ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-266/2022 от 29.09.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 88А-8602/2022

№ 2а-266/2022

г. Пятигорск

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Нафикова И.А.,

судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗацепИ. И. В.

на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.07.2022

по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя к ЗацепИ. И. В. о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К., пояснения Зацепилина И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ставрополя (далее также - ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Зацепилина И.В. недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере руб. и пеней по нему за 2019 год в размере руб. и за 2018 год в размере руб., требования мотивированы неисполненной налоговой обязанности, несмотря на направленные в адрес налогоплательщика налоговые уведомления и требования об их уплате.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17.02.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.07.2022, требования удовлетворены.

Не согласившись с постановленными судебными актами административный ответчик обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, настаивает на том, что налоговым органом пропущен процессуальный срок для обращения с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа и обращения в суд, кроме того, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в 2019 в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков установлена иная кадастровая стоимость, тогда как налоговая база рассчитана без их учета, что судами учтено не было.

Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24.08.2022.

В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 стать 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.

Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и исчисленные в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в его отношении (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика, либо по почте заказным письмом, в таком считаются полученными по истечении шести дней с даты его направления (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговое уведомление и требование направляются физическому лицу по месту пребывания, адрес которого предоставляется налоговому органу органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), сообщая о фактах регистрации физического лица.

При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Зацепилину И.В. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами

Расчет сумм налоговых обязательств осуществлен налоговым органом исходя из информации предоставленной Управлением Росреестра.

В отношении объектов налогообложения за 2019 год сформировано налоговое уведомление от 01.09.2020, в котором исчислены и предъявлены к уплате его налоговые обязательства по земельному налогу в размере руб. Уведомление направлено в адрес налогоплательщика через личный кабинет.

По состоянию на 02.12.2020 налоговым органом налогоплательщику выставлено требование № 45867 об уплате сумм налоговых обязательств земельного налога (без указания периода) руб. а также исчислены и предъявлены к уплате пени в размере руб., которые предложено уплатить в срок до 19.01.2021. Требование направлено налогоплательщику через личный кабинет.

Также налоговым органом в его адрес выставлено требования от 15.12.2020 с исчисленными обязательствами по земельному налогу за 2019 год в размере руб. и исчисленные пери в размере руб., которые предложено уплатить до 02.02.2021. Требование направлено налогоплательщику через личный кабинет.

После истечения установленных сроков и неисполнения требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании спорных сумм налоговых обязательств, которое было удовлетворено, 06.08.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 23.08.2021, на основании заявления должника, отменен.

Отмена судебного приказа послужила основанием для обращения налогового органа в суд в порядке административного искового судопроизводства 18.11.2021.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого по существу согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Зацепилин И.В. является плательщиком земельного налога, порядок и процедура направления уведомления и требований об уплате налога и пени налоговым органом соблюдены, основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате налога отсутствуют, налоговая база для исчисления размера взыскиваемого налога за 2019 г. правомерно определена исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Также судами указано, что налоговая база определена Инспекцией исходя из информации о кадастровой стоимости земельных участков, полученной от уполномоченного органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, доказательств иной кадастровой стоимости земельных участков в материалы дела не представлено.

Между тем судом не учтены следующие обстоятельства.

Зацепилин И.В., не согласившись с расчетом налоговой базы для исчисления размера взыскиваемого земельного налога за 2018 год, определенной исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае», 16.08.2019 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с использованием недостоверных сведений об объектах недвижимости при определении кадастровой стоимости.

Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Ставропольском крае при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Ставропольском крае (далее - Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ, заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости четырнадцати земельных участков в связи с использованием недостоверных сведений об объектах недвижимости при определении их кадастровой стоимости, удовлетворены. Комиссией принято решение - в соответствии с пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 № 114 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости» направить решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес заказчика работ по государственной оценке объектов недвижимости на территории Ставропольского края - министерства имущественных отношений Ставропольского края.

Частью 7 статьи 24 Федерального закона 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу этого федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношения с участием административного истца) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 114 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее также - Порядок), который устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случаях использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 1).

Из положений пунктов 2 и 3 Порядка следует, что в случае принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ уведомляется о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости с учетом решения Комиссии и обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости (пункт 4 Порядка).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей (абзацы пятый и шестой статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

Разрешая спор, суды не установили, было ли исполнено решение Комиссии, установлен ли размер кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом достоверных сведений о них, при том что неисполнение уполномоченными органами в установленный срок требований Порядка не может повлечь отрицательных налоговых последствий для гражданина (налогоплательщика земельного налога).

В связи с этим выводы судов о верном исчислении налоговым органом административному ответчику земельного налога за 2019 г. и пени за 2018, 2019 годы, в отношении указанных объектов недвижимости основан на ошибочном толковании норм приведенного законодательства в их совокупности и взаимной связи.

С учетом того, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Зацепилина И.В., в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, установив реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика за рассматриваемый налоговый период на дату вынесения решения.

Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.07.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ставрополя.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий И.А. Нафиков

Судьи Ю.К. Белоусова

Р.Ф.Фахретдинова

Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.09.2022.