ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-3177/2021 от 26.01.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-3177/2021

№ 88а-11826/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 26 января 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 04.02.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г., Королевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Востокского городского поселения на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 30 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Востокского городского поселения в лице главы поселения ФИО10 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации по Приморскому краю об оспаривании решения и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Востокское городское поселение в лице главы поселения ФИО11 обратилось во Фрунзенский районный суд г.Владивостока с вышеназванным административным исковым заявлением, просило суд признать незаконными действия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по приостановлению 12 августа 2019 года государственной регистрации по заявлениям Востокского городского поселения о государственной регистрации прав (перехода права), оформленные решениями №№, ; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обязанность осуществить государственную регистрацию прав (перехода права) на объекты недвижимости, указанные в заявлениях на регистрацию 30 июля 2019 года №№, .

Определением Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 2 сентября 2020 года, вынесенным в соответствии с ч.4 ст.198 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО13 А.А., ФИО19 В.С., ФИО23 А.А., ФИО27 Я.С.

Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 30 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 июня 2021 года, административные исковые требования Востокского городского поселения оставлены без удовлетворения.

3 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Востокского городского поселения, поданная через Фрунзенский районный суд г.Владивостока 24 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции со ссылкой на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2021 года кассационная жалоба администрации Востокского городского поселения передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, решением Муниципального комитета Востокского городского поселения от 12 октября 2017 года № 64 «О порядке и условиях коммерческого найма жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде Востокского городского поселения» упорядочена система управления и рационального использования жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде коммерческого использования Востокского городского поселения.

Статьей 6 названного решения предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору найма имеет право на оформление в собственность указанного жилого помещения при соблюдении следующих условий (в том числе): пользование жилым помещением по договору найма на протяжении не менее 5 лет (п.1); отсутствие использованного права, регулируемого Законом от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (п.4).

30 июля 2019 года между Востокским городским поселением и ФИО14 А.А. заключен договор о передаче в собственность последней трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Приморский край, Красноармейский район, пгт.Восток, ул.Металлургов, д.1 кв.51. Из данного договора следует, что муниципальная квартира предоставлена ФИО15 А.А. безвозмездно как гражданину, который выполнил условия, содержащиеся в решении Муниципального комитета Востокского городского поселения от 12 октября 2017 года № 64 «О порядке и условиях коммерческого найма жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде Востокского городского поселения».

Аналогичные договоры заключены с ФИО20 В.С. (договор № 15 от 30 июля 2019 года, предмет договора - квартира по адресу: ); с ФИО24 А.А. (договор № от 1 августа 2019 года, предмет договора - квартира по адресу: ); с ФИО28 Я.О. (договор № от 30 июля 2019 года, предмет договора - квартира по адресу: ).

Администрация Востокского городского поселения обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности (перехода права) в отношении указанных объектов недвижимости.

12 августа 2019 года регистрирующим органом было принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании п.п.5, 7 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», поскольку заявителем государственному регистратору не представлены сведения о проживании заинтересованных лиц до регистрации в спорных жилых помещениях, что не позволяет провести правовую экспертизу документов на предмет соблюдения требований ст.11 Закона о приватизации жилья, которой предусмотрено право каждого гражданина на приобретение жилья в собственность в порядке приватизации однократно; не представлен документ, подтверждающий право пользования жилым помещением по договору найма.

Уведомлениями Управления Росреестра по Приморскому от 12 ноября 2019 года Востокскому городскому поселению, а также ФИО16 А.А., ФИО21 В.С., ФИО25 А.А., ФИО29 Я.С. сообщено об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимости в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлениях от 12 августа 2019 года, и неустранением указанных в уведомлениях причин, препятствующих осуществлению регистрации перехода права собственности.

Полагая права Востокского городского поселения нарушенными, глава администрации поселения обратилась в суд.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований администрации Востокского городского поселения, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также, проанализировав доводы сторон применительно к положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что на государственную регистрацию не были представлены сведения о проживании заинтересованных лиц ФИО17 А.А., ФИО22 В.С., ФИО26 А.А., ФИО30 Я.С. до момента вселения в жилые помещения, в отношении которых поданы заявления о государственной регистрации права собственности, а также документы, подтверждающие, что ранее право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования указанными лицами реализовано не было. Кроме того, на государственную регистрацию не представлены документы (ордер, договор социального найма), подтверждающие право пользования заинтересованными лицами жилыми помещениями по договорам социального найма, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности принятого государственным регистратором решения о приостановлении действий по заявлениям о государственной регистрации права собственности, в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Регистрирующий орган в силу полномочий, предоставленных ему законом «О государственной регистрации недвижимости», правел правовую экспертизу представляемых на государственную регистрацию прав документов, и, установив их несоответствие нормам Закона о приватизации жилищного фонда и решению Муниципального комитета Востокского городского поселения от 12 октября 2017 года № 64, в пределах представленных полномочий принял оспариваемые решения.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, не ставят под сомнение правильность обжалуемых судебных постановлений; эти доводы были предметом тщательной судебной проверки судов нижестоящих инстанций, им в оспариваемом постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.

В свою очередь суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 30 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Востокского городского поселения – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи