ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-3191/2019
88а-11911/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 19 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Баранова Г.В., Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда города Липецка от 22 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 29 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к участковой избирательной комиссии № 24-64 о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести ручной подсчет голосов.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., письменное заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией с городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
14 апреля 2019 года состоялись дополнительные выборы депутатов Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором оспаривал действия участковой избирательной комиссии № 24-64 (далее - УИК № 24-64) и просил возложить обязанность произвести ручной подсчет голосов без использования технического средства подсчета голосов. Требования обосновывал тем, что является членом УИК № 24-64 с правом совещательного голоса. 14 апреля 2019 года в день голосования на дополнительных выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № обратился в УИК № 24-64 с заявлениями о выдаче копий сертификатов соответствия комплекса обработки избирательных бюллетеней - 2017 (далее - КОИБ-2017) и на отсутствие недекларированных возможностей, копий документов на программное обеспечение, входящее в состав технического средства подсчета голосов, однако копии указанных документов в полном объеме предоставлены не были. В тот же день обратился в УИК с жалобой о проведении непосредственного подсчета голосов без использования технического средства подсчета голосов (ручного подсчета), ссылаясь на невозможность выявить действительную волю избирателей при подсчете голосов с помощью технического средства подсчета голосов избирателей, отсутствия документов в полном объеме, невозможности сопоставления оборудования, переданного из избирательной комиссии Липецкой области и оборудования, используемого в помещении УИК, однако жалоба оставлена без удовлетворения. Полагал отказ незаконным, поскольку подсчет голосов производился на неизвестном оборудовании с использованием неизвестного программного обеспечения, путем неизвестного алгоритма подсчета голосов избирателей.
Решением Советского районного суда города Липецка от 22 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 29 июля 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе, поданной 5 марта 2020 года через Советский районный суд города Липецка, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 20 марта 2020 года, ФИО1, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, рассмотрение административного дела в отсутствие представителя УИК № 24-64 и территориальной избирательной комиссии по Советскому округу города Липецка, непривлечение к участию в деле <данные изъяты> просит судебные акты отменить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
На основании части 4 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта «е» пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что постановлением избирательной комиссии Липецкой области от10 января 2019 года № на 14 апреля 2019 года назначены дополнительные выборы депутатов Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
ФИО1 является членом УИК № 24-64 с правом совещательного голоса.
14 апреля 2019 года в день голосования на дополнительных выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №ФИО1 обращался в УИК № 24-64 с заявлениями, в которых просил выдать ему копии: сертификатов соответствия технического средства подсчета голосов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств»; сертификата на отсутствие недекларированных возможностей в Системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации № POCC.RU.0001.01.БИОО Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации на технические средства подсчета голосов; документов на программное обеспечение, входящее в состав технического средства подсчета голосов в виде спецификации (ГОСТ 19.202-78), описания программы (ГОСТ 19.402-78), описания применения (ГОСТ 19.502-78), пояснительной записки (ГОСТ 19.404-79), текстов программ, входящих в состав ПО (ГОСТ 19.401-78).
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 выданы копии акта приема - передачи от 10 апреля 2019 года № 48КОИБ-24-64, спецификации к нему и сертификата соответствия № 3894.
В этот же день в УИК № 24-64 поступила жалоба ФИО1 о проведении непосредственного подсчета голосов без использования технического средства подсчета голосов (ручного подсчета), поскольку невозможно выявить действительную волю избирателей при подсчете голосов с помощью технического средства подсчета голосов ввиду отсутствия документов в полном объеме, невозможности сопоставления оборудования, переданного из избирательной комиссии Липецкой области и оборудования, используемого в помещении участкового избирательного участка.
14 апреля 2019 года председателем участковой избирательной комиссии № 24-64 административному истцу в удовлетворении жалобы отказано со ссылкой на выдачу ему вышеуказанных документов. Остальные документы находятся в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что жалоба ФИО1 являлась необоснованной и оснований для проведения непосредственного подсчета голосов без использования технического средства подсчета голосов (ручного подсчета) не имелось. Непредставление ФИО1 всей имеющейся в отношении указанного оборудования документации, не является основанием для проведения непосредственного подсчета голосов без использования технического средства подсчета голосов (ручного подсчета).
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено использование при подсчете голосов избирателей технических средств, в том числе программно-технических комплексов обработки бюллетеней.
Согласно пункту 32 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковые комиссии по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации используют при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на всех выборах и (или) референдумах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется ЦИК России или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления ЦИК России от 6 марта 2013 года № 165/1212-6 «О порядке использования при голосовании на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдумах технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования» при проведении голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов в обязательном порядке используются все переданные в безвозмездное пользование технические средства подсчета голосов - комплексы обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ) и комплексы для электронного голосования (далее - КЭГ), находящиеся в соответствующей организующей выборы, референдум избирательной комиссии (комиссии референдума) и на территории соответствующего избирательного округа (округа референдума). Резерв КОИБ, КЭГ должен составлять не более 5 процентов от их общего количества.
В соответствии с пунктом 2 постановления ЦИК России от 6 марта 2013 года № 165/1212-6 избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации поручено: принимать решения об использовании КОИБ, КЭГ при голосовании на выборах, референдумах, проводимых на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления; определять перечни избирательных участков, участков референдума, на которых при голосовании на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации будут использоваться КОИБ, КЭГ.
В силу пункта 25 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета).
В соответствии с пунктом 35 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации о выборах, референдуме, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - ЦИК России.
Постановлением ЦИК России от 8 февраля 2018 года № 139/1148-7 утверждена Инструкция о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации (далее - Инструкция. Текст постановления и Инструкции опубликован в «Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», 2018 г., № 6, размещен в справочно-правовых системах.
Согласно пункту 1.1 Инструкции КОИБ-2017 предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования (далее - бюллетень), подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим законодательством; ввода данных протокола участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, которые не подсчитываются КОИБ-2017, проверки контрольных и иных (логических и математических) соотношений данных, внесенных в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования по каждому виду проводимых выборов, в том числе на внешний носитель информации.
КОИБ-2017 используется как составная часть средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее - Г АС «Выборы») для участковых комиссий.
Согласно разделу 6 Инструкции жалобы могут быть признаны обоснованными, если они указывают, в частности, на следующие имевшие место обстоятельства:
-не была проведена или проведена не полностью процедура тестирования КОИБ-2017 в день голосования;
-лицам, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, было отказано в возможности наблюдения за процедурой тестирования КОИБ-2017;
-в ходе голосования и при подготовке протокола об итогах голосования происходили неоднократные отказы КОИБ-2017;
-сумма показаний счетчиков опущенных бюллетеней на сенсорных экранах всех сканирующих устройств КОИБ-2017 отличается от количества выданных бюллетеней по всем уровням выборов в большую сторону:
-нет возможности распечатать протокол из-за отказа принтера;
-отказ всех сканирующих устройств на участке;
-отключение электропитания на участке не восстановлено до подведения итогов голосования;
-КОИБ-2017 не был опечатан либо печати повреждены;
-КОИБ-2017 не был переведен из режима тестирования в режим голосования «СТАЦИОНАРНЫЙ» либо из режима голосования «СТАЦИОНАРНЫЙ» в режим голосования «ПЕРЕНОСНОЙ»;
-данные, содержащиеся в распечатке сведений о результатах голосования, не соответствуют данным, содержащимся в распечатке протокола об итогах голосования;
-другие жалобы (заявления), если участковая комиссия признает их обоснованными для проведения ручного подсчета голосов.
Протоколом заседания ЦИК России от 15 февраля 2017 года № 74-3-7 одобрены Технические требования к КОИБ-2017 (далее - Технические требования), текст выписки из протокола заседания ЦИК России и Технических требований опубликован в «Вестнике ЦИК России», № 2, 2017 г., размещен в справочно-правовых системах.
В соответствии с пунктом 8 Технических требований КОИБ должен быть сертифицирован на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств». Специальное программное обеспечение КОИБ-2017 должно быть сертифицировано на отсутствие недекларированных возможностей в Системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации № POCC.RU.0001.01.БИ00 Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации и иметь действующий Сертификат соответствия ФСТЭК России на весь срок службы КОИБ-2017.
18 октября 2017 года ЦИК России принято постановление № 106/887-7 «О распределении технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации», в соответствии с приложением к которому Избирательной комиссии Липецкой области распределены КОИБ-2017 в количестве ПО штук (текст постановления с приложением опубликован в «Вестнике ЦИК России», № 10, 2017 г., размещен в справочно-правовых системах.
В соответствии с постановлением ЦИК России от 18 октября 2017 года № 106/887-7 по акту приема - передачи комплексов обработки избирательных бюллетеней от 28 декабря 2017 года № ФЦИ/48-2017 заместителем руководителя ФЦИ при ЦИК России переданы председателю избирательной комиссии Липецкой области вышеназванные КОИБ-2017.
27 декабря 2018 года избирательной комиссией Липецкой области принято постановление № 64-519-6 «Об использовании технических средств подсчета голосов - КОИБ-2017 при проведении дополнительных выборов депутатов на территории Липецкой области 14 апреля 2019 года» (размещено на официальном сайте избирательной комиссии Липецкой области в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» (http://lipetsk.izbirkom.ru/docs/laws/2018), которым определено, что на 24 избирательных участках в городе Липецке будут использоваться КОИБ-2017. В Приложении № 1 к постановлению «Перечень избирательных участков на территории города Липецка, на которых при проведении дополнительных выборов депутатов Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 апреля 2019 года будут использоваться технические средства подсчета голосов - КОИБ-2017» указана участковая избирательная комиссия № 24-64.
По акту приема - передачи комплексов обработки избирательных бюллетеней от 10 апреля 2019 года № 48КОИБ-24-64, с учетом спецификации, избирательная комиссия Липецкой области передала УИК № 24-64 КОИБ-2017, паспорт на него и паспорт на сканирующее устройство (СУ-2017) (2 шт.), руководство по эксплуатации КОИБ-2017.
Из руководства по эксплуатации КОИБ-2017 следует, что на сканирующих устройствах предустановлено программное обеспечение, состоящее из программного обеспечения общего назначения (ОПО) и специального программного обеспечения (СПО КОИБ-2017), сертифицированного ФСТЭК России на отсутствие недекларированных возможностей. ОПО включает в себя экземпляр операционной системы семейства Linux, среду выполнения СПО, драйвер аппаратного обеспечения КОИБ-2017 и модуль обработки изображений. СПО осуществляет подсчет голосов избирателей с обрабатываемых бюллетеней, реализует специализированный интерфейс с пользователем, осуществляет работу с периферийными устройствами, работу с внешним накопителем, обеспечивает синхронную работу двух сканирующих устройств.
Согласно сертификату соответствия № 3894, внесенного 14 марта 2018 года в государственный реестр системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации N РОСС RU.0001.01БИ00, выданного 14 марта 2018 года ФСТЭК России, действительного до 14 марта 2021 года, специальное программное обеспечение комплекса обработки избирательных бюллетеней (СПО КОИБ-2017, RU.БИГЕ.91015-03), разработанное и производимое ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», является защищенным программным средством обработки информации, не содержащей сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, соответствует требованиям по безопасности информации, установленным в руководящем документе «Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1 Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей» - по 4 уровню контроля.
Согласно официальным данным национальной части единого реестра выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме (размещен в свободном доступе на сайте Федеральной службы по аккредитации (http://fsa.gov.ru), в отношении КОИБ - 2017, модель БАВУ.201119.013, выданы сертификаты, согласно которым указанная продукция соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств».
Из актов приема-передачи оборудования, заявления ФИО1 от 14 апреля 2019 года, паспортов на оборудование с заводскими номерами 062/001264, 063/001264, следует, что в помещении УИК № 24-64 14 апреля 2019 года использовалось заводское оборудование, переданное ЦИК России в избирательную комиссию Липецкой области, а избирательной комиссией Липецкой области - в УИК № 24-64.
Доказательств того, что в помещении УИК № 24-64 использовалось иное оборудование, материалы дела не содержат.
Согласно представленным паспортам в отношении КОИБ-2017 и сканирующих устройств они изготовлены в декабре 2017 года, их гарантийный срок эксплуатации - 5 лет с момента поставки. Оборудование изготовлено и принято в соответствии с обязательными требованиями государственных (национальных) стандартов, действующей технической документацией, признано годным к эксплуатации.
Из паспортов следует, что на сканирующих устройствах, предназначенных для использования в составе КОИБ-2017, предустановлено программное обеспечение, состоящее из ОПО и СПО КОИБ-2017, сертифицированного ФСТЭК России на отсутствие недекларированных возможностей. В основных технических данных указано о том, что на сканирующих устройствах установлена операционная система Linux v.3.4.39.
Согласно постановлению избирательной комиссии Липецкой области от 29 апреля 2019 года № «Об анализе использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 при подготовке и проведении дополнительных выборов депутатов 14 апреля 2019 года на территории Липецкой области» до дня голосования проверялась работоспособность оборудования.
13 апреля 2019 года во время тренировки с использованием КОИБ оборудование работало в штатном режиме. 14 апреля 2019 года до начала голосования в соответствии с Инструкцией проводилось тестирование КОИБ в присутствии членов УИК и наблюдателей. 24 КОИБ успешно прошли тест. В ходе голосования сбоев в работе КОИБ, нештатных ситуаций не имелось, отключений электропитания на избирательных участках, на которых использовались КОИБ, не было. Первый протокол УИК с использованием КОИБ был внесен в ГАС «Выборы» в 21 час 30 минут 14 апреля 2019 года, последний протокол введен в 00 часов 26 минут 15 апреля 2019 года. Случаев замены составных частей КОИБ не имелось. В день выборов поступали обращения об отсутствии стационарных розеток в непосредственной близости от КОИБ. На данных участках для подключения КОИБ к сети электропитания помещения для голосования были оборудованы переносными электрическими розетками, что не противоречит требованиям Инструкции.
Суды первой и апелляционной инстанций, проверив содержащиеся в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе доводы, правомерно констатировали, и пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. ФИО1 жалоба на нарушение процедуры подсчета голосов не подавалась, Закон Липецкой области от 11 мая 2016 года № 521-03 «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов» не предусматривает возможность проведения контрольного подсчета голосов избирателей. Следовательно, УИК № 24-64 правомерно отказала ФИО1 в проведении ручного подсчета голосов на выборах 14 апреля 2019 года. Дополнительные выборы депутатов Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва признаны состоявшимися, итоги голосования не оспорены.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований к отмене оспариваемых судебных актов, сводятся к несогласию с оценкой судами обстоятельств дела и доказательств по делу, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает. Судами правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов не допущено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не содержат предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 22 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 29 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи