ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-5010/19 от 25.06.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-5010/2019

88а-4217/2019

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток 25 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Римского Я.А., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 ноября 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственной жилищной инспекции Камчатского края, руководителю Государственной жилищной инспекции Камчатского края – главному государственному жилищному инспектору Камчатского края ФИО2 об оспаривании протокола аннулирования квалификационного аттестата.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

ФИО1 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Камчатского края, руководителю Государственной жилищной инспекции Камчатского края – главному государственному жилищному инспектору Камчатского края ФИО2 о признании протокола от 20 мая 2019 года № 4 об аннулировании квалификационного аттестата незаконным и исключении информации об аннулировании квалификационного аттестата из реестра квалификационных аттестатов Камчатского края.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является учредителем ООО «Управляющая компания «Дом Петра и Павла» (далее - ООО УК «Дом Петра и Павла»), ранее занимала должность генерального директора данной управляющей организации. На основании протокола Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 18 марта 2015 года № 31 ей был выдан квалификационный аттестат № 102 сроком на 5 лет, наличие которого является лицензионным требованием при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Протоколом Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 20 мая 2019 года № 4 квалификационный аттестат аннулирован на основании решения Арбитражного суда Камчатского края от 31 мая 2018 года об аннулировании лицензии ООО УК «Дом Петра и Павла» от 15 мая 2015 года № 67 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Камчатского края и сведений о включении ее в реестр дисквалифицированных лиц.

Данное решение она считает незаконным, поскольку с 17 ноября 2017 года не является генеральным директором ООО УК «Дом Петра и Павла», является учредителем данной организации и генеральным директором другого Общества с ограниченной ответственностью «Дом Петра и Павла». Квалификационный аттестат не мог быть аннулирован, так как он персонифицирован и не привязан к управляющей компании. Кроме того, к административному наказанию в виде дисквалификации она не привлекалась, о включении в реестр дисквалифицированных лиц не уведомлялась.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 ноября 2019 года, в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

Оставляя заявленные требования без удовлетворения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности решения Государственной жилищной инспекции Камчатского края об аннулировании квалификационного аттестата ФИО1, поскольку орган жилищного надзора после получения сведений о внесении руководителя управляющей организации – лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц обязан аннулировать квалификационный аттестат должностного лица.

16 апреля 2020 года административным истцом ФИО1 через Петропавловск-Камчатский городской суд Приморского края подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 7 мая 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование кассационной жалобы ФИО1 ссылается на отсутствие оснований для принятия оспариваемого решения об аннулировании ее квалификационного аттестата ввиду того, что решение о внесении в реестр дисквалифицированных лиц в отношении нее не принималось, а имеющиеся в материалах дела сведения с сайта ГИС ЖКХ не соответствуют пункту 9 Положения о ведении реестра лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110. Также считает, что основанием для внесения в реестр дисквалифицированных лиц может быть только постановление судьи о назначении административного наказания в виде дисквалификации, а такое решение в отношении нее не выносилось.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.

Из материалов административного дела следует, что 18 марта 2015 года Государственной жилищной инспекцией Камчатского края ФИО1 выдан квалификационный аттестат № 102 сроком на 5 лет до 27 марта 2020 года.

15 мая 2015 года ООО УК «Дом Петра и Павла», генеральным директором которого являлась ФИО1, получена лицензия № 67 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 24 ноября 2017 года ООО УК «Дом Петра и Павла» признано несостоятельным (банкротом). По решению Арбитражного суда Камчатского края от 31 мая 2018 года выданная ООО УК «Дом Петра и Павла» лицензия от 15 мая 2015 года № 67 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Камчатского края аннулирована.

На основании указанного решения арбитражного суда 5 февраля 2019 года генеральный директор ООО УК «Дом Петра и Павла» ФИО1 включена в реестр дисквалифицированных лиц, реестровый , срок дисквалификации 3 года с 2 июля 2018 года по 2 июля 2021 года.

Решением Государственной жилищной инспекции Камчатского края, оформленным протоколом от 20 мая 2019 года № 4, аннулирован квалификационный аттестат , выданный ФИО1, информация об аннулировании квалификационного аттестата внесена в реестр квалификационных аттестатов Камчатского края.

Разрешая спор и проверяя законность данного решения, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 192, 193, 195, 202 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», Порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, Порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, Формы квалификационного аттестата, Перечня вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, утвержденного Приказом Минстроя России от 5 декабря 2014 года № 789/пр, Приказа Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 года «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и установив включение генерального директора ООО УК «Дом Петра и Павла» ФИО1 в реестр дисквалифицированных лиц, пришли к выводу о наличии у Государственной жилищной инспекции Камчатского края законных оснований для аннулирования выданного Полушки Т.В. квалификационного аттестата № 102 сроком на три года.

Оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии кассационного суда не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей правовой оценке представленных в материалы дела доказательств.

Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 202 Жилищного кодекса Российской Федерации должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

В силу пункта 2 части 7 статьи 202 Жилищного кодекса Российской Федерации квалификационный аттестат аннулируется в случае внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц.

Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждены Приказом Минстроя России от 5 декабря 2014 года № 789/пр, пунктом 22 которого предусмотрено, что квалификационный аттестат аннулируется по решению органа государственного жилищного надзора до истечения срока его действия, в том числе, по основанию включения лица, получившего квалификационный аттестат, в реестр дисквалифицированных лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - Положение о ведении реестра), которым установлено следующее:

реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 мая 2015 года - в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2);

основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания (пункт 3);

в целях ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации получает сведения о вступивших в законную силу решениях суда об аннулировании лицензии и о постановлениях о дисквалификации, указанные в пункте 9 настоящего Положения, у органов государственного жилищного надзора. Указанные сведения представляются органом государственного жилищного надзора не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного уведомления, подписанного уполномоченными на подписание таких уведомлений лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 5);

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (постановления о дисквалификации) или подтверждения органом государственного жилищного надзора сведений, содержащихся в запросе, направленном ему в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения (пункт 8);

в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения лица; б) полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой лицо работало во время совершения административного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, а также должность, на которой указанное лицо работало во время совершения указанного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии; в) наименование суда, вынесшего решение об аннулировании лицензии или постановление о дисквалификации; г) основания, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии или постановления о дисквалификации; д) срок дисквалификации; е) сведения о пересмотре решения суда об аннулировании лицензии или постановления о дисквалификации (при наличии таких судебных актов) (пункт 9).

Указанные требования при принятии оспариваемого решения органом государственного жилищного надзора Камчатского края соблюдены. На основании решения Арбитражного суда Камчатского края от 31 мая 2018 года, которым аннулирована лицензия ООО УК «Дом Петра и Павла» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Государственной жилищной инспекцией Камчатского края направлена заявка № 241000019 на включение в реестр дисквалифицированных лиц генерального директора общества ФИО1

Согласно сведениям государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства по указанной заявке принято решение о включении ФИО1 в реестр дисквалифицированных лиц под номером 41000011, срок дисквалификации установлен с 2 июля 2018 по 2 июля 2021 год.

Указанные обстоятельства опровергают доводы кассационной жалобы о непринятии решения по заявке о включении ФИО1 в реестр дисквалифицированных лиц. При этом указанные в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций в отношении ФИО1 сведения соответствуют требованиям пункта 9 Положения о ведении реестра.

Утверждение заявителя о незаконности решения об аннулировании квалификационного аттестата в связи с тем, что она не подвергалась административному наказанию в виде дисквалификации в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на правильность выводов судебных инстанций не влияет.

В силу вышеприведенных норм законом установлены два основания для включения должностного лица лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций: вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации.

В рассматриваемом случае включение генерального директора ООО УК «Дом Петра и Павла» в реестр дисквалифицированных лиц было обусловлено наличием решения арбитражного суда об аннулировании лицензии управляющей организации. При таких обстоятельствах у Государственной жилищной инспекции Камчатского края имелись предусмотренные законом основания для аннулирования квалификационного аттестата ФИО1, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о соответствии требованиям действующего законодательства оспариваемого решения органа государственного жилищного надзора и отсутствии оснований к удовлетворению заявленных ФИО1 требований.

Доводы кассационной жалобы оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения не содержат, сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке исследованных доказательств, что не может влечь за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, изложенные в них выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 ноября 2019 года по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи