ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-5139/19 от 26.08.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-5139/2019

№ 88а-6171/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 26 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Королевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя (далее – ИП) Шоева Елена Станиславовна, ИП Ткач Елена Валентиновна, ИП Лунин Владимир Геннадьевич, ИП Чан-сы-чан Людмила Георгиевна, ИП Долидова Ирина Викторовна, ООО «Никольск-3» на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ИП Шоева Елена Станиславовна, ИП Ткач Елена Валентиновна, ИП Лунин Владимир Геннадьевич, ИП Чан-сы-чан Людмила Георгиевна, ИП Долидова Ирина Викторовна, ООО «Никольск-3» к администрации Уссурийского городского округа о признании недействующим в части нормативного правового акта.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., объяснения представителей административных истцов ФИО13 и ФИО14., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя администрации Уссурийского городского округа ФИО15, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО16., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

индивидуальные предприниматели Шоева Е.С., Ткач Е.В., Лунин В.Г., Чан-сы-чан Л.Г., Долидова И.В. и ООО «Никольск-3» обратились в Уссурийский районный суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просили признать недействующим постановление администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 года № 3014-НПА «Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа».

В обоснование своих требований указали, что они являются собственниками нестационарных торговых объектов, включённых в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа на основании постановления администрации Уссурийского городского округа от 27 марта 2015 года №852 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа». По истечении срока договоров администрация Уссурийского городского округа отказала административным истцам в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов на новый срок и выставила требования о демонтаже нестационарных торговых объектов, в связи с вступлением в законную силу постановления Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года №171-па «Об утверждении порядка отбора претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края» (далее – постановление Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па). Кроме этого, в связи с принятием оспариваемого постановления, которым предусмотрена процедура проведения отбора претендентов и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа в порядке закрытого аукциона (либо без проведения такового), им рекомендовано подать заявление на включение в Схему на свободное место, в порядке определённом указанным постановлением. Полагают, что оспариваемое постановление противоречит части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пункту 2.10 Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па, пункту 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов, утверждённого приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 № 114, в части распространения его действия на хозяйствующих субъектов и их нестационарные торговые объекты, включённые в Схему размещения нестационарных торговых объектов до его принятия.

Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований административным истцам отказано.

В обоснование своей позиции кассаторы указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, оспариваемым постановлением не урегулированы права хозяйствующих субъектов и нестационарных торговых объектов, включённых в Схему размещения нестационарных торговых объектов до принятия оспариваемого нормативного акта. Действующее законодательство запрещает пересматривать места размещения нестационарных объектов торговли, строительство, реконструкцию или эксплуатацию которых начали до утверждения новой схемы, а равно, как и внесение изменений в неё. При изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращении сферы торговых услуг, необходимо соблюдать стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, обеспечивать возможность долгосрочного планирования своего бизнеса, недопущение передела рынка, сокращение или прекращение торгового бизнеса. Постановлением Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па установлено, что процедура проведения торгов на право включения в Схему нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно после включения в Схему нового объекта, а ранее включенный в Схему нестационарный торговый объект сохраняется в месте, закрепленном за хозяйствующим субъектом. Данные обстоятельства нашли свое отражение в ответе Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 28 июня 2019 года за №Р25/21-01-233. Кроме этого, судами первой и апелляционной инстанции не учтены разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а именно: суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела в полном объёме; проверяя содержания оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определённым. Однако судами первой и апелляционной инстанции указанные разъяснения были проигнорированы.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные истцы в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителей административных истцов ФИО13 и ФИО14., возражения представителя администрации Уссурийского городского округа ФИО15, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО16, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статьи 130 и 132 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ установлено, что Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 5 Устава Уссурийского городского округа города, принятого решением Думы Уссурийского городского округа от 26 апреля 2005 года № 189, к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. К компетенции администрации городского округа относится, в том числе разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (пункт 13.2 статьи 31 Устава).

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов утверждён приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 года № 114.

В соответствии с пунктом 1.5. данного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со Схемой, утверждаемой органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.

Отбор претендентов на право включения в Схему осуществляется по результатам закрытого аукциона (далее - аукцион), либо без проведения аукциона в соответствии с порядком, утвержденным Администрацией Приморского края (пункт 1.6 Порядка).

Порядок отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края утверждён постановлением Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па.

Согласно пункту 1.2 данного Порядка, на территории муниципальных образований Приморского края отбор претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) осуществляется по результатам закрытого аукциона (далее - аукцион) либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Порядком.

Порядок проведения аукциона, определения победителя, а также порядок и сроки включения претендентов на право включения в Схему нестационарного торгового объекта утверждаются муниципальными правовыми актами (пункт 1.3 Порядка).

Как следует из пунктов 2.1, 2.3 и 2.7 указанного Порядка, отбор претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов производится уполномоченным органом посредством закрытого аукциона только при наличии в Схеме свободных мест для размещения нестационарных торговых объектов.

Во исполнение пунктов 1.3 и 1.4 постановления Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па, постановлением администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 года №3014-НПА утверждены Порядок проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и Порядок и сроки включения претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа.

Порядок проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории Уссурийского городского округа (далее - Порядок) определяет последовательность мероприятий при проведении закрытого аукциона (далее - аукцион), а также определения победителя аукциона, которому по итогам проведения аукциона будет предоставлено право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа (далее - Схема).

Порядок и сроки включения претендентов на право включения в Схему нестационарного торгового объекта на территории Уссурийского городского округа (далее - Претендент) определяет порядок и сроки включения Претендентов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа (далее - Схема), разработанную и утвержденную в соответствии с приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 года № 114 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов».

Из положений пункта 15 Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения НТО следует, что аукцион проводится в отношении свободных в Схеме размещения НТО мест.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией Уссурийского городского округа и ИП Шоева Е.С., ИП Ткач Е.В., ИП Лунин В.Г., ИП Чан-сы-чан Л.Г., ИП Долидова И.В., ООО «Никольск-3» ежегодно, в частности 2017, 2018 годах, заключались договора на размещение нестационарных торговых объектов, которые были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, утверждённую постановлением администрации Уссурийского городского округа от 27 марта 2015 года №852.

Постановлениями администрации Уссурийского городского округа №881 от 22 апреля 2019 года и № 1415 от 21 июня 2019 года были внесены изменения в постановление администрации Уссурийского городского округа №852 от 27 марта 2015 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа», которыми нестационарные торговые объекты, принадлежащие административным истцам, исключены из Схемы.

ИП Шоева Е.С., ИП Ткач Е.В., ИП Лунин В.Г., ИП Чан-сы-чан Л.Г., ИП Долидова И.В., ООО «Никольск-3» администрацией Уссурийского городского округа выставлены требования о демонтаже нестационарных торговых объектов; рекомендовано подать заявления на включение нестационарных торговых объектов в Схему на свободное место в порядке, определённом постановлением администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 года № 3014-НПА.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах сослались на положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов, утверждённый приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 № 114, Порядок отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края, утверждённый постановлением Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядка принятия и введения его в действие, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов. Также указали, что возможность заключения договора на право размещения нестационарного объекта после прохождения конкурентных процедур определена не постановлением администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 года № 3014-НПА, а иными нормативными правовыми актами, в частности постановлением Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па.

Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемым постановлением не урегулированы права хозяйствующих субъектов и нестационарных торговых объектов, включённых в Схему размещения нестационарных торговых объектов до принятия оспариваемого нормативного акта, является не обоснованным, поскольку порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов определён в Положении о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, утверждённом администрацией Уссурийского городского округа от 2 ноября 2015 года № 2896-НПА, в то время как оспариваемый нормативный правовой акт определяет лишь процедуру проведения закрытого аукциона на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на свободные места и не содержит неопределённости в сфере регулирования.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также доводы административных истцов и административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие административных истцов с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Шоева Елена Станиславовна, Ткач Елена Валентиновна, Лунин Владимир Геннадьевич, Чан-сы-чан Людмила Георгиевна, Долидова Ирина Викторовна и ООО «Никольск-3» - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи