины приостановления не устранены. Просила признать решение Управления № от 13.06.2019 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости незаконным и возложить на Управление обязанность осуществить государственную регистрацию кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 августа 2019 года административное исковое заявление Лиджиновой Л.Х. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия удовлетворено. Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Калмыкия № от 13 июня 2019 года об отказе Лиджиновой Л.Х. в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> На Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Калмыкия возложена обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 августа 2019 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиева Ю.П. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, по делу вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиева Ю.П. доводы кассационной жалобы поддержала, просила судебные акты отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 28 апреля 2015 года ООО «СтройИндустрия» на основании договора арендовало у ООО «Стройсервис» до 28 апреля 2020 года земельный участок площадью 4253 кв.м. (кадастровый номер по адресу: <адрес>

Для осуществления жилищного строительства ООО «Технопрект» в июне 2015 г. составлен рабочий проект 5-тиэтажного 91-квартирного жилого дома с цокольным и мансардным этажами по указанному адресу.

29 июня 2015 года отделом архитектуры и строительства Администрации г. Элисты на основании заявления Общества подготовлен градостроительный план земельного участка для строительства данного дома.

05 августа 2015 года ГУ «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» выдало положительное заключение на проект строительства жилого дома (№ 08-1-4-0045-15).

Постановлением Администрации г. Элисты № 3776 от 20 июля 2015 года утвержден градостроительный план земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 4253 кв.м., по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «для жилищного строительства», которому присвоена категория «подзона 2», в котором действуют ограничения по параметрам объекта строительства и предусмотрено максимально допустимое количество этажей не более 5.

13 августа 2015 года Администрация г. Элисты выдала обществу разрешение на строительство на вышеуказанном земельном участке 5-ти этажного 91-квартирного жилого дома с цокольным и мансардным этажами, общей площадью 9260,46 кв.м., сроком действия до 01 июля 2017 года.

В 2016 году Общество составило новый рабочий проект (корректировка существующего проекта) на строительство 5-этажного 95-квартирного жилого дома с цокольным и мансардным этажами (исполнитель - ООО «Технопрект»).

16 августа 2016 года ГУ «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» выдало положительное заключение (№ 08-1-1-3-0050-16) на указанный проект 2016 года (в связи с корректировкой блока Б).

31 октября 2016 года общество завершило строительство 95-квартирного жилого дома и в тот же день инспекцией Госстройнадзора Республики Калмыкия выдано положительное заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации на 5-этажный 91-квартирный жилой дом с цокольным и мансардным этажами площадью 9240,1 кв.м.

01 декабря 2016 года многоквартирный жилой дом (указанный как 5-этажный 91-квартирный жилой дом с цокольным и мансардным этажами площадью 9240,1 кв.м.) введен в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением Администрации г. Элисты Республики Калмыкия № 08-RU 08301000-97-2016 от 01 декабря 2016 года на ввод объекта в эксплуатацию.

17 февраля 2017 года кадастровым инженером подготовлен технический план в отношении 5-этажного 91-квартирного жилого дома с цокольным и мансардным этажами.

21 февраля 2017 года общество обратилось в УФРС по Республике Калмыкия с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет данного жилого дома (с приложением технического плана здания от 17 февраля 2017 года и разрешения на ввод в эксплуатацию от 01 декабря 2016 года).

Регистрирующим органом 07 марта 2017 года приостановлено и 07 июня 2017 года вынесено решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет данного жилого дома.

Данные акты регистрирующего органа обжалованы обществом в Арбитражный Суд Республики Калмыкия и в последующем постановлением 16 ААС от 12 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2018 года, в удовлетворении требований Общества о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета отказано.

Обществом после вынесения постановления 16 ААС от 12 сентября 2018 года предприняты следующие меры к надлежащему оформлению разрешительной документации на построенный объект.

Постановлением от 06 февраля 2019 года № 139 Администрации г. Элисты в разрешение на строительство от 13 августа 2015 года внесены изменения. В частности, продлен срок действия разрешения до 31 декабря 2019 года; в пункте 2 в позиции «Наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией» слова «5-тиэтажный 91-ноквартирный жилой дом с цокольным и мансардным этажами по <адрес>» заменены словами «5-тиэтажный 95-тиквартирный жилой дом с цокольным и мансардным этажами»; позиция «Регистрационный номер и дата выдачи положительного заключения экспертизы проектной документации и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, реквизиты приказа об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы» дополнена словами «№ 08-1-1-3-0050-16 от 16 июня 2016 года»; в пункте 4 в позиции «Общая площадь (кв.м.)» цифры «9,260,46» заменена цифрами «9,261,92», в позиции «количество этажей (шт.)» цифра «5» заменена словами «5+мансардный этаж».

Постановлением Администрации г. Элисты от 6 февраля 2019 года №138 отменено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 1 декабря 2016 года №

14 февраля 2019 года кадастровым инженером Дабжаевым А.П. подготовлен технический план здания, в котором указано, что он выполнен в связи с созданием 5-тиэтажного 95-тиквартирного жилого дома (с цокольным и мансардным этажом), расположенного по адресу: <адрес>

19 февраля 2019 года Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия на основании заявления застройщика повторно выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, с указанием основных характеристик объекта капитального строительства, а именно: 5-тиэтажный 95-тиквартирный жилой дом с цокольными и мансардными этажами <адрес>, общая площадь – 9261,92 кв.м., объем – 43652,63 куб.м., в том числе подземной части – 6236,09 куб.м., площадь постройки – 1781,74 кв.м., площадь участка – 4253,0 кв.м., количество квартир – 95, количество этажей – 5 + мансардный этаж, количество подземных этажей – 1, высота – 2,50; 2,70; 3,0 м.

28 февраля 2019 года Администрацией г. Элисты Республики Калмыкия выдано разрешение № <адрес> на ввод в эксплуатацию 5-тиэтажного 95-тиквартирного жилого дома с цокольным и мансардным этажом, общей площадью 9240,1 кв.м., количество этажей – 7, в том числе подземных – 1.

05 марта 2019 года административный истец Лиджинова Л.Х. (являющаяся дольщиком данного дома в силу договора уступки прав (договор цессии) от 25 мая 2018 года по договору об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома № 56-К-77/15 от 08 сентября 2015 года (в отношении квартиры № 77)) обратилась в УФРС по Республике Колмыкия с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет здания, расположенного по адресу: <адрес>, приложив следующие документы: технический план здания от 14 февраля 2019 г., разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28 февраля 2019 года №

Уведомлением от 13 марта 2019 года № КУВД-001/2019-2613308/1 Управление сообщило о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с несоответствием содержания документов, представленных для кадастрового учета, требованиям законодательства Российской Федерации. В данном уведомлении приведены следующие основания: 1) в нарушение пункта 57 приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 технический план не содержит планов всех этажей здания; 2) в нарушение пункта 66 Приказа от 18 декабря 2015 года границы геометрических фигур жилых помещений (квартир) показаны вместе с лоджиями (балконами); 3) выявлено разночтение между сведениями проектной документации и техническим планом: в проектной документации в квартирах блока А №№ 85, 57, 80, 54, 74, 51, 70, 48, 65, 46, в квартирах блока Б №№ 43а, 44, 21а, 22, 18, 19, 40, 41, 14, 15, 35, 36, 32, 33, 10, 11, 6, 7, 28, 29, 24, 25, 2, 3, присутствуют перегородки, в графической части технического плана указанные перегородки отсутствуют, что является нарушением требований части 8 статьи 24 Федерального закона № 218-ФЗ; 4) Согласно разделу «Чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости)» между точками 116-117 и 87-17 присутствует наземный контур. Согласно проектной документации между блоками А и Б наземного контура нет. Также выявлено расхождение между текстовой и графической частью Технического плана: согласно текстовой части (эксемель-схема) здание состоит из подземного контура и надземного, согласно графической части (раздел Чертеж) здание состоит из контура подземного и надземного; 5) в нарушение требований приказа Минэкономразвития России от 01 марта 2016 года № 90 неверно определена площадь объекта недвижимости (здания) (подпункт 13 пункта 43 Требований № 953), поскольку площадь здания определяется как сумма площадей этажей жилого здания, площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен; 6) здание расположено в зоне ОЖ -07/2, в отношении которой градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки г.Элисты определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (количество этажей для здания 5, высота 25 м.), технический план содержит сведения о количестве этажей здания – 7. В нарушение статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический план не содержит данные о высоте здания.

