ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-5354/2023 от 17.01.2024 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-5354/2023

№ 88а-535/2024

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 17 января 2024 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.01.2024.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Туктамышевой О.В., Соколовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дан» на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 21 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 июля 2023 года, принятые по административному делу № 2а-5354/2022, по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Дан» к администрации г. Хабаровска о признании недействующим в части постановление.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя ООО «Дан» Гук С.П., представителя администрации города Хабаровска Ворончихиной Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Общество с ограниченной ответственностью «Дан» (далее – ООО «Дан», Общество) обратилось в Центральный районный суд города Хабаровска с административным иском, в котором с учетом уточнений просило признать недействующим с момента принятия постановление администрации г. Хабаровска от 21 декабря 2020 года № 4225 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Хабаровска места размещения торгового павильона, местонахождение которого: <адрес>» (по направлению в город), площадью размещения 73,20 кв.м..

В обоснование иска указано, что с 1999 года на земельном участке по адресу: <адрес>», ООО «Дан» размещен нестационарный торговый объект (далее - НТО) на основании постановления Мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Дан» земельного участка для установки киосков в <адрес>» и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, оформленных по результатам проведенных торгов. Согласно постановлению администрации г. Хабаровска от 26 декабря 2017 года № 4359 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», павильон ООО «Дан» находился в Схеме размещения НТО в разделе Центральный район, однако оспариваемым Постановлением предыдущая Схема размещения НТО признана утратившей силу, а в новой Схеме отсутствует место размещения НТО административного истца, что создало препятствия для дальнейшего ведения торговой деятельности и противоречит законодательству РФ. Поскольку размещение НТО Общества осуществлено с соблюдением действующего законодательства РФ, не включение его в новую Схему по результатам инвентаризации нарушает порядок, установленный Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр, а также положения пункта 6 ст.10 Федерального закона № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». ООО «Дан» ведет торговую деятельность, не допускает нарушений правил торговли, вносит плату за размещение НТО, а также отсутствует градостроительная необходимость в освобождении места размещения НТО, в связи с чем у административного ответчика не имелось правовых оснований для не включения НТО ответчика в новую Схему.

К участию в деле привлечена прокуратура города Хабаровска.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 21 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления ООО «Дан» отказано.

13 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ООО «Дан», поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 30 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций и принятии нового решения по делу об удовлетворении их требований.

В кассационной жалобе истец ссылается на нарушение судами норм материального, процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что нестационарный торговый объект истца является торговым объектом с остановочным навесом, который размещен по указанному адресу на законных основаниях задолго до принятия оспариваемого постановления. В обоснование законности расположения НТО заявитель ссылается, в том числе, на договор №20 аренды оборудованной площади на территории муниципального торгового комплекса «Привокзальная площадь» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлась оборудованная площадка общим размером 145,3 кв.м., включающая в себя площадь размещения двух рядом расположенных НТО истца, а сам указанный договор содержит положение о пролонгации на неопределенный срок действия данного договора, а также ссылается на решение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А73-20508/2020, которым установлено, что арендные отношения по факту использования ООО «Дан» земельного участка под размещение НТО не были прекращены, продолжены в измененном виде на условиях договора с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что оспариваемое Постановление в той мере, в которой допускает пересмотр мест размещение НТО, законная эксплуатация которых была начата до утверждения Схемы, противоречит законодательству.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2023 года кассационная жалоба кассационная жалоба ООО «Дан» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явились представители административного истца и административного ответчика, прокурор Генеральной прокуратуры РФ, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего о наличии оснований для отмены судебных актов, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Такие нарушения норм материального и процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела.

В соответствие с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ).

Частями 1, 3, 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Пунктом 3.2.2 Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 – 2016 годы и период до 2020 года, утверждённой приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 (далее – Стратегия развития торговли) определялось, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место – сохраняется бизнес».

Постановлением Правительства Хабаровского края от 4 мая 2011 года № 128-пр утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края (далее – Порядок), пункт 1.3 которого предусматривает, что включению в соответствующую схему подлежат места для размещения следующих видов нестационарных торговых объектов: торговый павильон, киоск, лоток, торговая палатка, торговая галерея, сезонная площадка (кафе), бахчевой развал, елочный базар, торговый автомат (вендинговый автомат).

Пунктом 2.5 Порядка установлено, что разработка схемы осуществляется на основании результатов инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов и объектов, установка и размещение которых было разрешено (согласовано или иным образом санкционировано) до принятия решения о разработке схемы (пункт 2.5 Порядка).

В силу пункта 2.7 Порядка в схему включаются размещенные нестационарные торговые объекты, определенные по результатам инвентаризации, и нестационарные торговые объекты, планируемые к размещению.

В силу части 1, пункта 11.1 части 3 статьи 41 Устава городского округа «Город Хабаровск», принятого решением Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 года № 509, Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, к полномочиям которого, в том числе, отнесены разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что права административного истца в части не включения места расположения спорного павильона в новую Схему размещения НТО, утвержденную постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, не нарушены, поскольку у ООО «Дан» отсутствуют законные основания для размещения принадлежащего им НТО (павильона) на Амурском бульваре на остановке трамвая «Центральный рынок» по направлению в город.

При этом суды исходили из того, что действие договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Дан» и Департаментом муниципальной собственности г.Хабаровска, не продлевалось, учитывали наличие соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды земельного участка , а также решение Арбитражного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом к ООО «Дан», которым на ООО «Дан» возложена обязанность по освобождению земельного участка, находящегося в Центральном районе г. Хабаровска по адресу: Амурский бульвар на трамвайной остановке «Центральный рынок» по направлению в город путем демонтажа и вывоза нестационарного торгового объекта павильона.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела постановлением Мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дан» по результатам проведенного конкурса предоставлено право на заключение договора аренды земельного участка сроком на 5 лет общей площадью 40 кв.м для установки торговых киосков в Центральном районе г. Хабаровска по Амурскому бульвару с монтажом остановочного павильона (остановка трамвая «Рынок» в город).

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом минимальной собственности г. Хабаровска и ООО «Дан» заключен договор аренды земельного участка, расположенного в Центральном районе г. Хабаровска по адресу: Амурский бульвар, общей площадью 40 кв.м, для использования под торговые киоски с монтажом остановочного павильона, сроком на 5 лет.

В связи с изданием постановления Мэра г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ о создании муниципальной торговой зоны «<адрес>», Уведомлениями Департамента муниципальной собственности г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и генерального директора ООО «Железнодорожный казачий Спас», доверительного управляющего муниципальной торговой зоной «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дан» предложено до ДД.ММ.ГГГГ явиться для оформления арендных отношений с доверительным управляющим МТЗ.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом минимальной собственности г. Хабаровска и ООО «Дан» заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем между ООО «Дан» (арендатор) и доверительным управляющим ООО «Железнодорожный казачий Спас» (арендодатель) заключен договор аренды оборудованной площади на территории муниципального торгового комплекса «Привокзальная площадь» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным договором арендатору под установку павильона в аренду передано муниципальное имущество - оборудованная площадь общим размером 145,3 кв.м, в том числе как объект торговли 60,0 кв.м, вспомогательное сооружение 15 кв.м., расположенное в Центральном районе по адресу Амурский бульвар, трамвайная остановка «Рынок».

Торговый киоск ООО «Дан» внесен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изданием Постановления администрации г. Хабаровска от 21 декабря 2020 года № 4225 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», Постановление администрации города Хабаровска «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ООО «Дан» законных оснований для размещения принадлежащего ему НТО (павильона) на Амурском бульваре на остановке трамвая «Центральный рынок» по направлению в город.

Вместе с тем, учитывая соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, суды не дали оценку уведомлениям Департамента муниципальной собственности г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и генерального директора ООО «Железнодорожный казачий Спас» от ДД.ММ.ГГГГ, которыми ООО «Дан» предложено переоформление арендных отношений в связи с созданием муниципальной торговой зоны «<адрес>»; не установили обстоятельства заключения договора между ООО «Дан» (арендатор) и доверительным управляющим ООО «Железнодорожный казачий Спас» (арендодатель) аренды оборудованной площади на территории муниципального торгового комплекса «<адрес>» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предмет данного договора аренды, а также не выяснили, учитывался ли данный договор при проведении инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов и объектов, установка и размещение которых было разрешено до принятия решения о разработке Схемы, проводимой перед принятием Постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, отказывая в удовлетворении требований, суды сослались на решение Арбитражного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А73-20510/2020 по иску Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом к ООО «Дан» об освобождении спорного земельного участка. Между тем, при рассмотрении дела об освобождении земельного участка арбитражным судом не давалась оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения настоящего дела, в том числе не давалась оценка договору аренды оборудованной площади .

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслуживают внимания.

Частью 1 статьи 176 КАС РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Вопреки приведенным выше нормативным положениям и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела суды первой и апелляционной инстанций не установили и не исследовали все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного спора, в том числе не установили основания размещения спорного НТО на указанном земельном участке, не выяснили, учитывались ли администрацией города Хабаровска при проведении инвентаризации размещенных НТО все обстоятельства согласования или разрешения Обществу установки спорного НТО на указанном земельном участке, в том числе договор аренды

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.

Учитывая, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без отмены которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, постановленные по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 21 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 июля 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Хабаровска в ином составе суда.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.

Председательствующий

Судьи