ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-335/2021 от 30.03.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-335/2021

№ 88а-2900/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 30 марта 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.04.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании незаконным предписания от 14 апреля 2021 года № П2021-02.2-0587.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в Солнечный районный суд Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением и просила признать незаконным предписание главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 14 апреля 2021 года № П2021-02.2-0587, указав в обоснование, что в оспариваемом предписании административный орган не конкретизировал какой вид (тип) здания в отношении перечисленных объектов жилищного фонда был с нарушением внесён в ГИС ЖКХ и какой именно вид (тип) здания в соответствии с пунктом 9.1.4 Приказа № 74/114/пр администрация муниципального района для устранения допущенных нарушений должна была внести, в предписании не указана дата, основания и исполнитель внесения недостоверной информации, тем самым не установлена вина администрации Солнечного муниципального района, как юридического лица ответственного за внесение информации.

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 23 июня 2021 года административный иск администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края удовлетворён.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 октября 2021 года решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 23 июня 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края оставлено без удовлетворения.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судом апелляционной инстанции не учтены сроки введения в действие Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ и сроки введения полномочий для Солнечного муниципального района как органа местного самоуправления. Полномочия, предусмотренные пунктом 6 частью 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, в силу Закона Хабаровского края № 16 были закреплены за городскими и сельскими поселениями Солнечного муниципального района, тем самым ответственными поставщиками за внесение информации являлись администрации городских и сельских поселений. Администрацией Солнечного муниципального района, как органом местного самоуправления, согласно пункту 9.1 Приказа 74/114/пр размещается информация в отношении жилых домов блокированной застройки, а также объектов индивидуального жилищного строительства. Поскольку предписание не содержит дату и исполнителя внесённых недостоверных данных, из него не возможно установить надлежащее ответственное лицо. Кроме этого, указанные полномочия передаются для исполнения сельским поселениям в силу заключаемых соглашений в рамках части 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ. Таким образом, на дату составления акта проверки от 14 апреля 2021 года указанные сведения (кроме Дукинского и Хурмулинского сельских поселений) осуществляются сельскими поселениями самостоятельно, также как и городским поселением «Рабочий посёлок «Солнечный»» в силу требований части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ. Помимо этого, судом апелляционной инстанции не учтено, что предписание является не исполнимым. На дату внесения предписания законодательно не урегулировано определение и недостаточно чётко определены признаки блокированной застройки, жилой дом может быть отнесён либо к жилому дому блокированной застройки, либо к многоквартирному дому. В этом случае конструктивные особенности здания и их назначение (жилой дом блокированной застройки или многоквартирный дом) росреестр рекомендовал определять в соответствии с проектной документацией. У контролирующего органа, на дату вынесения предписания так же отсутствовала правовая определённость отнесения двухквартирных домов и домов блокированной застройки. Кроме этого, в оспариваемом предписании административный орган не конкретизировал какой вид (тип) здания в отношении перечисленных объектов жилищного фонда был с нарушением внесён в ГИС ЖКХ и какой именно вид (тип) здания в соответствии с пунктом 9.1.4 Приказа № 74/114/пр администрация муниципального района для устранения допущенных нарушений должна была внести, а перечень, указанный в предписании содержит дома, которые являются многоквартирными и сведения по ним не требуют внесения изменений. Суд апелляционной инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что оспариваемое предписание не содержит указание на конкретные действия по устранению администрацией допущенных нарушений, что исключает возможность установления соответствия изложенных в нём требований положениям действующего законодательства, и свидетельствует о несоответствии предписания критерию исполнимости. Также, судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам, изложенным в возражениях администрации Солнечного муниципального района на апелляционную жалобу.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 кассационная жалоба администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника главного управления - начальника главного управления государственного жилищного надзора ФИО7 №1756-р от 31 марта 2021 года, в связи с поступлением поручения заместителя Председателя Правительства РФ ФИО8 от 22 марта 2021 года № МХ-П16-3531, заместителем начальника отдела контроля и лицензирования в сфере организации управления многоквартирными домами главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО9 проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, по результатам которой 14 апреля 2021 года составлен акт проверки № П2021-02.2-0587.

В ходе проведённой проверки исследовалось раскрытие администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) информации, подлежащей размещению в соответствии с разделом 6 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 года № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ № 74/114/пр); проанализирован отчёт ГИС ЖКХ «Размещение информации по жилым домам, содержащий информацию о наличии нарушений при размещении информации в отношении объектов жилищного фонда Солнечного района Хабаровского края; проведён выборочный мониторинг раскрытия информации в ГИС ЖКХ, в ходе которого выявлены нарушение требований пункта 9 статьи 2 Жилищного кодекса РФ, пункта 6 части 1 статьи 6, пункта 2 части 16 статьи 7, части 3 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», пункта 9.1.4 раздела 6 Приказа № 74/114/пр, выразившиеся в размещении администрацией недостоверных сведений в отношении объектов жилого фонда, указанных в Отчёте ГИС ЖКХ, в части размещения недостоверной информации о виде (типе) здания в отношении объектов жилищного фонда Солнечного района Хабаровского края

Государственным жилищным инспектором Хабаровского края ФИО9 14 апреля 2021 года администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края вынесено предписание № П2021-02.2-0587 об устранении выявленных нарушений, а именно, об устранении выявленных нарушений путём размещения достоверных сведений в ГИС ЖКХ в полном объёме, в срок 14 мая 2021 года.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-Ф3) осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии со статьёй 1 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 года № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» (в редакции, действовавшей до 31 марта 2019 года), за сельскими поселениями Хабаровского края закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3.

Законом Хабаровского края от 27 марта 2019 года № 403 «О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края «О Законодательной Думе Хабаровского края» и статью 1 Закона Хабаровского края «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», с 01 апреля 2019 года исключены из сферы компетенции сельских поселений Хабаровского края полномочия в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.

Пунктом 16 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ определён исчерпывающий перечень информации, подлежащей размещению в системе органами местного самоуправления, а подпунктом 9.1.4 подпункта 9.1 пункта 9 раздела 6 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 года № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» сроки размещения такой информации.

Согласно пункту 1.1 части 1.1 статьи 5 Устава Солнечного муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района от 11 мая 2005 года № 26, к вопросам местного значения муниципального района, предусмотренным частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ для городских поселений и не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, относится, в том осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 введён Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 263-ФЗ).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ в системе должны размещаться, в том числе: информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.

Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность её размещения в системе.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, указал, что обжалуемое предписание не отвечает требованиям закона, поскольку в нём, а также в акте проверки, не указано к какому виду зданий отнесен каждый дом, указанный в предписании по сведениям в ГИС ЖКХ, к какому виду зданий он относится фактически и какую информацию необходимо разместить (изменить) в ГИС ЖКХ.

Отменяя данное решение суда первой инстанции, и принимая решение об отказе удовлетворении требований администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, суд апелляционной инстанции сослался на положения Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 504 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 934/пр от 30 декабря 2014 года «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 года № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 года № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», Закона Хабаровского края от 27 марта 2019 года № 403 «О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края «О Законодательной Думе Хабаровского края» и статью 1 Закона Хабаровского края «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», Устав Солнечного муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района от 11 мая 2005 года № 26, и пришёл к правильному выводу, что предписание главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 14 апреля 2021 года № П2021-02.2-0587 правомерно выдано юридическому лицу - администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, уполномоченному на устранение нарушений, связанных с размещением информации в ГИС ЖКХ, а также что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и предоставленным главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края полномочиям.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы суда апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Следовательно, в силу действующего законодательства, в Хабаровском крае с 01 апреля 2019 года полномочия в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3), в том числе обязанность по размещению соответствующей информации в ГИС ЖКХ, относится к вопросам местного значения муниципальных районов.

Довод кассационной жалобы о том, что в оспариваемом предписании не конкретизировано какой вид (тип) здания в отношении перечисленных объектов жилищного фонда был с нарушением внесён в ГИС ЖКХ и какой именно вид (тип) здания в соответствии с пунктом 9.1.4 Приказа № 74/114/пр администрация муниципального района для устранения допущенных нарушений должна была внести, является необоснованным, поскольку административный орган не вправе конкретизировать информацию об объектах государственного учёта жилищного фонда о виде здания, ввиду того, что он не является поставщиком данной информации.

Следовательно, именно администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края для устранения выявленного нарушения обязана проанализировать содержащуюся в ГИС ЖКХ информацию о виде здания в отношении многоквартирных домов, указанных в предписании, и внести в ГИС ЖКХ в полном объёме достоверные сведения о виде здания.

В связи с чем, довод кассационной жалобы о том, что оспариваемое предписание не содержит указание на конкретные действия по устранению администрацией допущенных нарушений, является неправомерным, поскольку в предписании указан вид нарушения и ссылка на нормативные правовые акты, требования которых нарушены.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суд апелляционной инстанции правильно определил обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления оспариваемого апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий

Судьи