После получения указанного уведомления административным истцом Лиджиновой Л.Х. 25 апреля 2019 года в Управление представлен технический план здания от 25 апреля 2019 года, подготовленный кадастровым инженером Дабжаевым А.П.

17 мая 2019 года Управлением в адрес Лиджиновой Л.Х. направлено уведомление № не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета с указанием на то, что в случае, если в течение срока приостановления не будут устранены приведенные в уведомлении о приостановлении причины, в осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ будет отказано. В данном уведомлении от 17 мая 2019 года органом приведены ссылки на судебные акты 16 ААС (12.09.2018 г.), а также последующие акты Арбитражного суда Северо-Кавказского округа и Верховного Суда Российской Федерации, установившие основные характеристики спорного жилого дома, несоответствие которым в разрешительной документации не устранено: застройщик не изменил проектную документацию, не провел экспертизу фактически построенного дома, не представил корректный технический план многоквартирного жилого дома и не представил документы для ввода в эксплуатацию нового дома, а также не заключил с дольщиками как жилых, так и нежилых помещений дополнительные соглашения к договору об участии в долевом строительстве, где будет указано не 5 (пяти), а 7 (семи) этажный дом и не 91, а 95 квартир и 17 нежилых. Также согласно данному уведомлению в начальной стадии апелляционной инстанции 20 февраля 2018 года проектировщик обратился в Арбитражный суд с жалобой (которая в последующем отозвана), где указал, что спорный объект имеет значительные отклонения от проекта, кадастрового паспорта и технического плана (отсутствуют 4 отдельных входа в нежилые помещения и имеются иные отклонения, не отраженные в техническом плане, которые влекут разницу в площадях между техническим планом и фактической площадью объекта), которые имеют существенное значение и влияют на конструктивную и пожарную безопасность объекта. Кроме того, в указанном уведомлении регистрирующим органом приведены препятствующие кадастровому учету объекта недвижимости основания: 1) согласно техническому плану общая площадь здания составляет 9572,9 кв.м., в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 28.02.2019 г. общая площадь - 9240,1 кв.м., что не соответствует требованиям к определению площади здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90; 2) выявлены разночтения между сведениями, содержащимися в проектной документации и в техническом плане: в цокольном и мансардном этажах в проектной документации присутствуют перегородки, на планах этажей в техническом плане данных перегородок не имеется (нарушение части 8 статьи 24 Федерального закона №218-ФЗ); 3) в нарушение пункта 66 приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 границы геометрических фигур жилых помещений (квартир) показаны вместе с лоджиями (балконами); на поэтажных планах квартир 24 и 25 отсутствуют ограждающие конструкции (стены) между лоджиями и остальными помещениями квартир; 4) в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию общая площадь помещений общего пользования указана как 1079,3 кв.м., площадь цокольного этажа – 1997,9 кв.м., в то же время в разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана – площадь помещений общего пользования – 1068,9 кв.м., площадь помещений цокольного этажа – 929 кв.м.; 5) в разрешении на строительство от 13 августа 2015 года № с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации г. Элисты от 06 февраля 2019 года № 139, в позиции «Количество этажей» указано – «5 + мансардный этаж», в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 28 февраля 2019 года – «5 + мансардный этаж + цокольный этаж».

13 июня 2019 года Управлением принято решение № об отказе в государственном кадастровом учете (на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) со ссылкой на то, что причины, препятствующие постановке спорного объекта на государственный кадастровый учет, изложенные в уведомлении о приостановлении и в уведомлении о не устранении причин приостановления постановки на государственный кадастровый учет, полностью не устранены. Кроме того, указано: 1) согласно техническому плану общая площадь здания составляет 9572,9 кв.м., в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 28 февраля 2019 года общая площадь указана 9240,1 кв.м.; 2) имеются расхождения между техническим планом и проектной документацией (в проектной документации в цокольном и мансардном этажах присутствуют перегородки, на планах этажей в техническом плане данных перегородок не имеется); 3) границы геометрических фигур жилых помещений (квартир) показаны вместе с лоджиями (балконами), на поэтажных планах квартир 24 и 25 отсутствуют ограждающие конструкции (стены) между лоджиями и остальными помещениями квартир; 4) в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию общая площадь помещений общего пользования указана как 1079,3 кв.м., площадь цокольного этажа – 1997,9 кв.м., в то же время в разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана общая площадь помещений общего пользования – 1068,9 кв.м., площадь помещений цокольного этажа – 929 кв.м.; 5) в разрешении на строительство от 13 августа 2015 года № с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации г. Элисты от 06 февраля 2019 года в позиции «Количество этажей» указано – «5 + мансардный этаж», в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 28.02.2019 г. – «5 + мансардный этаж + цокольный этаж». Из указанного решения также следует, что арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанции, а также решением Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении жалоб представителя застройщика отказано, поскольку дольщики данного дома заключили договоры об участии в долевом строительстве с ООО «СтройИндустрия» и свои обязательства перед ним исполнили, в связи с чем правоотношения у дольщиков возникают только с застройщиком.

Признавая незаконным отказ регистрирующего органа, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о том, что представленные административным истцом документы содержат все необходимые сведения для осуществления государственного кадастрового учета здания, в связи с чем, оспариваемое решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет является необоснованным и нарушает права и законные интересы участников долевого строительства, являющихся добросовестными приобретателями.

С выводами суда следует согласиться.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Как установлено частью 1 статьи 14 этого же Закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества (пункт 2); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьей 26 Федерального закона №218-ФЗ. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 1 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; в силу пункта 7 части 1 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 27 данного Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В силу части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство.

В соответствии с пунктом 3 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, в числе прочего, является несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи;

По делу установлено, что здание, расположенное по адресу: Республика Калмыкий, г. Элиста, ул. Ю. Клыклова, 77, было возведено на основании выданного в установленном порядке разрешения, в которое в установленном законом порядке внесены изменения, проектная документация здания (в том числе измененная) в соответствии с требованиями части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации прошла экспертизу.

Указанное свидетельствует о том, что при выдаче разрешения на строительство и внесении изменений в разрешение на строительство, орган, выдавший разрешение на строительство, проверил и подтвердил соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом. В случае несоответствия проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентам, уполномоченный орган не выдал бы разрешение на строительство.

Разрешение на строительство, решение о внесении изменений в разрешение на строительство на указанное здание никем не оспорено и не отменялось.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

28 февраля 2019 года Администрацией г. Элиста Республики Калмыкия выдано разрешение № на ввод объекта в эксплуатацию.

Факт выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию свидетельствует о том, что уполномоченный орган удостоверил выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства установленным требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции разрешение № на ввод объекта в эксплуатацию никем не оспорено и не отменено.

В соответствии с частью 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Частью 8 статьи 41 Федерального закона 218-ФЗ регламентировано, что одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Между тем административные ответчики не представили суду доказательств того, что проектная документация здания (в том числе измененная) не соответствует требованиям, установленным градостроительным регламентом, а также не представлено доказательств того, что разрешение на строительство и внесение изменений в разрешение на строительство, разрешение № 08-RU 08301000-6-2019 на ввод в эксплуатацию выданы в нарушение градостроительного законодательства. Соответственно, отсутствуют доказательства наличия оснований для отказа Лиджиновой Л.Х. в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, являются правомерными выводы суда первой инстанции о незаконности решения государственного регистратора об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>

При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 августа 2019года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 30 апреля 2021 года.

Председательствующий А.Е. Иванов

Судьи Н.В. Усенко

Ю.Б. Капункин

Постановление18.06.2021