ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-543/19 от 19.02.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-543/2019

№ 88а-1932/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 19 февраля 2020 год

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.,

судей Римского Я.А., Ровенко П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Сахалинской области» на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А., полагавшей необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» (далее - ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (далее - УФСИН России по Сахалинской области) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по <адрес> расположено по адресу: <адрес>, планировочный район Лиственничное, <адрес>, на его территории создан изолированный участок, функционирующий как колония-поселения для осуждённых на 50 мест. В нарушение пункта 62 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года № 279 (далее – Наставление), контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) на линии ограждения на участке колонии-поселения отсутствует. Ограждением оборудована лишь часть территории колонии поселения, прилегающей к общежитию осужденных. Здание общежития участка колонии-поселения с восточной стороны не огорожено соответствующим забором. Отсутствие надлежащим образом оборудованного КПП и ограждения участка колонии-поселения снижает эффективность осуществляемых в отношении осужденных контрольно-надзорных мероприятий со стороны администрации учреждения, не обеспечивает надлежащую охрану и изоляцию осужденных, что может способствовать совершению правонарушений спецконтингентом. В ходе рассмотрения административного дела прокурор административный иск уточнил, сославшись на нарушение административными ответчиками пункта 27 Наставления, также указал на то, что с восточной и южной сторон режимная территория ограждений, как и каких-либо средств охраны и надзора, не имеет. Отсутствуют ограждения с западной стороны колонии. Просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области, УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в ненадлежащем оборудовании участка колонии-поселения инженерно-техническими средствами охраны и надзора; возложить обязанность на УФСИН России по Сахалинской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на приведение и оборудование инженерно-техническими средствами охраны участка колонии-поселения ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства; возложить обязанность на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контрольно-пропускной пункт на линии ограждения, включающий: проходной коридор с отсекающим тамбуром, двумя решетчатыми перегородками, дверьми усиленной конструкции, оборудованными электромеханическими замковыми устройствами, управляемыми из комнаты часового КПП, со смотровыми окошками; окно в проходном коридоре со стороны часового КПП; подоконник с форточкой и выдвижным лотком для приёма (выдачи) документов и оружия от проходящих лиц перед часовым КПП; переговорные устройства с вызывной кнопкой, смотровыми глазками с поворотной крышкой; с восточной и западной стороны здания общежития участка колонии-поселения установить забор высотой не менее 2 м с противопобеговым козырьком из спирали армированной колючей ленты.

Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 августа 2019 года, административный иск удовлетворён частично; признано незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области и УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в ненадлежащем оборудовании участка колонии-поселения инженерно-техническими средствами охраны и надзора;

на УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование обеспечение расходов на приведение и оборудование инженерно-техническими средствами охраны участка колонии-поселения ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства;

на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контрольно-пропускной пункт на линии ограждения, включающий: проходной коридор с отсекающим тамбуром, двумя решётчатыми перегородками, дверьми усиленной конструкции, оборудованными электромеханическими замковыми устройствами, управляемыми из комнаты часового КПП, со смотровыми окошками; окно в проходном коридоре со стороны часового КПП; подоконник с форточкой и выдвижным лотком для приёма (выдачи) документов и оружия от проходящих лиц перед часовым КПП; переговорные устройства с вызывной кнопкой, смотровыми глазками с поворотной крышкой; с восточной стороны здания общежития участка колонии-поселения установить забор высотой не менее 2 м с противопобеговым козырьком из спирали армированной колючей ленты.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Представители ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области и УФСИН России по Сахалинской области, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 августа 2019 года в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьёй 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1) учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ).

Согласно подпунктам «а», «б» части 1 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) в колониях-поселениях осуждённые к лишению свободы содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъёма до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества.

Осуждённые к лишению свободы в колониях-поселениях проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осуждённым, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осуждённые обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырёх раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11 февраля 2015 года № 33 утверждён Порядок создания, функционирования и ликвидации изолированных участков в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Согласно пункту 6 указанного Порядка осуждённые к лишению свободы содержатся в изолированном участке на условиях, соответствующих виду режима исправительного учреждения, назначенному судом.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года № 279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставления).

Пунктом 2 указанного приказа на Федеральную службу исполнения наказаний возложена обязанность обеспечить оборудование объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора, поставляемыми в том числе по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями утверждённого Наставления.

Положения настоящего Наставления распространяются, в том числе на исправительные колонии; лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения (пункт 2).

В пункте 27 Наставления предусмотрены требования к контрольно-пропускным пунктам для пропуска людей, согласно которому для обеспечения пропускного режима на КПП оборудуется проходной коридор.

В проходном коридоре устраивается отсекающий тамбур, который образуется стенами коридора и двумя решетчатыми перегородками, выполненными из вертикальных прутьев круглой стали диаметром не менее 16 мм и поперечных полос размером не менее 60 x 5 мм. Размеры ячейки в чистоте - не более 100 x 200 мм. Двери, устанавливаемые в решетчатых перегородках, по материалу и параметрам выполняются аналогично данным решетчатым перегородкам.

Двери проходного коридора (кроме дверей отсекающего тамбура) изготавливаются усиленной конструкции. В дверях для прохода в шлюз и входа на контрольную площадку устраиваются запирающиеся со стороны шлюза (контрольной площадки) смотровые окошки размером 60 x 60 мм, расположенные на высоте 1,5 м от пола.

Окно в проходном коридоре со стороны часового КПП устраивается по всей длине отсекающего тамбура и оборудуется металлической решёткой. Для предотвращения нападения на часового КПП и для его защиты от огня стрелкового оружия окно допускается оборудовать бронестеклом. Металлическая решётка в этом случае не устанавливается.

Подоконник располагается на высоте не более 0,3 м от пола. В окне перед часовым КПП устанавливается форточка и (или) выдвижной лоток для приёма (выдачи) документов и оружия от проходящих лиц.

Для обеспечения часовому КПП обзора «мёртвых зон» проходного коридора устанавливаются видеокамерами или напротив окна, по углам отсекающего тамбура, зеркала.

Для пресечения попыток доставки осужденным и лицам, содержащимся под стражей, оружия и других запрещённых предметов в проходном коридоре устанавливаются приборы контроля и досмотра.

Все наружные входные двери проходного коридора оборудуются переговорными устройствами с вызывной кнопкой, смотровыми глазками с поворотной крышкой и электромеханическими замковыми устройствами, управляемыми из комнаты часового КПП. Допускается устанавливать вместо смотровых глазков видеокамерами.

Двери проходного коридора оборудуются электромеханическими замковыми устройствами, управляемыми из комнаты часового КПП. Управление замками осуществляет режим блокировки дверей, при котором открытие одной двери невозможно, если открыта вторая. При выдаче сигнала тревоги открывание всех дверей проходного коридора КПП блокируется. Разблокировка производится начальником караула.

Глава IX Наставления предусматривает особенности оборудования колоний поселений, в пункте 62 которого указано, что при расположении колонии-поселения на территории населённого пункта её огораживают забором высотой не менее 2,0 м с противопобеговым козырьком из спирали АКЛ. На линии ограждения устраивается КПП с проходным коридором, оборудованным двумя дверьми.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области расположено по адресу: <адрес>, на его территории создан изолированный участок, функционирующий как колония-поселения для осужденных на 50 мест.

Как следует из акта проверки от 9 ноября 2018 года, участок колонии-поселения расположен в юго-восточной части режимной территории ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области, между охраняемой территорией (жилая зона и производственная зона) и аварийным зданием (производственное помещение). С восточной и южной сторон режимная территория не огорожена. С восточной стороны здания УКП оборудована лестница на 2-й этаж в кабинет начальника УКП. Также имеются два окна, необорудованные решётками в кабинетах сотрудников, и одно окно, не оборудованное решётками, на лестничном марше. За режимной территорией с южной стороны расположен лесной массив, с восточной стороны – железнодорожное полотно и жилой массив. Окно поста дежурного инспектора расположено вне проходного коридора, являющегося входом и выходом УКП. Окно второго этажа с южной стороны здание УКП не оборудовано решёткой. С западной стороны здания УКП ограждения не имеет, примыкает к ограждению охраняемой зоны (территории). УКП состоит из прогулочного двора и здания, в котором размещены общежития осужденных, вспомогательные и служебные помещения. Ограждением оборудован только прогулочный двор. Здание УКП не огорожено.

Частично удовлетворяя административные исковые требования, оценивая представленные доказательства, Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что со стороны ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области и УФСИН России по Сахалинской области имеет место незаконное бездействие, выразившееся в ненадлежащем оборудовании участка колонии-поселения инженерно-техническими средствами охраны и надзора.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, в кассационной жалобе ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области ссылается, в том числе, на то, что пунктом 27 Наставления установлены общие требования к оборудованию КПП для охраняемой территории. Согласно пункту 2 Наставления, положения Наставления распространяются на различные учреждения УИС (в том числе исправительные колонии с различными видами режимов, следственные изоляторы и т.д.). Вместе с тем особенности оборудования колоний-поселений инженерно-техническими средствами охраны и надзора установлены главой IX Наставления. Так пунктом 62 Наставления установлено, что на линии ограждения устраивается КПП с проходным коридором, оборудованным двумя дверьми. Иных требований для оборудования КПП колоний-поселений Наставлением не установлено.

Вместе с тем указанные доводы, которые являлись предметом тщательной проверки суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы.

Требования к инженерно-техническому обеспечению к контрольно-пропускному пункту закреплены в пункте 27 Наставления. Каких-либо исключений применительно к оборудованию контрольно-пропускных пунктов колоний-поселений в главе IX Наставления не предусмотрено.

Доводы кассационной жалобы о том, что в нарушение части 1 статьи 46 КАС РФ в ходе рассмотрения дела прокурором одновременно были изменены основания и предмет административного иска, административным истцом пропущен срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, на обращение в суда с настоящим административным иском, также были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.

Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Исходя из изложенного, судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Сахалинской области» - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи