ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-4830/19 от 12.02.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-4830/2019

№ 88а-1490/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 12 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и.о.прокурора Республики Саха (Якутия), поданную 12 декабря 2019 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению начальника Управления газораспределительных сетей АО «Сахатранснефтегаз» Томского Антона Михайловича к прокуратуре города Якутска о признании предостережения незаконным.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., объяснения представителя прокуратуры Республики Саха (Якутия) - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Начальник Управления газораспределительных сетей АО «Сахатранснефтегаз» (далее УГРС АО «Сахатранснефтегаз») Томский А.М. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным предостережение прокурора города Якутска от 20 марта 2019 года. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой города Якутска проверки соблюдения АО «Сахатранснефтегаз» законодательства, регламентирующего обслуживание и обеспечение безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее ВДГО и ВКГО) в многоквартирных домах, в отношении него (административного истца) было вынесено предостережение о недопустимости нарушения вышеназванного законодательства. Так, в ходе проверки было установлено, что в городе Якутске имеется более 500 многоквартирных жилых домов, в которых эксплуатируется ВДГО и ВКГО с истекшим нормативным сроком эксплуатации. На основании постановления Правительства РФ от 14 мая 2013 года № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» и уведомлений АО «Сахатранснефтегаз», с 2016 года управляющие компании и ТСЖ проводят техническое диагностирование ВДГО и ВКГО многоквартирных жилых домов, находящихся в их управлении, и предоставляют в адрес АО «Сахатранснефтегаз» заключения по результатам технического диагностирования. В 2019 году, из 223 представленных заключений, 98 были приняты УГРС АО «Сахатранснефтегаз», а 105 - возвращены с предупреждением, что в случае не предоставления с установленный срок надлежащего положительного заключения, АО «Сахатранснефтегаз» будет вынуждено произвести приостановку поставки газа. Прокуратура города Якутска пришла к выводу, что действующим законодательством на УГРС АО «Сахатранснефтегаз» не возложены полномочия по контролю за соблюдением порядка технического диагностирования ВДГО и ВКГО, в связи с чем, действия должностных лиц УГРС АО «Сахатранснефтегаз» по непринятию и последующему возврату заключений являются неправомерными, приостановление поставки газа безосновательным. Однако, АО «Сахатранснефтегаз» является газораспределительной организацией, а поставка газа в многоквартирные жилые дома, где проведено техническое диагностирование ВДГО И ВКГО с нарушением установленных требований к его проведению, недопустимо. Согласно ответам Управления Ростехнадзора и Управления государственного строительства и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), данные органы не полномочны давать оценку техническому диагностированию ВДГО И ВКГО, в связи с чем, УГРС АО «Сахатранснефтегаз», как поставщик газа, обязано требовать от управляющих компаний, ТСЖ, собственников помещений многоквартирных жилых домов предоставления заключений по результатам технической диагностики ВДГО и ВКГО, проведенной с соблюдением всех требований, установленных действующим законодательством к ее проведению.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований начальнику УГРС АО «Сахатранснефтегаз» Томскому А.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года отменено и административные исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 12 декабря 2019 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года и оставлении в силе решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года. В обоснование своей позиции прокурор указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Так, предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях, причем предупреждение никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. В соответствии с пунктом 3.9 положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного приказом Госстроя РФ от 3 мая 2000 года № 101, контроль за своевременностью проведения и методическим соответствием диагностики требованиям данного положения осуществляется соответствующими органами государственного контроля и региональными экспертно-техническими центрами по внутренним газопроводам. Согласно статье 20 Жилищного кодекса РФ, пункту 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493, пункту 89 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года № 410 (далее - Правила № 410), контроль за обеспечением надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО и ВКГО возложен на органы государственного жилищного надзора. Таким образом, АО «Сахатранснефтегаз», как коммерческая организация, не уполномочена на осуществление контроля за исполнением требований, предъявляемых к соответствующим заключениям, а также порядку осуществления технического диагностирования ВДГО И ВКГО. АО «Сахатранснефтегаз» не относится к органам государственного контроля и не является региональным экспертно-техническим центром по внутренним газопроводам. Кроме этого, требования к форме и содержанию заключения, определены приложением №2 к приказу Ростехнадзора от 17 декабря 2013 года № 613 «Об утверждении правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее - приказ Ростехнадзора от 17 декабря 2013 года № 613) и являются рекомендуемыми. При этом, материалами настоящего административного дела подтверждено намерение АО «Сахатранснефтегаз» приостановить подачу газа в отсутствие законных оснований, выразившиеся в направлении соответствующих уведомлений. В случае если АО «Сахатранснефтегаз» продолжит принимать меры, направленные на приостановление поставки газа, то это приведет к нарушению пункта 80 Правил № 410, и как следствие, нарушение прав граждан многоквартирных домов на предоставление коммунальных услуг по газоснабжению.

Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 января 2020 года кассационная жалоба и.о. прокурора Республики Саха (Якутия), передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившегося административного истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя прокуратуры Республики Саха (Якутия) - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1) в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1).

Таким образом, предостережение о недопустимости нарушения закона является мерой прокурорского реагирования, невыполнение требований которого может повлечь для лица, которому оно объявлено, негативные юридические последствия.

В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем ВДГО и ВКГО в многоквартирном доме относится организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.

Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила № 410).

В силу подпункта «в» пункта 4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются, в том числе, путем технического диагностирования ВДГО и (или) ВКГО.

В пункте 6 Правил № 410 указано, что работы по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО, заключенного между заказчиком и исполнителем.

В соответствии с десятым абзацем пункта 2 Правил № 410, исполнитель - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором.

Под специализированной организацией понимается организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (четырнадцатый абзац пункта 2 Правил № 410).

Согласно абзацу одиннадцатому пункта 2 Правил № 410, поставщик газа - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, предусматривающего поставку газа в качестве коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.

В соответствии с пунктом 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в жилом доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования в жилом доме. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию ВДГО и ВКГО (пункт 129 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

В силу подпункта «в» пункта 80 Правил № 410 исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в случае истечения у внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (отдельного оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования) нормативного срока службы, установленного изготовителем, и отсутствие положительного заключения по результатам технического диагностирования указанного оборудования, а в случае продления этого срока по результатам диагностирования - истечение продленного срока службы указанного оборудования.

Из системного толкования вышеназванных норм и из материалов дела, следует, что АО «Сахатранснефтегаз» является газораспределительной организацией (газотранспортной организацией, исполнителем, поставщиком газа) оказывающей услуги по транспортировке газа потребителям. При этом, АО «Сахатранснефтегаз» обязано организовать бесперебойную работу всех производственных звеньев; обеспечить бесперебойное и безопасное газоснабжение потребителей.

Учитывая, что в материалах настоящего дела имеются ответы Управления Ростехнадзора Республики Саха (Якутия) от 11 января 2017 года и Управления государственного строительства и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2018 года, согласно которым данные органы не полномочны давать оценку техническому диагностированию ВДГО и ВКГО в многоквартирных домах, а доказательств наличия иных органов государственного контроля, регионального экспертно-технического центра по внутренним газопроводам, либо органов государственного жилищного надзора, осуществляющих контроль за исполнением требований, предъявляемых к соответствующим заключениям, а также порядку технического диагностирования ВДГО И ВКГО в многоквартирных домах в Республике Саха (Якутия), административным ответчиком не представлено, суд кассационной инстанции находит несостоятельной ссылку и.о.прокурора Республики Саха (Якутия) на пункт 3.9 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного приказом Госстроя РФ от 3 мая 2000 года № 101.

При этом, приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 года № 613 установлены как обязательные требования к содержанию положительных заключений, в частности в приложениях к заключению по результатам технического диагностирования ВДГО И ВКГО должны быть представлены следующие документы:- программа проведения технического диагностирования; - протоколы (акты) определения параметров технического состояния оборудования по результатам проведенного технического диагностирования; -дефектная ведомость по результатам технического диагностирования оборудования; - перечень используемой нормативной документации (пункт 24), так и рекомендуемые (пункт 25).

В связи с чем, требования УГРС АО «Сахатранснефтегаз» о необходимости отражения в представленных управляющими компаниями заключениях результатов испытаний на герметичность ВДГО и ВКГО, наличие схем газопроводов и программы проведения технического диагностирования, а также необходимости приложения к заключениям копий удостоверений специалистов и лиц, ответственных за проведение технического диагностирования, является обоснованными.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об удовлетворении административного иска, обоснованно пришел к выводу, что в материалы дела не представлены доказательства, достоверно свидетельствующие о каких-либо готовящихся неправомерных действиях, бездействии начальника УГРС АО «Сахатранснефтегаз», составляющих правонарушение, о причинно-следственной связи между действиями и нарушением прав потребителей на поставку газа. Оспариваемое предостережение нарушает права административного истца, поскольку является актом прокурорского реагирования, понуждающим его отказаться от выполнения мероприятий по безопасному газоснабжению потребителей, выполнение которых входит в его непосредственные обязанности.

Довод кассационной жалобы о том, что АО «Сахатранснефтегаз», как коммерческая организация, не уполномочена на осуществление контроля за обеспечением надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО и ВКГО, является необоснованным, поскольку АО «Сахатранснефтегаз», как газораспределительная организация (газотранспортная организация, исполнитель, поставщик газа), осуществляет организацию работы по обеспечению бесперебойного и безопасного газоснабжения потребителей, в том числе проживающих в многоквартирных домах, что включает в себя проверку соответствия ВДГО и ВКГО в многоквартирных домах требованиям безопасности.

Вопреки доводам кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства приостановки АО «Сахатранснефтегаз» поставки газа в многоквартирные дома, а наоборот, что не оспаривается сторонами по делу, управляющими организациями проводится работа по устранению замечаний АО «Сахатранснефтегаз» к заключениям по результатам технического диагностирования ВДГО и ВКГО многоквартирных домов.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие административного ответчика с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи