ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-3039/20 от 06.09.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-3039/2020

88а-22249/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Васляева В.С.,

судей Кривенкова О.В., Софронова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Брянской области на решение Бежицкого районного суда города Брянска от 23 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 4 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Бежицкого района города Брянска к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянская городская больница № 1» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А., объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е., поддержавшей доводы кассационного представления, представителя Государственного автономного учреждения здравоохранения «Брянская городская больница № 1» Прудникова Н.С., представителя департамента здравоохранения Брянской области Исаковой И.О., возражавших против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия по административным делам

у с т а н о в и л а:

заместитель прокурора Бежицкого района города Брянска обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие Государственного автономного учреждения здравоохранения «Брянская городская больница № 1» (далее – Учреждение), выразившееся в непринятии и ненаправлении на согласование в департамент здравоохранения Брянской области локального нормативного акта, предусмотренного пунктом 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 (далее – Правила № 415); обязать Учреждение в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу разработать, принять и направить на согласование в департамент здравоохранения Брянской области указанный локальный нормативный акт.

В обоснование административного иска указал, что при проверке исполнения Учреждением законодательства, устанавливающего порядок предоставления стимулирующих выплат медицинским работникам, осуществляющим взаимодействие с больными коронавирусной инфекцией (COVID-19), проведенной прокуратурой района установлено, что у 68 пациентов в период их нахождения на лечении в Учреждении, а также у 53 работников Учреждения выявлена и лабораторно подтверждена коронавирусная инфекция.

В этой связи работники Учреждения не могут быть исключены из групп риска заражения коронавирусной инфекцией, так как непосредственно оказывали специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19.

Вместе с тем, на момент обращения с административным иском локальный нормативный акт в соответствии с пунктом 11 Правил не был разработан Учреждением, дополнительные соглашения к трудовым договорам с медицинскими работниками не заключены, ходатайства (заявления) на выделение Учреждению денежных средств на указанные выплаты медицинским работникам в департамент здравоохранения Брянской области не направлялись, соответствующие стимулирующие выплаты медицинским работникам Учреждения не произведены.

Прокурор полагает, что указанные обстоятельства привели к нарушению трудовых прав медицинских работников, не позволили им получить необходимые стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку за работу в более сложных условиях при наличии прямой угрозы их жизни и здоровью.

Решением Бежицкого районного суда города Брянска от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 4 мая 2021 года, в административном иске отказано.

В кассационном представлении, поступившем в суд первой инстанции 30 июля 2021 года, и.о. прокурора Брянской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение. Со ссылками на пункты «а» – «и» пункта 10 Правил № 415, письмо Минздрава России от 10 июня 2020 года № 16-3/И/2-8198 утверждает, что действие данных Правил распространяется и на медицинских работников Учреждения, а не только на медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи больным с подтверждённым диагнозом в специализированных медицинских стационарах, стимулирующие выплаты предоставляются вне зависимости от перепрофилирования медицинского учреждения и включения пациента в информационный ресурс (COVID-19); настаивает на том, что Учреждение оказывало медицинскую помощь больным с подтвержденным диагнозом COVID-19.

В письменных возражениях представители Учреждения и департамента здравоохранения Брянской области, каждый, просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.

Согласно части 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 415 средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в установленных в указанном пункте размерах.

В силу пункта 11 Правил локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются:

а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;

г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Как установлено судами и следует из материалов административного дела, прокуратурой Бежицкого района города Брянска проведена проверка исполнения Учреждением законодательства, устанавливающего порядок предоставления стимулирующих выплат медицинским работникам, осуществляющим взаимодействие с больными коронавирусной инфекцией (COVID-19), в ходе которой выявлено, что у 68 пациентов, находившихся на лечении в Учреждении, выявлена коронавирусная инфекция (COVID-19), они были направлены на лечение в инфекционные госпитали перепрофилированных медицинских учреждений.

Локальный нормативный акт, предусмотренный пунктом 11 Правил, Учреждением не разработан, дополнительные соглашения к трудовым договорам с медицинскими работниками не заключены, ходатайства (заявления) на выделение Учреждению денежных средств на указанные выплаты медицинским работникам в департамент здравоохранения Брянской области не направлялись, соответствующие стимулирующие выплаты медицинским работникам Учреждения не были произведены.

В адрес главного врача Учреждения прокуратурой Бежицкого района города Брянска внесено представление от 28 мая 2020 года об устранении нарушений трудового законодательства, которое Учреждением оставлено без удовлетворения.

Кроме того, 29 мая 2020 года прокуратурой Бежицкого района города Брянска в адрес главного врача Учреждения направлено предостережение о недопустимости нарушения трудового законодательства в части предоставления стимулирующих выплат медицинским работникам, контактировавшим с больными коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что действие Правил № 415 распространяется только на медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи больным с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19). Медицинские работники Учреждения к числу таковых не относятся, не оказывали медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция; особые условия труда и дополнительная нагрузка на медицинский персонал, как основания для стимулирующих выплат, в данном случае отсутствуют, поскольку условия труда работников Учреждения остались прежними. Следовательно, у Учреждения не возникла обязанность по изданию локального нормативного акта, предусмотренного пунктом 11 Правил № 415.

Кроме того, судебными инстанциями учтено, что на день вынесения решения суда первой инстанции Правила № 415, предусматривающие издание соответствующего локального нормативного акта, утратили силу.

Оснований не согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска судебная коллегия не находит.

Исходя из положений пункта 10 Правил № 415 средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются тем медицинским организациям, в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

Выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Правилами № 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19), на что указано в письме Минздрава России от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965.

Поскольку факты оказания в Учреждении медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, по настоящему делу не установлены, оснований для издания Учреждением локального нормативного акта, предусмотренного пунктом 11 Правил № 415, не имелось.

Доводы кассационного представления об обратном направлены на оспаривание фактических обстоятельств оказания Учреждением медицинской помощи гражданам и не могут повлечь пересмотр судебных актов в кассационном порядке.

Принимая во внимание, что Правила № 415, предусматривающие издание соответствующего локального нормативного акта, утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762, при обнаружении конкретных случаев оказания медицинскими работниками Учреждения медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, защита трудовых прав таких работников на получение стимулирующих выплат осуществляется в порядке, предусмотренном для разрешения индивидуальных трудовых споров.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Бежицкого районного суда города Брянска от 23 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 4 мая 2021 года оставить без изменения, кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Брянской области – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Председательствующий

Судьи

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 7 сентября 2021 года.