ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-366/2021 от 19.01.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-366/2021

№ 88а-329/2022

(№ 88а-11089/2021)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 19 января 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.01.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тынды на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 августа 2021 года по административному делу № 2а-366/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Тынды, заинтересованные лица: управление муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области о признании решения незаконным, исключении сведений из ЕГРН о земельном участке.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в Тындинский районный суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконными решения администрации города Тынды от 10 ноября 2020 года № 7462-31, от 15 декабря 2020 года № 8221-31, от 25 января 2021 года № 233-31, от 25 января 2021 года № 234-31 об отказе в предоставлении ФИО1 в безвозмездное пользование земельного участка; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ; в целях восстановления нарушенного права обязать администрацию города Тынды повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 04 апреля 2017 года.

Определением Тындинского районного суда Амурской области от 11 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: управление муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

Решением Тындинского районного суда Амурской области от 16 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 августа 2021 года решение Тындинского районного суда Амурской области от 16 апреля 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными решений администрации города Тынды от 25 января 2021 года № 233-31 и от 25 января 2021 года № 234-31; и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 04 апреля 2017 года. В данной части по делу принято новое решение, которым вышеуказанные решения администрации города Тынды признаны незаконными; на администрацию города Тынды возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу апелляционного определения повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 4 апреля 2017 года (вход. № 1062-307 от 5 апреля 2017 года) о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с учётом откорректированной схемы земельного участка от 25 декабря 2020 года (вход. № 9814-25 от 25 декабря 2020 года) и установленных судом обстоятельств.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассатора, они, во исполнение кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации от 09 сентября 2021 года по делу № 59-КА20-1, направили ФИО1 информацию об испрашиваемом земельной участке со ссылкой на территориальное и функциональное зонирование, и варианты схем размещения земельных участков, которые могли быть предоставлены административному истцу в безвозмездное пользование. От предложенных вариантов ФИО1 отказался и направил 25 декабря 2020 года в Администрацию заявление и откорректированную схему земельного участка. Земельный участок в откорректированной схеме также не может быть предоставлен, в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером , назначение «для строительства многоквартирного жилого дома». При этом, расчётный срок исполнения Генерального плана города Тынды 2025 год.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2021 года кассационная жалоба администрации города Тынды передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции, а также приостановлено исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 августа 2021 года.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 04 апреля 2017 года ФИО1 обратился в администрацию города Тынды с заявлением о предоставлении ему в безвозмездное пользование земельного участка, площадью 1915,4 кв.м, на пересечение улицы Зеленая и автодороги «Лена» по адресу: <...>, в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приложив схему размещения испрашиваемого земельного участка, сформированную в ФИС Дальний Восток.

Решением администрации города Тынды, изложенным в письме от 02 мая 2017 года за № 289, ФИО1 со ссылкой на пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ отказано в предоставлении указанного земельного участка в связи с совпадением его местоположения с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, утверждённой постановлением администрации города Тынды от 04 апреля 2011 года № 705.

Решением Тындинского районного суда Амурской области от 18 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 20 июня 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным отказа администрации города Тынды в предоставлении земельного участка было оказано.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 сентября 2020 года решение Тындинского районного суда Амурской области от 18 декабря 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 20 июня 2019 года отменены, административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено. Признан незаконным отказ администрации города Тынды от 02 мая 2017 года № 2895 в предоставлении ФИО1 в безвозмездное пользование земельного участка площадью 1915,4 кв.м, на пересечение улицы Зеленая и автодороги «Лена» по адресу: <...>; на администрацию города Тынды возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ.

Рассмотрев повторно заявление ФИО1, администрацией города Тынды в письме от 10 ноября 2020 года за № 7462-31 ФИО1 было сообщено, что согласно Генеральному плану города Тынды, утверждённому решением Тындинской городской Думы от 04 июня 2009 года № 530 (с последующими изменениями), испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, предназначенной для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, в границах земельного участка с кадастровым номером , а также частично расположен в границах территории, в отношении которой по результатам общественных обсуждений, постановлением администрации города Тынды от 29 мая 2020 года № 980 принято решение об утверждении проекта межевания территории по объекту: «Внеплощадные сети водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения Физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовым полем в городе Тынде». Кроме того, из указанного ответа следует, что в соответствии с часть 4.1 статьи 6 Федерального закона от 01 мая 2016 года №119-ФЗ ФИО1 были направлены варианты иных схем размещения земельного участка, а также перечень земельных участков, которые сформированы и могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, предложено в срок до 06 декабря 2020 года выразить письменное согласие с одним из предложенных вариантов схемы размещения земельного участка или выбрать участок из предложенного перечня. Разъяснено, что при отсутствии в установленной срок данной информации, уполномоченный орган в соответствии с частью 4.2 статьи 6 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ вынужден будет принять решение об отказе в предоставлении земельного участка.

В письме от 15 декабря 2015 года за № 8221-31 администрацией города Тынды сообщено ФИО1, что исключение из единого государственного реестра сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером не являлось предметом спора, рассмотренного Верховным Судом Российской Федерации, и одновременно сообщено, что проект межевания территории по объекту «Внеплощадные сети водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения Физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовым полем в городе Тынде», утверждённый постановлением администрации города Тынды от 29 мая 2020 года № 980, размещён на официальном сайте администрации города Тынды.

Решениями администрации города Тынды, изложенными в письмах от 25 января 2021 года за № 233-31, от 25 января 2021 года за № 234-31, ФИО1 со ссылкой на часть 4.3 статьи 6, пункт 13 статьи 7 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ отказано в утверждении откорректированной схемы земельного участка и предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании того, что согласие в письменной форме с предложенным вариантом схемы размещения земельного участка в администрацию города Тынды от ФИО1 не поступило, испрашиваемый земельный участок в соответствии с утверждённым документом территориального планирования предназначен для размещения объекта местного значения. И также указано, что согласно материалам по обоснованию Генерального плана города в перечень площадок под жилищное строительство (незавершенное и новое) включен многоквартирный жилой дом № 1 по улице Зеленая в городе Тында, расположенный в границах Северного планировочного района, для строительства которого сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером . Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации не предусмотрено требование к администрации города Тынды об исключении из ЕГРН сведений в отношении указанного земельного участка.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных, в том числе на территории Амурской области, урегулированы Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 01 мая 2016 года №119-ФЗ) (статья 1).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 01 мая 2016 года №119-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом лицу, указанному в статье 1 настоящего Федерального закона (далее - гражданин), на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (далее - земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара.

Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ установлено, что земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком.

Исчерпывающей перечень оснований для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование содержится в статье 7 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ.

В соответствии с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности оспариваемых отказов, поскольку в соответствии с Генеральным планом города Тынды, утверждённого решением Тындинской городской Думы от 04 июня 2009 года № 530, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, предназначенной для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, то есть предназначен для размещения объекта местного значения.

Отменяя решения суда первой инстанции, и принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции сослался на положения Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 01 мая 2016 года №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установил, что испрашиваемый земельный участок находится в функциональной общественно-деловой зоне и функциональную зону жилой застройки не пересекает, и пришёл к обоснованному выводу о недоказанности факта планируемого размещения на испрашиваемом земельном участке объекта местного значения (многоквартирного жилого дома). При этом, суд апелляционной инстанции сослался на обстоятельства, установленные в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 сентября 2020 года (часть 2 статьи 64 КАС РФ).

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы суда апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, представителем администрации города Тынды не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации города Тынды в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Тынды – без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 августа 2021 года.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятии оспариваемого апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи