Дело № 2а-4079/2020
№ 88а-2332/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 16 марта 2022 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.03.2022
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Сахалинской области и кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 01 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к Правительству Сахалинской области, министерству жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, заинтересованные лица: министерство экологии Сахалинской области, министерство строительства Сахалинской области, АО «Управление по обращению с отходами» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории Сахалинской области, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., выслушав объяснения представителя Правительства Сахалинской области ФИО7 и представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области ФИО8., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения относительно доводов кассационных жалоб прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие Правительства Сахалинской области, министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области по непринятию мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, образованных на территории Сахалинской области; возложить на административных ответчиков обязанность принять меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, образованных на территории Сахалинской области, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 01 июля 2021 года, административные исковые требований прокурора удовлетворены.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассаторов, судами не учтено, что одной из главных причин изменения ранее установленных сроков исполнения мероприятий подпрограммы «Отходы производства и потребления Сахалинской области» явилось принятие Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ, в связи с чем, с 01 января 2016 года сфера деятельности по обращению с бытовыми отходами фактически полностью реформирована, законодателем установлены иные правовые основы и сроки поэтапного перехода на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами в субъектах РФ, поэтому возникла необходимость корректировки имеющихся проектов или разработка новых с учётом новых законодательных норм. Кроме этого, увеличение сроков ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры по обращению с ТКО до 2024 года, связано со значительным объёмом работ, многоэтапности и продолжительности мероприятий необходимых для создания инфраструктуры для дальнейшей организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, образованных на территории Сахалинской области. На территории Сахалинской области в настоящее время эксплуатируется три полигона, включённые в государственный реестр объектов размещения отходов, (Корсаковский, Ногликский, Тымовский), а также в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлены заявки о включении еще 14 объектов в Перечень объектов размещения отходов, планируемых к эксплуатации до 2023 года. Кроме этого, на текущий момент рабочая группа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассматривает заявки (положительные решения поступили) по пяти объектам, т.е. они могут использоваться на законных основаниях в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Не смотря на отсутствие инвестиционной программы в сфере обращения с отходами на территории Сахалинской области, между Региональным оператором и министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области 29 июля 2019 года заключён Договор № 288 об участии Сахалинской области в собственности субъекта инвестиций, по условиям которого Региональный оператор выполняет строительство объектов инфраструктуры по обращению с отходами на территории Сахалинской области. Не согласны кассаторы и с установленным судами сроком исполнения решения суда, поскольку он ничем не обоснован. А также указали на невозможность исполнения решения суда по причине не указания в нём конкретных мер, которые необходимо принять административным ответчикам.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07 февраля 2022 года кассационные жалобы Правительства Сахалинской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя Правительства Сахалинской области ФИО7 и представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области ФИО8, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО9, изучив письменные возражения прокуратуры Сахалинской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области установлено, что вступившими в законную силу судебными актами Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области прекращена эксплуатация полигонов твёрдых бытовых отходов, расположенных на территориях муниципальных образований: «Курильский городской округ», «Углегорский городской округ», «Макаровский городской округ», «Поронайский городской округ», «Холмский городской округ», «Анивский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск», которые до настоящего времени не исполнены в связи с отсутствием новых объектов размещения отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства со всей необходимой инфраструктурой, что являлось основанием для предоставления неоднократных отсрочек исполнения решений судов.
Мероприятия по проектированию и строительству полигонов на территории муниципальных образований Сахалинской области, были предусмотрены: долгосрочной областной целевой программой «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009-2015)», утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 22 сентября 2008 года № 293-па (14 полигонов ТБО) (общий контроль за реализацией программы осуществляла Администрация области (ныне Правительство Сахалинской области); подпрограммой № 1 «Отходы производства и потребления Сахалинской области» государственной программы Сахалинской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 415 (12 объектов обращения с отходами) (участником подпрограммы являлось министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области); подпрограммой № 5 «Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31 мая 2013 года № 278 (ответственный исполнитель – министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области).
Указанными программами предусматривались также мероприятия по модернизации контейнерного и транспортного парка с целью раздельного сбора и транспортирования твёрдых коммунальных отходов.
В программы неоднократно вносились изменения в части объектов строительства, сроков строительства и финансирования мероприятий, в результате чего на территории Сахалинской области введены в эксплуатацию только три объекта размещения отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства (г. Корсаков, пгт. Ноглики, пгт. Тымовск), в других муниципальных образованиях продолжается использование свалок бытовых отходов, относительно которых приняты судебные решения о прекращении эксплуатации.
Действие приведённой подпрограммы № 1, первоначально рассчитанной на период 2014-2020 годы, продлено до 2025 года, в связи с чем в очередной раз отсрочена по времени и реализация её задач по формированию комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, созданию условий для вторичной переработки всех запрещённых к захоронению отходов производства и потребления; организации деятельности в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами; развитию системы обращения с твёрдыми коммунальными отходам.
Инвестиционные программы в сфере обращения с отходами на территории Сахалинской области не приняты.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - (Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 24 июня года 1998 года № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в том числе относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», установили, что объекты размещения отходов в рамках реализации долгосрочных государственных программ Сахалинской области в отдельных муниципальных образованиях до настоящего времени не оборудованы (построены), и пришли к правильному выводу о неэффективности предпринимаемых административными ответчиками в рамках имеющихся полномочий мер в сфере обращения с отходами, ненадлежащем исполнении ими возложенных законом обязанностей, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга лиц, находящихся на территории Сахалинской области, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационных жалобах, представителями Правительства Сахалинской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, заинтересованных лиц, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационных жалоб об отсутствие бездействия со стороны административных ответчиков, а именно указание на проведение ими ряда мероприятий, направленных на строительство объектов размещения отходов, несостоятелен, поскольку не свидетельствует об эффективности принимаемых органами государственной власти Сахалинской области мер.
Ссылка в кассационных жалобах на Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ, в обоснование того, что его принятие является одной из главных причин изменения ранее установленных сроков исполнения мероприятий подпрограммы «Отходы производства и потребления Сахалинской области» и необходимости корректировки имеющихся проектов и(или) разработки новых, и что с 01 января 2016 года сфера деятельности по обращению с бытовыми отходами фактически полностью была реформирована, необоснованна, поскольку органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлен временной промежуток для принятия мер, необходимых для подготовки к реализации новых полномочий. Кроме этого, и до 01 января 2016 года к полномочиям субъектов Российской Федерации относилась разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Указание в кассационных жалобах о несогласии с установленным судами сроком исполнения решения суда, не влечёт отмену принятых решений, поскольку установленный судом срок для исполнения судебного акта, с учётом вступления его в законную силу (01 июля 2021 года), истекает 01 января 2023 года, что не противоречит действующему федеральному законодательству.
Доводы кассационных жалоб о невозможности исполнения решения суда по причине не указания в нём конкретных мер, которые необходимо принять административным ответчикам, являются несостоятельными, поскольку судебный акт, не ограничивая самостоятельность административных ответчиков в решении вопросов, относящихся к их компетенции, направлен на понуждение их исполнить свои полномочия, установленные действующим законодательством в области обращения с отходами производства и потребления на территории Сахалинской области, что в полной мере соответствует полномочиям суда, определённым пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб.
Все доводы кассационных жалоб, аналогичны позиции и доводам Правительства Сахалинской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области в судах первой и апелляционной инстанции, и их несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 01 июля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Сахалинской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи