ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-2764/2021
8а-12422/2022 (88а-19252/2022)
г. Краснодар 31 мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Напалковой А.В., Напалкова В.И. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 31 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 6 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Напалковой А.В., Напалкова В.И. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Напалкова А.В. и Напалков В.И. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда в признании малоимущими.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 31 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 6 октября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Напалковой А.В., Напалковым В.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 11 марта 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 15 апреля 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, семья в составе трех человек: Напалковой А.В., Напалкова В.И. и несовершеннолетнего Напалкова А.А. согласно справке комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда от 29 января 2021 года имеет основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заключением комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда от 25 февраля 2021 года Напалковы не признаны малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимость имущества, подлежащего налогообложению, превышает пороговые значения размера дохода и стоимости имущества, установленные решением Волгоградской городской Думы от 22 ноября 2007 года, для признания граждан малоимущими.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям
Согласно статье 49 данного Кодекса по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктом 4 статьи 2 Закона Волгоградской области от 4 августа 2005 года № 1096-ОД «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» предусмотрены основания для принятия решения об отказе в признании малоимущими граждан, в том числе при превышение размера среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, либо размера среднемесячного дохода одиноко проживающего гражданина и (или) стоимости приходящейся на каждого члена семьи доли имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, или стоимости имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, пороговых значений дохода и стоимости имущества.
Согласно решению Волгоградской городской Думы от 22 ноября 2007 года № 51/1292 «Об установлении пороговых значений размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда» пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, претендующего на предоставление его семье по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Волгограда (гражданина-заявителя), и пороговое значение дохода одиноко проживающего гражданина, претендующего на предоставление ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Волгограда, установлен в размере 1,5-кратной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (для семей, имеющих в своем составе разные социально-демографические группы) или 1,5-кратной величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы (для семей, члены которой относятся к одной социально-демографической группе), официально установленной постановлением Главы Администрации Волгоградской области на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Волгограда. Пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда, исходя из расчетного показателя рыночной стоимости приобретения жилого помещения согласно приложению (п.1.1,1.2)
При расчете пороговых значений размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина, для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда администрация Волгограда должна применять величину прожиточного минимума в расчете на душу населения (для семей, имеющих в своем составе разные социально-демографические группы) или величину прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы (для семей, члены которой относятся к одной социально-демографической группе), официально установленную постановлением Главы Администрации Волгоградской области на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Волгограда. При расчете пороговых значений стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда применять среднюю расчетную рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья, утвержденную приказом Министерства регионального развития Российской Федерации для Волгоградской области для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Волгограда (п.2.1,2.2 решению Волгоградской городской Думы от 22 ноября 2007 года № 51/1292).
Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма утверждена постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 года № 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде».
С 1 марта 2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде установлена в размере 14 кв. м общей площади на одного человека.
Расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 1 654 758 рублей (из расчета 14х3х39399).
В ходе проверочных мероприятий, проведенных административным ответчиком установлено, что истцы имеют в собственности квартиру, четыре земельных участка и автомобиль.
Стоимость имущества семьи, подлежащего налогообложению, составила 1 833 487 рублей, что превышает расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, составил 10 877 рублей.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 31 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 6 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 мая 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Русаков