ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-3819/19 от 09.09.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-3819/2019

№ 88а-6600/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 9 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Южно-Сахалинска на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 26 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в интересах Сулиевой Чолпон Шисыровны к администрации города Южно-Сахалинска, заинтересованные лица: департамент городского хозяйства города Южно-Сахалинска, Правительство Сахалинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор города Южно-Сахалинска обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в интересах Сулиевой Ч.Ш. с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного Сулиевой Ч.Ш.; возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к земельному участку с кадастровым номером , предоставленному Сулиевой Ч.Ш. в собственность.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой города проверки деятельности органов местного самоуправления на предмет исполнения законодательства, регламентирующего бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих трёх и более детей, установлен факт нарушений прав Сулиевой Ч.Ш. Так, проверкой установлено, что постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 7 ноября 2016 года № 3398 Сулиевой Ч.Ш. из земель категории «земли населенных пунктов» предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, к данному земельному участку не подведено тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение. Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 11 марта 2015 года № 552-па утверждён проект планировки с проектом межевания села Березняки в составе проекта «Генеральный план, совмещённый с проектом планировки и проектом межевания села Березняки городского округа «Город Южно-Сахалинск» городского округа «Город Южно-Сахалинск», вместе с «Положениями о размещении объектов капитального строительства и о характеристиках планируемого развития территории с. Березняки». Из содержания указанной документации следует, что территория населенного пункта дифференцирована на зоны размещения различных объектов, в том числе, электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, зону автомобильного транспорта. Следовательно, администрация города Южно-Сахалинска (далее – Администрация) обязана в соответствии с действующим законодательством на стадии предоставления многодетным семьям земельных участков, принять меры по организации инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности застраиваемой территории. Однако, данная обязанность административным ответчиком не исполнена, следовательно, нарушаются права Сулиевой Ч.Ш., которой предоставлен земельный участок в качестве меры социальной поддержки и, вследствие чего, отсутствует возможность использовать земельный участок по назначению, то есть для строительства индивидуального жилого дома.

Определением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 октября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Сахалинской области.

Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 26 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены.

7 августа 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Южно-Сахалинска, поданная через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области 17 июля 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Так, органы местного самоуправления не должны самостоятельно обеспечивать инфраструктурой земельные участки, предоставленные многодетным семьям. Наличие таких инженерных сетей не является критерием для предоставления земельного участка в собственность заинтересованных лиц. У Администрации отсутствуют полномочия по финансированию проектирования и строительства сетей тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, что все необходимые действия по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, устанавливающих перечень, этапы и сроки мероприятий по развитию инженерных сетей в селе Березняки Администрацией совершены, а исполнение решения суда приведёт к нарушению установленных сроков.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2020 года кассационная жалоба администрации города Южно-Сахалинска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2).

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учётом ограничений, предусмотренных статьёй 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).

Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, на территории Сахалинской области разработан и утверждён Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трёх и более детей» (далее - Закон Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО).

В соответствии со статьёй 2 Закона Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО, земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства в случае, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой города Южно-Сахалинска проверки деятельности органов местного самоуправления на предмет исполнения законодательства, регламентирующего бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих трёх и более детей, и поступившего обращение Сулиевой Ч.Ш. о защите прав, выразившихся в отсутствии инженерной инфраструктуры на предоставленном ей земельном участке, установлено, что на основании постановления администрации города Южно-Сахалинска от 7 ноября 2016 года № 3398 Сулиевой Ч.Ш. предоставлен из земель категории «земли населённых пунктов» в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером , площадью 1642 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. К данному земельному участку не подведено тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения относиться организация в границах муниципального городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года № 428 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы», в рамках которой, разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание за счёт средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе, и выделена субсидия городскому округу «Город Южно-Сахалинск» для её реализации.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Градостроительный кодекс РФ, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трёх и более детей», Государственную программу Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильём на 2014-2020 годы», утверждённую постановлением Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года № 428, и пришли к правильному выводу, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трёх и более детей, подлежит исполнению муниципальным образованием «Город Южно-Сахалинск» в порядке решения вопросов местного значения, в свою очередь, неисполнение данной обязанности существенно нарушает права Сулиевой Ч.Ш., имеющей в собственности предоставленный в качестве меры социальной поддержки земельный участок и, как следствие, несущей бремя его содержания, но не имеющей возможности использовать его для строительства жилого дома.

Вопреки доводам кассационной жалобы, действующим законодательством на администрацию города Южно-Сахалинска как на орган местного самоуправления возложена обязанность по принятию мер по организации территории города инженерной инфраструктурой, в том числе необходимой для обеспечения жизнедеятельности земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трёх и более детей, на бесплатной основе для индивидуального жилищного строительства.

Несогласие администрации города Южно-Сахалинска с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 26 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года без изменения, кассационную жалобу администрации города Южно-Сахалинска – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи