ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-431/20 от 26.11.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 2а-431/2020

№ 88а-26276/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 26 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мальмановой Э.К.,

судей Капункина Ю.Б., Монмаря Д.В.

рассмотрела кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 марта 2020 года по административном исковому заявлению Щеголева А.И. к территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым о защите избирательного права.

Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия

установила:

Щеголев А.И. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым (далее – ТИК) (с полномочиями окружной избирательной комиссии Уютненского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым) от 17 сентября 2019 года «Об отмене решения территориальной избирательной комиссии Сакского района от 9 сентября 2019 года «О результатах выборов депутатов Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Уютненскому десятимандатному избирательному округу» в части признания избранным депутатом Щеголева А.И»; восстановлении нарушенного избирательного права административного истца в части быть избранным депутатом Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Уютненскому десятимандатному избирательному округу.

В обоснование требований заявитель указал, что основанием для принятия избирательной комиссией решения от 17 сентября 2019 года послужил тот факт, что Щеголев А.И. не выполнил требования пункта 6 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ), поскольку он в пятидневный срок не представил копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, а именно от должности директора муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>, тогда как указанная должность является совместимой со статусом депутата Уютненского сельского совета, осуществляющего деятельность на непостоянной основе. При этом депутат, действующий на непостоянной основе, не замещает должность муниципальной службы, не получает от указанной деятельности денежное содержание, в связи с чем отсутствуют препятствия для совмещения депутатской деятельности и деятельности руководителя коммунального предприятия.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 10 января 2020 года административные исковые требования Щеголева А.И. удовлетворены в части признания незаконным и отмене решения ТИК от 17 сентября 2019 года «Об отмене решения территориальной избирательной комиссии Сакского района от 9 сентября 2019 года «О результатах выборов депутатов Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Уютненскому десятимандатному избирательному округу» в части признания избранным депутатом Щеголева А.И». В удовлетворении остальной части административного иска отказано.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что к муниципальным должностям в Уютненском сельском совете Сакского района Республики Крым не отнесена должность депутата сельского совета, осуществляющего деятельность на непостоянной основе. Деятельность истца как депутата Уютненского сельского совета Республики Крым, действующего на непостоянной основе, является совместимой с должностью директора муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> При этом суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований в части восстановления избирательного права административного истца быть избранным депутатом Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва, поскольку решение ТИК от 9 сентября 2019 года о признании Щеголева А.И. избранным депутатом Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Уютненскому десятимандатному округу остается действующим.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 марта 2020 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 января 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 сентября 2020 года, избирательная комиссия ставит вопрос об отмене решения Сакского районного суда Республики от 10 января 2020 года и апелляционного определения судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 марта 2020 года. Как указывает заявитель, действующим законодательством установлен ряд запретов на совмещение полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований с иными должностями вне зависимости от того, осуществляют ли они свои полномочия на постоянной или непостоянной основе. Считает, что судом была произведена подмена понятий муниципальной должности и муниципальной службы. Ссылается на наличие запрета на совмещение полномочий депутата представительного органа муниципального образования (лица, замещающего муниципальную должность) с полномочиями руководителя муниципального унитарного предприятия. Полагает необоснованной ссылку судов на определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 73-АПГ 15-5 и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 мая 1998 года № 16-П.

Определением судьи от 13 октября 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, от ТИК и избирательной комиссии Республики Крым поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад, выслушав прокурора Руденко М.В., полагавшую обжалуемые судебные акты законными, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.

Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 75 Закона № 67-ФЗ, согласно которой решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Как следует из материалов дела, 9 сентября 2019 года ТИК приняла решение о признании Щеголева А.И. избранным депутатом Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Уютненскому десятимандатному округу на непостоянной основе.

Согласно заявлению Щеголева А.И. от 13 сентября 2019 года, поданному в ТИК, зарегистрированный кандидат согласен получить мандат депутата Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва и сообщает об отсутствии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации для замещения вакантного мандата депутата Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым.

17 сентября 2019 года ТИК приняла решение «Об отмене решения Территориальной избирательной комиссией Сакского района от 9 сентября 2019 года «О результатах выборов депутатов Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Уютненскому десятимандатному избирательному округу» в части признания избранным депутатом Щеголева А.И. на том основании, что административным истцом не выполнены требования пункта 6 статьи 70 Закона № 67-ФЗ, поскольку депутат в пятидневный срок не представил копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, а именно от должности директора муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно- коммунального хозяйства <данные изъяты>

Согласно пункту 6 статьи 70 Закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Как следует из положений пункта 9 статьи 4 Закона № 67-ФЗ, депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 указанной статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным (пункт 6.1 статьи 70 Закона № 67-ФЗ).

Судом установлено, что избранный депутат Щеголев А.И. действительно является директором муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>, являющегося, согласно уставу, коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество.

Согласно пункту 1.3 устава муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> от имени муниципального образования – права собственника имущества предприятия осуществляют: Уютненский сельский совет и глава муниципального образования в рамках их компетенции и в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования.

В силу пунктов 5.3, 5.5 устава директор является единоличным исполнительным органом предприятия, осуществляет непосредственное руководство предприятием и назначается на должность главой администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым.

На директора предприятия распространяются ограничения, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в соответствии с которыми руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности руководителя, а также принимать участие в забастовках.

При этом к муниципальным должностям в Уютненском сельском совете Сакского района Республики Крым не отнесена должность депутата сельского совета, осуществляющего должность на непостоянной основе.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ (далее – Закон № 25-ФЗ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 25-ФЗ муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

На основании части 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Решением 5 сессии 1 созыва Уютненского сельского совета Республики Крым № 36 от 15 декабря 2014 года утвержден реестр муниципальных должностей в Уютненском сельском совете Сакского района Республики Крым, согласно которому к муниципальной должности в Уютненском сельском совете относится только должность председателя сельского совета.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что материалы дела не содержат безусловных доказательств невозможности совмещения депутатского мандата без отрыва от основной работы директора коммунального предприятия. При этом судами принято во внимание, что депутатская деятельность на непостоянной основе осуществляется бесплатно, то есть не предусматривает денежного содержания из муниципального бюджета. Таким образом, суды пришли к выводу о том, что к муниципальным должностям в Уютненском сельском совете Сакского района Республики Крым не отнесена должность депутата сельского совета, осуществляющего деятельность на непостоянной основе.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, основаны на неверном толковании норм права и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

По существу, доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.

Приведенные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сакского районного суда Республики от 10 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 10 декабря 2020 года.