ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-5219/2021 от 30.03.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-5219/2021

№ 88а-2902/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 30 марта 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.04.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу информационного агентства «Камчатский регион» на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 02 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению информационного агентства «Камчатский регион» в лице главного редактора Шуманина В.Ю. к управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

информационное агентство «Камчатский регион» (далее – ИА «Камчатский регион», информационное агентство) в лице главного редактора Шуманина В.Ю. обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать незаконным бездействие управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – УФАС по Камчатскому краю), выразившееся в непредоставлении запрашиваемой в запросе от 23 июня 2021 года № 29/1 информации; возложить на административного ответчика обязанность предоставить ответы на вопросы, содержащиеся в запросе от 23 июня 2021 года № 29/1, указав в обоснование заявленных требований, что ИА «Камчатский регион» является средством массовой информации. В ответе за подписью заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 09 июля 2021 года на запрос ИА «Камчатский регион» от 23 июня 2021 года о предоставлении информации, в нарушение действующего законодательства не содержалось ответов на поставленные в запросе вопросы.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 02 декабря 2021 года, в удовлетворении административного иска ИА «Камчатский регион» отказано.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами сделан неверный вывод о том, что ответ на запрос административного истца выполнен, как в ответе от 24 июня 2021 года, так и в ответе от 09 июля 2021 года. Кроме этого, кассатор считает, что оспариваемое решение вынесено несуществующим лицом, поскольку Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края не является юридическим лицом, у него отсутствует регистрация в ЕГРЮЛ, он не создавался в порядке, предусмотренном статьёй 17 Конституции РФ.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 года кассационная жалоба ИА «Камчатский регион» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ИА «Камчатский регион» зарегистрировано в качестве средства массовой информации. Учредителем и главным редактором информационного агентства является Шуманин В.Ю.

В ответе заместителя руководителя ФАС России Королева В.Г., адресованному ИА «Камчатский регион», от 24 июня 2021 года за №ВК/51875/21 на запрос от 17 июня 2021 года за № 28, сообщено, что АО «Геотерм» и ПАО «Камчатскэнерго» являются аффилированными лицами ПАО «РусГидро», и указано, что согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотренное требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий, указанных в части 1 статьи 27 данной нормы не применяется, если такие действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц.

Согласно статье 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1), гражданам предоставлено право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

В силу статьи 39 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1, редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции среди прочего по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённому приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15, УФАС по Камчатскому краю является территориальным органом Федеральная антимонопольная служба и осуществляет свою деятельность на территории Камчатского края. К его полномочиям относится осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Положение о Федеральной антимонопольной службе, утверждённое постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331, установили, что запрос ИА «Камчатский регион» рассмотрен УФАС по Камчатскому краю в порядке, установленном действующим законодательством, с направлением заявителю мотивированного ответа от 25 июня 2021 года за № 1470/05, и пришли к правильному выводу об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика и отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, ИА «Камчатский регион» в лице главного редактора Шуманина В.Ю. не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Обращение ИА «Камчатский регион», вопреки доводам кассационной жалобы, УФАС России по Камчатскому краю было разрешено в установленном законом порядке и в его адрес за подписью уполномоченного должностного лица был направлен письменный мотивированный ответ, содержание которого действующему законодательству не противоречит.

При этом УФАС России по Камчатскому краю самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать госорган принять по итогам его рассмотрения то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным, в связи с чем, несогласие заявителя с содержанием ответа госоргана само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований.

В силу положений статьи 178, части 8 статьи КАС РФ, а также с учётом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Указание в кассационной жалобе, что оспариваемое решение вынесено несуществующим лицом, поскольку Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края не является юридическим лицом, у него отсутствует регистрация в ЕГРЮЛ, он не создавался в порядке, предусмотренном статьёй 17 Конституции РФ, является оценочным суждением и мнением административного истца, которые не являются предметом судебной защиты.

Кроме этого, согласно положению пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 13 февраля 2008 года № 4-ФЗ «О преобразовании судов общей юрисдикции Камчатской области и Корякского автономного округа в связи с образованием Камчатского края» в соответствии с которым Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатской области преобразован в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ИА «Камчатский регион» в лице главного редактора Шуманина В.Ю. в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу информационного агентства «Камчатский регион» в лице главного редактора Шуманина В.Ю. – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи