ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-534/19 от 21.07.2020 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело 88А-4473/2020

№ 2а-534/2019

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пятигорск 21 июля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Белоусовой Ю.К. и Нафикова И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гаджимагомедова Курбана Раджабовича на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 10 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 ноября 2019 г. по административному делу по административному иску Гаджимагомедова Курбана Раджабовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Дагестан о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, списании на основании статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации налога на добавленную стоимость за 1 и 2 квартал 2018 года в сумме 24 299 рублей и пени в размере 1 115,22 рублей.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафикова И.А., судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Гаджимагомедов К.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Дагестан (далее - МРИ ФНС России № 14 по Республике Дагестан) о признании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, а также списании налога на добавленную стоимость за 1 и 2 квартал 2018 года в сумме 24 299 руб. и пени в размере 1 115,22 руб.

Требование о признании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании административный истец мотивировал тем, что задолженность в размере 88 277, 37 рублей образовалась до января 2017 г. Налог на добавленную стоимость за 1 и 2 квартал 2018 года, по мнению административного истца, подлежит списанию на основании статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку его доходы за 1 квартал 2018 г. составили 639 934 рублей, за 2 квартал 2018 г. - 208 015 рублей, то есть за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма его выручки от реализации товара без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 10 июля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 ноября 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Гаджимагомедова К.Р. отказано.

В кассационной жалобе, отправленной через организацию почтовой связи 6 мая 2020 г. и поступившей в суд первой инстанции 2 июня 2020 г., а в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 8 июня 2020 г., Гаджимагомедов К.Р. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого характера нарушения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации определены в подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 5).

По смыслу пункта 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ).

Из материалов дела следует, что Гаджимагомедов К.Р. с 17 ноября 2014 г. по 19 июля 2018 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП 314052216800021.

По результатам рассмотрения его обращения в феврале 2019 г. в МРИ ФНС России № 14 по Республике Дагестан установлено, что по состоянию на 18 февраля 2019 г. за Гаджимагомедовым К.Р. имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 114 598, 54 рублей. Между тем материалы дела не содержат данных о том, что указанная задолженность па страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование образовалась за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с чем для принятия решения о признании этой задолженности безнадежной и списания в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ оснований не имелось.

Не имеется в материалах дела данных, свидетельствующих о наличии и иных обстоятельств, предусмотренных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, влекущих признание задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за Гаджимагомедовым К.Р., безнадежной к взысканию.

В силу пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета (пункт 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются: выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Как следует из материалов дела, Гаджимагомедов К.Р. в целях использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в МРИ ФНС России № 14 по Республике Дагестан соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающие право на такое освобождение, не представил.

Анализ изложенных выше обстоятельств позволяет признать, что суды первой и апелляционной инстанций, правильно распределив между сторонами бремя доказывания исходя из положений частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Гаджимагомедовым К.Р. требований.

Судами первой и апелляционной инстанций всесторонне исследованы все обстоятельства для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с оспариваемыми судебными постановлениями не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, не подтверждают существенных нарушений названными судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и влекущих отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 10 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гаджимагомедова Курбана Раджабовича – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Ю.К. Белоусова

И.А. Нафиков