ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-565/18 от 16.09.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 2а-565/2018

№ 88а-8032/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 16 сентября 2021 года

Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцева О.А., рассмотрев кассационную жалобу администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края на определение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31 марта 2021 года, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года об отсрочке исполнения решения суда по административному делу по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия по организации надлежащего водоотведения в сельских поселениях, исключающего сброс сточных вод в водный объект и на рельеф,

установила:

решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 14 ноября 2018 года удовлетворены административные исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, и признано незаконным бездействие администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения в сельских поселениях «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении, исключающего сброс неочишенных сточных вод в водный объект и на рельеф; на администрацию Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение двух лет организовать надлежащее водоотведение в сельском поселении «Поселок Этыркэн» Верхнебуреинского района Хабаровского края и Сулукском сельском поселении Верхнебуреинского района Хабаровского края, исключающее сброс сточных вод без очистки. Решение суда вступило в законную силу 18 декабря 2018 года.

Определением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 19 октября 2020 года в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 14 ноября 2018 года до 31 декабря 2022 года администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края отказано.

В обоснование заявленных требований указала, что исполнение требований суда, а также требований судебного пристава-исполнителя невозможно в 5-дневный срок, поскольку требует значительных финансовых вложений, которые у администрации района отсутствуют. Предварительная оценка объёмов капитальных вложений и строительство, реконструкция и модернизация объектов централизованного водоотведения в посёлке Этыркэн составляет 13 400 000 рублей, в Сулукском сельском поселении ориентировочно составляет 40 870 000 рублей. Согласно справке финансового управления администрации района в районном бюджете на 2021 год в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Верхнебуреинского муниципального района на 2012-2035 годы» бюджетные ассигнования на организацию надлежащего водоотведения в Сулукском сельском поселении и в сельском поселении Этыркэн не предусмотрены. В бюджете Верхнебуреинского муниципального района на 2019 года и плановые 2020, 2021 годы не предусмотрено выделение денежных средств на организацию водоотведения указанных посёлков.

Определением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31 марта 2021 года, оставленным без изменения судьёй Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года, в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 14 ноября 2018 года администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края отказано.

В обоснование своей позиции заявитель указал на несоответствие выводов суда, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам дела. Так, для исполнения решения суда необходимо 54 270 000 рублей. Дефицит районного бюджета за 2019-2020 годы составил более 1,264 млрд. рублей, в связи с чем предусмотреть в районном бюджете на 2019-2020 годы в полном объёме средства на исполнение вопросов местного значения не представлялось возможным. Отсутствие дополнительных источников поступлений в бюджет Верхнебуреинского муниципального района, сложная ситуация, связанная с исполнением районного бюджета, вынуждает администрацию района ежегодно обращаться в Правительство Хабаровского края за оказанием дополнительной финансовой помощи. Сокращение бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов районного бюджета не предусмотрено, внесение изменений в решение о бюджете для исполнение судебного акта по делу № 2а-565/2018 года не представляется возможным. Судами также не было учтено, что администрацией района проводятся мероприятия для участия в ведомственной целевой программе «Современный облик сельских территорий», утверждённой постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696, которая предусматривает предоставление субсидий из федерального бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, в том числе, объектов инженерной инфраструктуры на территории Верхнебуреинского муниципального района.

На основании статьи 327.1 КАС РФ кассационная жалоба администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края рассмотрена единолично судьёй без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, письменные возражения и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, судья приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно части 1 статьи 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Из содержания приведенных норм с учётом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 104-О, следует, что основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к исполнению решения суда, а их применение должно обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, отвечать требованию справедливости и адекватности.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения КАС РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», пришли к обоснованным выводам, что администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края не представлены убедительные доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда в испрашиваемый срок, а также подтверждающих принятие необходимых мер к его исполнению; недостаточное финансирование само по себе не является уважительной причиной длительного неисполнения решения суда и не может являться обстоятельством, влекущим отсрочку исполнения судебного решения, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий государственных органов (органов местного самоуправления) с наличием финансовой возможности; неисполнение решения суда нарушает гарантированное статьёй 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края не представлено.

Судья кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в судах первой и апелляционной инстанций, и её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на правильность принятых судами первой и апелляционной инстанции судебных решений, не допущено. Несогласие с вынесенными судебными актами основанием для их отмены являться не может.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329 - 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

определение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31 марта 2021 года, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления судебного акта по административному делу в законную силу.

Судья О.А. Зайцева