ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2805/19 от 01.09.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-2805/2019

г. Краснодар 1 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шелудько В.В.

судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ляшко Д.А. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 25 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Крымской таможни о взыскании с Ляшко Д.А. таможенных платежей.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав объяснение Ляшко Д.А., настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения участвовавших в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи представителей Крымской таможни по доверенности Гончаровой Е.А. и Зинчук О.Д., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

исполняющий обязанности начальника Крымской таможни Родионов О.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ляшко Д.А. о взыскании таможенных платежей в размере 239 822 рубля 05 копеек, пени в сумме 50 151 рубля 14 копеек.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 1 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 25 февраля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, также с Ляшко Д.А. в пользу бюджета г. Севастополя взыскана государственная пошлина в размере 6 100 рублей.

В кассационной жалобе, поданной Ляшко Д.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.

Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 6 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 6 августа 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Выслушав объяснение Ляшко Д.А., настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснения представителей Крымской таможни по доверенности Гончаровой Е.А. и Зинчук О.Д., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 14 марта 2019 года Крымской таможней Ляшко Д.А. предъявлено уведомление об уплате таможенных платежей в связи с не вывозом за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенного по пассажирской таможенной декларации автомобиля марки <данные изъяты> 2006 года выпуска с государственным регистрационным , до истечения предельного максимального срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Уведомление административным ответчиком получено, однако таможенные платежи не оплачены.

Гражданином Украины Ляшко Д.А. указанный автомобиль 28 апреля 2016 года был временно ввезен и оформлен в качестве временно ввозимого физическим лицом для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза транспортного средства истек 2 апреля 2017 года, при этом данный срок не продлевался.

В силу части 6 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.

На основании части 3 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

Согласно пункту 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего до 1 января 2018 года, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Аналогичная норма содержится и в пункте 1 статьи 264 ТК ЕАЭС, согласно которому допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами государств - членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года.

Согласно пункту 5 статьи 358 ТК ТС в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент выставления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени на дату выставления уведомления регулировался ТК ЕАЭС, главой 35 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона № 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона (часть 5 указанной нормы).

Согласно части 11 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Частью 14 указанной нормы предусмотрено право таможенного органа при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке начислять пени при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. Также право на уточнения исковых требований на дату вынесения решения.

Ответчик не выполнил свою обязанность по уплате таможенных платежей в сроки, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации, пени рассчитаны по состоянию на 28 мая 2019 года.

Судебные инстанции обоснованно не приняли во внимание доводы административного ответчика о невозможности своевременного вывоза транспортного средства с территории Российской Федерации в связи с его хищением.

Административный ответчик направил в таможенный орган постановление об отказе в возбуждении уголовного дела оперуполномоченного ОУР ОП № 3 «Центральный» УМВД России по г. Симферополю от 30 марта 2017 года из которого следует, что указанный выше автомобиль в неисправном состоянии пропал 6 июня 2019 года, то есть после того, как 14 марта 2019 года выставлено требование о необходимости уплаты таможенных платежей. Иные заявления в таможенный орган административный ответчик не подавал.

Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей, может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого невозможен его обязательный вывоз. При этом судам необходимо проверять, обращалось ли лицо в компетентные органы по факту хищения (угона) транспортного средства, а также выяснять иные обстоятельства, связанные с выбытием транспортного средства из владения декларанта, в том числе учитывать сведения, характеризующие потерпевшего, принимать во внимание частоту угонов (хищений) ввозимых им транспортных средств.

При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 25 февраля 2020 года отменить.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 сентября 2020 года.

Председательствующий В.В. Шелудько

Судьи Н.В. Усенко

Е.И. Иванов