ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2824/20 от 13.09.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-2824/2020

88а-21029/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 13 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Гайдарова М.Б., Кривенкова О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черняевского И.В. на решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 27 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району города Нижнего Новгорода к Черняевскому И.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Сормовскому району города Нижнего Новгорода (далее – ИФНС России по Сормовскому району г. Н. Новгорода) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Черняевского И.В. задолженность по уплате транспортного налога в размере 44 042 рублей за 2018 год, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 17 декабря 2018 года по 9 июля 2019 года в размере 2 278 рублей 04 копейки и за период с 3 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года в размере 188 рублей 28 копеек.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что административный ответчик в налоговый период 2018 года являлся собственником автомобилей марки , государственный регистрационный знак и марки , государственный регистрационный знак а следовательно, плательщиком транспортного налога. Налоговым органом Черняевскому И.В. был начислен транспортный налог за 2018 год в размере 44 042 рублей, сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 года и направлено налоговое уведомление, которое не исполнено, в связи с чем налогоплательщику было выставлено требование по состоянию на 23 декабря 2019 года об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 44 042 рублей и пени за период 3 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года пени в размере 188 рублей 28 копеек, сроком исполнения до 24 января 2020 года. Также направлено требование об уплате пени в сумме 2 278 рублей 04 копейки по состоянию на 10 июля 2019 года, сроком исполнения до 28 октября 2019 года, за неуплату налога за 2017 год. Требования не исполнены. Судебным приказом мирового судьи от 27 мая 2020 года заявление налогового органа о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворено. Определением от 9 июня 2020 года в связи с поступившими возражениями должника судебный приказ отменен.

Решением Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 29 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 27 января 2021 года, административный иск удовлетворен.

В кассационной жалобе, поданной 15 июля 2021 года через Сормовский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 30 июля 2021 года, Черняевский И.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что по договору купли-продажи от 11 мая 2017 года продал транспортное средство, на которое начислен транспортный налог за 2018 год, Сиянову Д.А. Право на транспортное средство не было прекращено в органах ГИБДД в связи с запретом на совершение регистрационных действий, наложенным 24 марта 2015 года <адрес> судом.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Черняевский И.В. являлся в 2018 году плательщиком транспортного налога, который им не был своевременно уплачен, вследствие чего начислены пени. Порядок и процедура направления уведомления и требований соблюдена, расчет соответствует закону, задолженность по недоимки и пени не погашена, срок на обращение в суд соблюден. Довод административного ответчика об отсутствии обязанности по уплате налога в спорный период не может быть принят во внимание, поскольку обязанность по уплате транспортного налога лежит на лице, на которое зарегистрировано транспортное средство, в связи с чем риск наступления неблагоприятных последствий наступает в случае, если налогоплательщик не совершил действий по снятию транспортного средства после его продажи.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней (статьи 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации

Из материалов административного дела следует и установлено судами, что ФИО1 в период 2017-2019 годы являлся собственником транспортного средства , 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак , за которое ему начислен транспортный налог.

Налоговым органом налогоплательщику направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2018 год, что соответствовало статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, которое в срок для добровольного исполнения (до 2 декабря 2019 года) не исполнено, в связи с чем были выставлены требования об уплате недоимки за 2018 год и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в срок до 24 января 2020 года, а также об уплате пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год, которые в установленный срок не исполнены.

27 мая 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 44 042 руб. и пени, что соответствовало пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 от 9 июня 2020 года в связи с поступившими возражениями должника судебный приказ от 27 мая 2020 года отменен.

27 августа 2020 года ИФНС России по Сормовскому району г. Н. Новгорода обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, что соответствует положениям пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении заявленных требований.

Довод кассационной жалобы о том, что административный ответчик не должен оплачивать транспортный налог за 2018 год, поскольку по договору купли-продажи от 11 мая 2017 года продал спорное транспортное средство Сиянову Д.А., а право на транспортное средство не было прекращено в органах ГИБДД в связи с наложенным судом 24 марта 2015 года запретом на совершение регистрационных действий, не может быть принят во внимание.

Из материалов административного дела следует, что Черняевский И.В. приобрел спорный автомобиль по договору купли-продажи от 26 февраля 2015 года у ФИО5, но являвшийся предметом залога по договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и <данные изъяты> в рамках договора займа.

Решение Кировского районного суда города Саратова от 29 января 2015 года на как предмет залога было обращено взыскание, а апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 марта 2015 года наложен арест на совершение регистрационных действий, о чем Черняевский И.В. узнал 2 октября 2015 года.

Заведомо зная о наложенном судом запрете и невозможности совершения регистрационных действий относительно транспортного средства, административный ответчик по договору купли-продажи от 11 мая 2017 года продает его третьему лицу, тем самым осознавая наступление неблагоприятных последствий для себя как налогоплательщика.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 ноября 2017 года Черняевский И.В. признан добросовестным приобретателем названного автомобиля, однако установленный запрет на регистрационные действия судом не отменен включительно по 2019 год.

Согласно пункту 3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 26 июня 2018 г. № 399 (действовавших на момент спорных правоотношений) не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 45 Правил регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 44 Правил изменение регистрационных данных транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке. предусмотренных законодательством Российской Федерации, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда, должно быть возвращено или передано транспортное средство; должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Действия, направленные на снятие транспортного средства с регистрационного учета, административный ответчик стал совершать только в 2019 году, однако невозможность снять транспортное средство с регистрационного учета не свидетельствуют об отсутствии у Черняевского И.В. обязанности по уплате транспортного налога за спорный налоговый период.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 27 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черняевского И.В. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи