ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-338/2023 от 20.12.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-338/2023

№ 88а-11810/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 20 декабря 2023 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.12.2023

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Ровенко П.А. и Туктамышевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации к ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края об оспаривании бездействия, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводом кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Советско-Гаванский городской прокурор Хабаровского края обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лица, а также Российской Федерации, и просил признать незаконным бездействие, возложить на административного ответчика обязанность произвести ремонт камеры № 9 для административно-арестованных в изоляторе временного содержания (далее - ИВС) ОМВД России по Советско-Гаванскому району и привести её в соответствие с требованиями технических регламентов и строительных правил, указав в обоснование заявленных требований, что помещение камеры находится в ненормативном состоянии, а именно: стены имеют многочисленные отслоения покрытия (краски), санитарный узел в ненадлежащем состоянии, бетонное основание унитаза разрушено, сам унитаз имеет многочисленные повреждения и ржавчину, бетонное основание умывальника также имеет признаки частичного разрушения, напольное покрытие камеры деревянное, покрытое оргалитом, имеет многочисленные повреждения, при надавливании на пол деревянные доски имеет признаки рассыхания, лакокрасочное покрытие имеет признаки повреждения.

Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 12 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2023 года, административное исковое заявление Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края удовлетворено. Признано незаконным бездействие ОМВД России по Советско-Гаванскому району, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований технических регламентов и строительных правил в камере № 9 для административно-арестованных ИВС ОМВД России по Советско-Гаванскому району: на ОМВД России по Советско-Гаванскому району возложена обязанность, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения – произвести ремонт в камере № 9 для административно-арестованных ИВС ОМВД России по Советско-Гаванскому району, расположенного по адресу: Хабаровский край, г.Советская Гавань, ул. Советская, д.9, привести камеру в соответствие с требованиями технических регламентов и строительных правил.

08 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края, поданная через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края 26 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка их доводам, что для создания в ИВС надлежащих условий Правительством Российской федерации принят специальный нормативный акт, которым утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», в рамках которой определены сроки и объёмы финансирования строительства ИВС. Судами принят неисполнимый судебный акт, поскольку ОМВД финансируется за счёт средств федерального бюджета и не может самостоятельно осуществлять какие-либо мероприятия. Судами разрешены требования прокурора с фактическим возложением на МВД России, как главного распорядителя бюджетных средств, дополнительных финансовых расходов, при этом ни МВД России, ни УМВД России по Хабаровскому краю к участию в деле привлечены не были. Судами не приняты во внимание доводы административного ответчика о том, что руководством ИВС ранее изыскивались способы и средства для решения проблемы своими силами, что в феврале 2023 года, в связи с ненадлежащим санитарно-бытовым состоянием камеры, водворение в камеру № 9 было прекращено.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 ноября 2023 года кассационная жалоба ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель административного ответчика (кассатора) в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Принимая оспариваемые судебные акты об удовлетворении требований прокурора, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установили, что в ходе прокурорской проверки ИВС ОМВД России по Советско-Гаванскому району было установлено, что помещение камеры № 9 для административно-арестованных находится в ненормативном состоянии; что здание ИВС ОМВД России по Советско-Гаванскому району является собственностью Российской Федерации и 11 декабря 2008 года передано на праве оперативного управления ОМВД России по Советско-Гаванскому району; что в здании ИВС для содержания административно-арестованных граждан предназначены: камера №9 (площадью 23,9 кв.м.; лимит мест – 6 человек); камера №10 (площадью 7,9 кв.м.; лимит мест – 2 человека); камера №11(площадью 7,4 кв.м.; лимит мест – 2 человека); что с 17 февраля 2023 года содержание административно-арестованных в камере № 9 не осуществляется; что количество функционирующих камер для содержания арестованных (№10 и №11) является очевидно недостаточным для осуществления ОМВД России по Советско-Гаванскому району деятельности по содержанию лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста (в период с 06 марта 2023 года по 24 июля 2023 для отбывания административного ареста поступило 52 человека, из которых 10 человек (по причине недостатка мест) были вынуждено отправлены для отбытия наказания в ИВС ОМВД России по Ванинскому району, а также дважды имели место случаи несвоевременного начала отбытия, назначенного судом, наказания в виде административного ареста), и пришли к правильному выводу о наличии незаконного бездействия со стороны административного ответчика, поскольку ремонт спорной камеры в течение длительного времени не осуществляется, а также о допущенном в результате бездействия нарушении прав неопределённого круга лиц. При этом, суд апелляционной инстанции указал, что само по себе прекращение использования аварийного помещения для содержания арестованных, к полному восстановлению нарушенных прав граждан и к защите охраняемых публичных интересов не привело.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.

Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.

Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.

Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.

Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.

Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.

В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.

Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи