ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-32/2023 от 18.10.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-32/2023,

№ 88а-9899/2023

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 18 октября 2023 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 октября 2023 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Ровенко П.А., Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 13 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Билибинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

прокурор Билибинского района обратился в Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа (далее – Администрация), в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил:

- признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неразработке технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по приведению качества питьевой и горячей воды в городском поселении Билибино Билибинского района Чукотского автономного округа в соответствие с установленными требованиями;

- обязать Администрацию разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по приведению качества питьевой и горячей воды в городском поселении Билибино Билибинского района Чукотского автономного округа в соответствии с установленными требованиями в течение четырёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведённой проверки соблюдения требований действующего законодательства в сфере водоснабжения выявлено несоответствие качества питьевой и горячей воды в городском поселении Билибино Билибинского района Чукотского автономного округа установленным нормативным требованиям. Между тем со стороны органов местного самоуправления в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не принимает мер, направленных на разработку и утверждение технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по приведению качества питьевой воды в указанном городском поселении в соответствие с установленными требованиями.

Решением Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 3 марта 2023 года в удовлетворении заявленных административных исковых требований было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 13 июля 2023 года решение Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 3 марта 2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Билибинский районный суд Чукотского автономного округа, поскольку к участию в деле в качестве заинтересованного лица не было привлечено муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (далее – МП ЖКХ БМР).

14 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 28 августа 2023 года через Билибинский районный суд Чукотского автономного округа, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемым акте, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм процессуального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Представитель Администрации, извещённой о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 13 июля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

В силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если, в том числе, судом был разрешён вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в административном деле.

Принятие судом первой инстанции решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в административном деле, является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции (пункт 4 части 1 статьи 310 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», при рассмотрении апелляционной жалобы суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 – 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ).

Из содержания частей 1 и 2 статьи 47 КАС РФ следует, что под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела; заинтересованные лица вступают в административное дело либо привлекаются к участию в административном деле до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Как установлено судом апелляционной инстанции, постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 10 сентября 2013 года № 359 утверждена Государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа», в рамках реализации подпрограммы которой «Чистая вода» предусмотрены мероприятия по реконструкции сетей водоснабжения в городском поселении Билибино Билибинского района Чукотского автономного округа, а также сроки реализации соответствующих мероприятий. МП ЖКХ БМР является предприятием, эксплуатирующим объекты коммунальной инфраструктуры указанного поселения и включённым в число исполнителей программы.

В соответствии со статьями 10, 23, 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы систем холодного и горячего водоснабжения, организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение, обязаны подавать абонентам воду, соответствующую установленным требованиям, а также принимать меры по обеспечению безопасности систем холодного и горячего водоснабжения и их отдельных объектов.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции верно указал в апелляционном определении, что вынесенный по делу судебный акт затрагивает права и обязанности МП ЖКХ БМР, следовательно, исходя из положений частей 1 и 2 статьи 47 КАС РФ, данное предприятие подлежало привлечению к участию в деле судом первой инстанции.

Как уже указывалось выше, пункт 3 статьи 309, пункт 4 части 1 статьи 310 КАС РФ предусматривают, что принятие судом первой инстанции решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в административном деле, является безусловным основанием к отмене состоявшегося решения суда и к направлению административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Доводы кассационной жалобы Администрации о том, что у суда первой инстанции отсутствовала обязанность привлечения МП ЖКХ БМР к участию в деле в качестве заинтересованного лица, что участвующие в деле лица не заявляли подобных ходатайств, не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции, поскольку они противоречат материалам дела, а также основаны на неверном толковании положений статей 47, 309, 310 КАС РФ.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к незаконному и необоснованному направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий

Судьи