Дело 2а-4481/2017
№ 88а-6219/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 05 июля 2022 года
Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцева О.А., рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края на определение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 января 2022 года, апелляционное определение судьи Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда города Хабаровска от 26 января 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Краснофлотского района города Хабаровска к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о возложении обязанности,
установила:
решением Центрального районного суда города Хабаровска от 11 октября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 января 2018 года, исковые требования прокурора Краснофлотского района города Хабаровска к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворены частично.
На Министерство природных ресурсов Хабаровского края возложена обязанность провести работы: - по увеличению пропускной способности русла ручья «Безымянный» по ул. Заводская Падь Краснофлотского района города Хабаровска на всем протяжении, по его расчистке, произвести его дноуглубление; - произвести послепаводковое обследование паводкоопасных территорий ручья «Безымянный» по ул. Заводская Падь Краснофлотского района города Хабаровска; - осуществить мероприятия по противопаводковой защите на проблемных участках ручья «Безымянный» по ул. Заводская Падь Краснофлотского района города Хабаровска в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 21 июня 2019 года Министерству природных ресурсов Хабаровского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2021 года.
10 января 2022 года Министерство природных ресурсов Хабаровского края вновь обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года.
. В обоснование заявления Министерство природных ресурсов Хабаровского края ссылается на обстоятельства, свидетельствующие о принятии мер по исполнению решения суда. Предпринятые Министерством меры позволили устранить причины, по которым им было отказано в выделении финансирования из федерального бюджета на проведение работ по расчистке и дноуглублению ручья Безымянный. Противопаводковые мероприятия производятся на основании государственного контракта, для заключения которого необходимо проведение процедуры размещения государственного заказа (аукциона), длительность которой составляет в среднем 55-65 дней. Срок проведения работ будет составлять не менее 7-8 месяцев, включая срок проведения экспертизы 60 дней. После разработки проектно-сметной документации при соблюдении аналогичных сроков (55-65 дней) последует размещение государственного заказа на проведение мероприятий по расчистке, дноуглублению и иных противопаводковых мероприятий. Срок проведения таких мероприятий будет определён с учётом обоснованных в проектно-сметной документации видов и объёмов работ с применением положений СНиП 1.04.03-85.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 27 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года, в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
6 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства природных ресурсов Хабаровского края, поданная через Центральный районный суд город Хабаровска 26 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов.
В соответствии со статьей 327.1 КАС РФ кассационная жалоба рассматривается судьей кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле.
Проверив доводы кассационной жалобы, материалы административного дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 189, частью 1 статьи 358 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Отказывая в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда, суд первой инстанции, с позицией которого согласился, судья апелляционной инстанции, обоснованно исходили из того, что перечисленные действия не подтверждают принятие эффективных мер, направленных на исполнение судебного акта, что обеспечивало бы его исполнение в установленный срок, и пришли к правильному выводу о том, что оснований для отсрочки исполнения решения по настоящему делу не имеется, учитывая также, что длительное непринятие мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Хабаровского края, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, может привести к негативным последствиям в виде угрозы безопасности граждан в случае затопления жилых домов, а также к экологическому и экономическому ущербу Хабаровского края, при этом отложение исполнения решения суда на более длительный срок может привести к нарушению законодательства при осуществлении государственных процедур в части выполнения водохозяйственных мероприятий и по охране водных объектов.
Кроме этого, суды пришли к обоснованным выводам о том, что заявляя ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что к указанной дате 31 декабря 2023 года, до которой он просил предоставить отсрочку, могли быть предприняты необходимые меры, которые позволили бы исполнить решение суда, при этом необходимо учитывать, что несвоевременное исполнение решения суда приводит к нарушению прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что указанные обстоятельства не являются достаточными для удовлетворения заявления и предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Таким образом, суды верно указали, что приведённые заявителем обстоятельства не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, поскольку в рассматриваемом случае предоставление отсрочки исполнения судебного акта не будет способствовать реальной защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределённого круга лиц, с учётом характера допущенных нарушений.
Суды оценили все представленные заявителем доводы о необходимости отсрочки исполнения решения суда по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, мотивировали свои выводы по данному вопросу в судебных актах.
Приведённые в кассационной жалобе доводы аналогичны позиции Министерства в судах первой и апелляционной инстанции, они были подробно исследованы судами, и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки выводов судов не имеется. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
определила:
определение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 января 2022 года, апелляционное определение судьи Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со вступления в законную силу определения суда первой инстанции по настоящему административному делу.
Судья О.А. Зайцева