ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-5263/2019
г. Краснодар 17 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Суруханова Б.Б. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Новороссийской таможни о взыскании с Суруханова Б.Б. обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав объяснения Суруханова Б.Б. и его представителя адвоката Сорокину Р.А., настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителя Новороссийской таможни по доверенности Евсеевой Т.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
начальник Новороссийской таможни Литвин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Суруханова Б.Б. обязательных платежей в общей сумме 3 083 125 рублей 20 копеек.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2020 года исковые требования удовлетворены частично. С Суруханова Б.Б. взыскана задолженность по таможенным платежам в размере 2 353 724 рубля 99 копеек, пени за неуплату таможенных платежей в размере 948 769 рублей 35 копеек, утилизационный сбор 5 200 рублей, пени по утилизационному сбору в размере 1 309 рублей 44 копейки, а всего 3 309 003 рубля 78 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Сурухановым Б.Б. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в районный суд.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 14 августа 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 5 октября 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения Суруханова Б.Б. и его представителя адвоката Сорокину Р.А., настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение представителя Новороссийской таможни по доверенности Евсеевой Т.А., полагавшей судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение судами норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, 16 февраля 2016 года в зоне деятельности Новороссийской таможни Сурухановым Б.Б. произведено таможенное декларирование по пассажирской таможенной декларации автомобиля марки <данные изъяты> 1965 года выпуска, объемом двигателя 4736 куб. см.
К пассажирской таможенной декларации Сурухановым Б.Б. представлено письмо - подтверждение территориального отдела №1 (г. Краснодар) управления Минкультуры России по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам от 26 ноября 2015 года № 330 и экспертное заключение от 26 ноября 2015 года № 358, выполненное экспертом по культурным ценностям Нерсесьян С.В., согласно которому ввезенное транспортное средство является культурной ценностью.
На основании пункта 9 приложения 3 Межправительственного Соглашения от 18 июня 2010 года ввозимые культурные ценности физическим лицом для личного пользования освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии отнесения их к таковым. Освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе физическими лицами для личного пользования предоставляется таможенным органом при предъявлении документа, подтверждающего отнесение ввозимых предметов к культурным ценностям. Документом, подтверждающим отнесение ввозимых предметов к культурным ценностям является письмо-подтверждение, которое оформляется экспертами по культурным ценностям, уполномоченным Минкультуры России, а также территориальными органами Минкультуры России.
Таким образом, после совершения таможенных операций в отношении вышеуказанного автомобиля было принято решение о его выпуске с освобождением от уплаты таможенных платежей, то есть согласно письму-подтверждению вышеуказанный товар является культурной ценностью.
Вместе с тем 12 августа 2016 года в Новороссийскую таможню поступило письмо управления Минкультуры России по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому округам, согласно которому вышеуказанный автомобиль признан культурной ценностью на основании заключения эксперта по культурным ценностям Нерсесьян С.В. неправомерно, поскольку экспертиза проводилась по фотографиям, без визуального осмотра автомобиля, такая форма исследования не позволяет идентифицировать оригинальность частей, узлов и агрегатов автомобиля, комплектацию, изменение шасси, рулевой и тормозной системы, двигателя.
В экспертном заключении не приведены доказательства того, что автомобиль обладает особой исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью, определенной раритетной ценностью, указанный автомобиль не может быть отнесен к культурным ценностям по году изготовления, так как к этой категории может быть отнесен автомобиль, изготовленный до 1950 года.
На основании статей 99, 131 Таможенного кодекса Таможенного союза Новороссийской таможней проведена камеральная проверка в отношении Суруханова Б.Б. по вопросу соблюдения порядка перемещения физическим лицом товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза, установленного Соглашением от 18 июня 2010 года между Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерацией «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Новороссийской таможней принято решение об отмене льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в связи с неправомерным их получением Сурухановым Б.Б.
В соответствии со статьями 6,7 Федерального закона от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности. Под действие данного Закона подпадают исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства) и другие движимые предметы.
Статьей 23 указанного Федерального закона установлено, что ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно статье 12 данного Федерального закона Министерство культуры России, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, выполнят в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс и законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 6.3.3 Положения о территориальном органе Министерства культуры России, утвержденного Приказом Минкультуры России от 29 июля 2013 года № 1054, территориальный орган выдает юридическим лицам и физическим лицам заключения (разрешительные документы) на право вывоза и временного вывоза культурных ценностей с территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, а также подтверждения об отнесении ввозимых предметов к культурным ценностям.
Освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе физическими лицами для личного пользования предоставляется таможенным органом при предъявлении документа, утверждающего отнесение ввозимых предметов к культурным ценностям.
Управлением Минкультуры России по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам автомобиль признан не являющимся культурной ценностью, что повлекло за собой правомерное таможенное требование об уплате обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований таможенного органа.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возобновить исполнение решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2020 года по административному делу № 2а-5263/2019.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Н.Х. Карасова