ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2946/2021 от 27.04.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 88А-3545/2022

№ 2а-2946/2021

г. Пятигорск 27 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Юлдашева Р.Х.,

судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства внутренних дел по Республике Дагестан

на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 23.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20.01.2022

по административному делу по административному исковому заявлению Хамзатова Х. З. к министерству внутренних дел по Республике Дагестан, Отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Шамильскому району о признании действий незаконными, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К., а также пояснения представителя административного ответчика Джанакаевой Р.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Хамзатов Х.З. обратился в суд с административным исковым заявлением со следующими требованиями:

о признании незаконными, нарушающими его права и свободы, действий старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 7 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгоград Волгоградской области Капитонова В.П., выразившихся в задержании, отобрании объяснений о маршруте движения и других данных Хамзатова Х.З.;

о признании незаконными, нарушающими его права и свободы, действий отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Шамильскому району Республики Дагестан (далее отдел МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан) и Министерства внутренних дел по Республике Дагестан (далее МВД России по Республике Дагестан), выразившихся в постановке на профилактический учет по категории «Экстремист»;

о возложении на отдел МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан и МВД России по Республике Дагестан обязанностей в течение одного месяца устранить в полном объеме допущенные в отношении Хамзатова Х.З. нарушения прав и свобод, снять с профилактического учета по категории «Экстремист», направив соответствующие сведения в органы внутренних дел (и их подразделения) для исключения его из информационных без данных лиц, состоящих на профилактическом учете;

о возложении на отдел МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан и МВД России по Республике Дагестан обязанностей в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и Хамзатову Х.З.

Требования мотивированы тем, что 07.10.2017 он был остановлен на контрольнопропускном пункте «Красный-мост» сотрудником полиции для проверки документов, в ходе которой ему было сообщено о том, что он состоит на профилактическом учете по категории «Экстремист». Затем он был препровожден на пост, где у него были отобраны письменные объяснения о роде его деятельности, маршруте и цели следования. Также ему было сообщено о том, что все его передвижения, как лица, состоящего на профилактическом учете, отслеживаются. В нарушение права на неприкосновенность частной жизни в отношении него органами полиции осуществляется сбор, хранение, обработка и использование информации о его частной жизни, на что он согласия не давал. Задержан и опрошен он был незаконно, каких-либо оснований для проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий не имелось, он ведет законопослушный образ жизни, к какой-либо ответственности, как экстремист не привлекался. Ранее он не был проинформирован о факте постановки на профилактический учет, ее причинах и основаниях.

Решением Советского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 11.05.2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26.03.2019, административный иск удовлетворен частично, признаны незаконными, нарушающими права и свободы Хамзатова Х.З., действия отдела МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан и МВД России по Республике Дагестан, выразившиеся в постановке Хамзатова Х.З. на профилактический учет по категории «Экстремист». На отдел МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан и МВД России по Республике Дагестан возложены обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные в отношении Хамзатова Х.З. нарушения прав и свобод, снять Хамзатова Х.З. с профилактического учета по категории «Экстремист» и направить соответствующие сведения в органы внутренних дел (и их подразделения) для исключения Хамзатова Х.З. из информационных без данных лиц, состоящих на профилактическом учете; на отдел МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан и МВД России по Республике Дагестан возложены обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и Хамзатову Х.З.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.

Суды пришли к выводу, что МВД России по Республике Дагестан не были представлены доказательства, свидетельствующие о наличии законных оснований для включения административного истца в список лиц, состоящих на профилактическом учете по категории «Экстремист». Суды посчитали указанное обстоятельство установленным на основании письменных ответов МВД России дел по Республике Дагестан от 14.02.2018 и 19.02.2018.

Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2019 решение Советского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 11.05.2018 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26.03.2019 в части, в которой удовлетворены отдельные административные исковые требования Хамзатова Х.З., отменены, административное дело по административному иску Хамзатова Х.З. в указанной части направить на новое рассмотрение в Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан в ином составе судей.

Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что из ответа от 14.02.2018 следует, что Хамзатов Х.З. был постановлен на профилактический учет «Экстремист» 1.02.2014 по инициативе отдела МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан как лицо, поддерживающее связь с подучетными лицами, состоящими на данном профилактическом учете, сведений о том, что он продолжает состоять на этом учете, письменный ответ, как и остальные материалы административного дела, не содержит. Из ответа информационного центра от 19.02.2018 следует, что Хамзатов Х.З. состоит на профилактическом учете информационного центра, однако, из этого ответа не следует, что административный истец состоит на профилактическом учете именно по категории «Экстремист».

Верховный Суд Российской Федерации в кассационном определении указал, что факт нахождения Хамзатова Х.З. на профилактическом учете по категории «экстремист» на период рассмотрения дела в суде никакими доказательствами не подтвержден. Кроме того, разрешая заявленные требования, суды не выяснили, какими нормативными правовыми актами определены порядок и основания постановки на профилактический учет по категории «экстремист», на основании какого нормативного правового акта Хамзатов Х.З. был поставлен на учет в 2014 году, а также какие правовые последствия влечет постановка на такой учет и какие обязанности возложены действующим законодательством на лиц, состоящих на этом учете.

Верховный Суд Российской Федерации указа, что в том случае, если материалы, подлежащие исследованию судом в целях установления указанных обстоятельств, содержат сведения, отнесенные к государственной тайне с присвоением грифа «секретно», данное административное дело в силу пункта 1 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежало передаче по подсудности в Верховный Суд Республики Дагестан.

При новом рассмотрении сторона административного истца, в лице представителя, уточнил заявленные требования, просил признать незаконными, нарушающими права и свободы Хамзатова Х.З., действия отдела МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан, МВД по РД, выразившиеся в постановке на профилактический учет по категории «Экстремист», о возложении обязанности на отдел МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан, МВД по РД в месячный срок устранить в полном объеме допущенные в отношении Хамзатова Х.З. нарушения прав и свобод, снять с профилактического учета по категории «Экстремист», направив соответствующие сведения в органы внутренних дел (и их подразделения) для исключения его из автоматизированного банка данных профилактического назначения АБД «Дагестан», о возложении обязанности на отдел МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан, МВД по РД в месячный срок исключить из автоматизированного банка данных профилактического назначения АБД «Дагестан» сведения о нахождении Хамзатова X.3. на профилактическом учете по категории «Экстремист» и о возложении обязанности на отдел МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан, МВД по РД сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в суд и Хамзатову Х.З. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 23.09.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20.01.2022 требования удовлетворены частично, признаны незаконными, нарушающими права и свободы Хамзатова Х.З., действия Отдела МВД России по Шамильскому району Республики Дагестан, выразившиеся в постановке на профилактический учет по категории «Экстремист», в удовлетворении иной части требований отказано. Суды посчитали указанное обстоятельство установленным на основании письменного ответа МВД России по Республике Дагестан от 14.02.2018 № 2/18-1139 на запрос Главного Управления МВД России по СКФО от 12.02.2018 № 370, что гражданин Хамзатов Хусейн Зубарович 1973 года рождения, был поставлен на профилактический учет по категории «Экстремист» 13.02.2014, по инициативе ОМВД России по Шамильскому району, как лицо поддерживающее связь с подученными, состоящими на указанном профилактическом учете. При этом административными ответчиками не представлены доказательства с учетом их допустимости, достоверности и достаточности, свидетельствующие о наличии законных оснований для постановки Хамзатова Х.З. на профилактический учет по категории «Экстремист».

Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик МВД по Республике Дагестан обжаловал их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о их незаконности, как принятых с нарушением норм процессуального и материального права, без учета фактических обстоятельств дела, на основании доказательств, не отвечающих критериям допустимости и достоверности.

Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 05.03.2022.

В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера, возражений не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в их отсутствие.

Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и оспариваемые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что административными ответчиками не представлены доказательства с учетом их допустимости, достоверности и достаточности, свидетельствующие о наличии законных оснований для постановки Хамзатова Х.З. на профилактический учет по категории «Экстремист».

Из решения суда первой и инстанции следует, что факт такой постановки подтверждается письменным ответом МВД России по Республике Дагестан от 14.02.2018 № 2/18-1139 на запрос Главного Управления МВД России по СКФО от 12.02.2018 № 370, из которого следует, что гражданин Хамзатов Х. З. 1973 года рождения, был поставлен на профилактический учет «Экстремист» 13.02.2014, по инициативе ОМВД России по Шамильскому району, как лицо поддерживающее связь с подученными, состоящими на указанном профилактическом учете.

С выводами суда первой инстанции согласилась апелляционная инстанция.

Вместе с тем, данному ответу уже дана оценка судебным актом Верховного Суда Российской Федерации. Отменяя решения судов первой и апелляционной инстанций и направляя дело на новое рассмотрение Верховный Суд Российской Федерации указал, что разрешая заявленные требования, суды не выяснили, какими нормативными правовыми актами определены порядок и основания постановки на профилактический учет по категории «Экстремист», на основании какого нормативного правового акта Хамзатов Х.З. был постановлен на учет в 2014 году, а также какие правовые последствия влечет постановка на такой учет и какие обязанности возложены действующим законодательством на лиц, состоящих на этом учете.

При новом рассмотрении административные ответчики неоднократно представляли сведения о том, что Хамзатов Х.З. состоит на профилактическом учете с 2017 года по настоящее время в связи с судимостью по приговору суда от 13.02.2017, которым он осужден по части 1 статьи 222, части 1 статьи 222.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы со штрафом.

Начальником Информационного центра МВД по Республике Дагестан суду дан ответ от 13.07.2021, что информацией о постановке Хамзатова Х.З. на какой-либо иной профилактический учет, Информационный центр не располагает.

Вместе с тем суды, не давая надлежащую оценку ответам и позиции административных ответчиков, что Хамзатов Х.З. на оспариваемом им учете не состоит, вновь факт постановки Хамзатова Х.З. на профилактический учет по категории «Экстремист» посчитали установленным копией письменного ответа МВД России по Республике Дагестан от 14.02.2018 № 2/18-1139 на запрос Главного Управления МВД России по СКФО от 12.02.2018 № 370, из которого следует, что гражданин Хамзатов Хусейн Зубарович 1973 года рождения, был поставлен на профилактический учет «Экстремист» 13.02.2014, по инициативе Отдела МВД России по Шамильскому району, как лицо поддерживающее связь с подученными, состоящими на указанном профилактическом учете.

Вместе с тем, как уже оценил данное доказательство Верховный Суд Российской Федерации в кассационном определении от 06.11.2019, указав, что факт нахождения Хамзатова Х.З. на профилактическом учете по категории «Экстремист» на период рассмотрения административного дела в суде, в том числе с учетом данного доказательства, не подтвержден.

Суды оставили без внимания то обстоятельство, что в ответе не указано, что Хамзатов Х.З. поставлен на профилактический учет именно по категории «Экстремист», в ответе указано, что он стоит на профилактическом учете «Экстремист», что не свидетельствует о присвоении ему такой категории.

Более того, как обоснованно указано в кассационной жалобе, судами дана оценка данному доказательству без учета требований к его допустимости и достоверности. Так, указанный ответ имеется в материалах дела в виде копии, фактически представляет собой сведения по переписке структур, его происхождение неясно, сведения содержащиеся в нем не были представлены соответствующим образом суду, в ходе судебного разбирательства подтверждены не были.

Судами обстоятельства на основании какого нормативного правового акта Хамзатов Х.З. был постановлен на учет в 2014 году, не установлены, административные ответчики, в том числе Отдел МВД России по Шамильскому району, данный факт отрицали. Как и не выяснялся вопрос о его нахождении на данном учете в настоящее время.

Статьей 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрено, что противодействие экстремистской деятельности осуществляется путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, а также выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций и физических лиц.

Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусмотрено, что профилактика правонарушений осуществляется по основным направлениям, к которым относится, в том числе, и противодействие терроризму и экстремистской деятельности (пункт 8 части 1 статьи 6). Реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется, в том числе, посредством применения в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовнопроцессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера в целях предупреждения правонарушений (пункт 9 части 2 статьи 6). Специальные меры профилактики правонарушений в пределах установленной компетенции уполномочены применять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовноисполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 6).

Специальные меры профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, применяются субъектами профилактики правонарушений и их должностными лицами при выявлении правонарушений либо причин и условий, способствующих их совершению, а также лиц, поведение которых носит противоправный или антиобщественный характер, или лиц, намеревающихся совершить правонарушение (часть 2 статьи 16 Федерального закона ««Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»).

Профилактическое воздействие может осуществляться, в том числе, и в форме профилактического учета, который предназначен для информационного обеспечения деятельности субъектов профилактики правонарушений. Ведение профилактического учета (сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление информации), в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, осуществляется субъектами профилактики правонарушений в пределах их полномочий в соответствии с порядками и требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти (пункт 4 части 1 статьи 17, части 1 и 2 статьи 21 этого же федерального закона).

Из приведенных положений следует, что законодатель допускает принятие таких профилактических мер как ведение уполномоченными органами профилактического учета, в том числе в целях выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности.

Судом первой инстанции юридически значимые обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного разрешения настоящего спора, относительно факта нахождения Хамзатова Х.З. на профилактическом учете по категории «Экстремист», в том числе в настоящее время, не установлены.

Фактически указание Верховного Суда Российской Федерации судами не выполнено, что является существенным процессуальным нарушением, предусмотренным частью 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущим отмену состоявшихся судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное выше, разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 23.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20.01.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Махачкалы.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Х. Юлдашев

Судьи Ю.К. Белоусова

Г.К. Зайнуллина

Мотивированное кассационное определение изготовлено 27.04.2022.