Дело № 2а-39/2023
88а-877/2024 (88а-12944/2023)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 24 января 2024 года
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 7 февраля 2024 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Соколовой Л.В., Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю на решение Спасского районного суда Приморского края от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 сентября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав представителя административных ответчиков Симанишину А.Ю., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.С., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Приморский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю по неустранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в представлении прокурора от 17 июня 2021 года № 17-4-2021; возложить на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разделить части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности и величины пожарной нагрузки между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно: в здании общежития № 2 (отряд № 1 и № 2) - две комнаты хранения личных вещей и два выхода с лестничной клетки на чердачное помещение, в здании ОСУОН на первом, втором и третьем этаже - три комнаты хранения личных вещей, в здании ЕПКТ - комната хранения личных вещей, кладовая постельных принадлежностей, автоклавная в медицинской части, комната хранения медицинских отходов, подсобное помещение в медицинской части, в здании столовой - в БПК помещение для сушки белья, склад сухих продуктов № 2, хлебопекарня три выхода, в здании штаба - кабинет отдела специального учета, два выхода с лестничной клетки на чердачное помещение; оборудовать здание котельной, здание механического участка, здание хозяйственного отряда (ХОК) и комнаты длительных свиданий колонии системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать здание цеха по производству пищевых палочек учреждения системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также автоматическими установками пожаротушения; на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России - обязанность обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности у ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением Спасского районного суда Приморского края от 12 мая 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства внутренних дел по Приморскому краю.
Решением Спасского районного суда Приморского края от 22 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 сентября 2023 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю по не неисполнению требований представления от 17 июня 2021 года № 17-4-2021, вынесенного заместителем прокурора Приморского края, на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разделить части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности и величины пожарной нагрузки между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно: в здании общежития № 2 (отряд № 1 и № 2) - две комнаты хранения личных вещей и два выхода с лестничной клетки на чердачное помещение; в здании ОСУОН на первом, втором и третьем этаже - три комнаты хранения личных вещей; в здании ЕПКТ - комната хранения личных вещей, кладовая постельных принадлежностей, автоклавная в медицинской части, комната хранения медицинских отходов, подсобное помещение в медицинской части; в здании столовой - в БПК помещение для сушки белья, склад сухих продуктов № 2, хлебопекарня три выхода; в здании штаба - кабинет отдела специального учета, два выхода с лестничной клетки на чердачное помещение; оборудовать здание котельной, здание механического участка, здание хозяйственного отряда (ХОК) и комнаты длительных свиданий колонии системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать здание цеха по производству пищевых палочек учреждения системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также автоматическими установками пожаротушения; на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России возложена обязанность обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности у ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
15 декабря 2023 года ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 22 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что установленный судом срок для исполнения возложенной обязанности является неразумным, установлен без учета положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заинтересованное лицо УМВД России по Приморскому краю о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административных ответчиков ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России, прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
При разрешении настоящего дела, суды исходили из того, что по результатам проведенной Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края проверки в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю выявлены нарушения требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в части применения объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройства систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применения основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, применения автоматических и (или) автономных установок пожаротушения, и с учетом данных обстоятельств пришли к выводу о правомерности заявленных прокурором административных исковых требований.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
При этом судебные акты в части возложенных на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России обязанностей административными ответчиками не оспариваются.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Статьей 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта (часть 1).
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (часть 2).
Перечень таких объектов определен в Своде правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденном приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 173, в частности, к ним отнесены: общежития, жилые здания секционного и коридорного типа, производственные и складские здания.
В силу части 1 статьи 91 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Производственные здания отнесены к числу объектов, подлежащих оснащению автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения (Свод правил СП 2.13130 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденный приказом МЧС России от 12 марта 2020 года № 151).
В соответствии с частью 1 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
С учетом указанного правового регулирования суды пришли к правильному выводу о несоблюдении исправительным учреждением установленных требований пожарной безопасности, поэтому обоснованно возложили обязанность по устранению имеющихся нарушений.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Из положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2).
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7).
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также разъяснения, приведенные в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», возложение судом обязанности на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных в ФКУ ИК-6 нарушений, требованиям закона не противоречит.
Доводы кассационной жалобы о недостаточности установленного судом срока для исполнения решения суда не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения постановленных по делу судебных актов, поскольку срок исполнения возложенной на ответчиков обязанности установлен судом с учетом характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности. При наличии соответствующих оснований административные ответчики в соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд за предоставлением отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Спасского районного суда Приморского края от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи