ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2а-621/2021
№88а-12788/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 14 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.,
судей Русакова А.Е. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Чернышова В.Н. по доверенности Захарчени О.Н. на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 7 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 10 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Чернышова В.Н. к администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., судебная коллегия
установила:
Чернышов В.Н. обратился в Харабалинский районный суд Астраханской области суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, указав, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации - torgi.gov.ru, опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков в Харабалинском районе Астраханской области. Чернышов В.Н. на компьютере оформил заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на земельные участки, подписал квалифицированной цифровой электронной подписью и направила его посредством электронной почты. В заявлении просил при наличии нескольких заявлений на указанный земельный участок организовать и провести торги, в которых намерен принять участие. Однако, на его почтовый адрес поступил ответ-отказ, в котором разъяснено, что подача заявления в форме электронного документа не предусмотрена, в связи с чем его заявление не может быть рассмотрено. Полагает, что администрацией МО «Харабалинекий район» нарушены его права. Администрация незаконно бездействует и уклоняется от организации проведения аукциона.
Просил признать незаконными действия администрации МО «Харабалинекий район» Астраханской области по отказу в рассмотрении его заявления «О намерении участвовать в аукционе», подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью и направленного на адреса электронной „почты: comitet_zem@mail.ru, adm.harabalv@astrmail.ru в отношении: земельного участка, с кадастровым номером: № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес> в <адрес>» для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; земельного участка, из категории земель - земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства; земельного участка, из категории земель - земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес> для индивидуального жилищного строительства; земельного участка, с кадастровым номером № из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты>.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства (пашня), выразившиеся в письме № от 20 апреля 2021 года.
Обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области рассмотреть его заявление «О намерении участвовать в аукционе», поступившее посредством электронной почты 15 апреля 2021 года в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области по организации и проведению аукциона по продаже права аренды указанных земельных участков, обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области организовать и провести аукцион по продаже права аренды данных земельных участков.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 7 сентября 2021 года административные исковые требования Чернышова В.Н. о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона оставлены без удовлетворения.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 27 января 2022 года, административный истец Чернышов В.Н. в лице представителя Захарчени О.Н. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение; судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку орган местного самоуправления не вправе определять способ подачи заявления о желании участвовать в аукционе. Участие в аукционе посредством только личного участия ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, не учтены положения Федерального закона «О защите конкуренции». Не рассмотрены требования о признании бездействия по организации и проведению аукциона незаконным, не запрошены все доказательства по делу.
Определением судьи от 22 февраля 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации - torgi.gov.ru, администрацией муниципального образования «Харабалинский район» опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды:
-земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес> в границах муниципального образования «Город Харабали» для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, номер извещения - №, дата и время публикации извещения - 6 апреля 2021 года;
-земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 606кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, номер извещения №, дата и время публикации извещения 2 апреля 2021 года;
-земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 800кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, номер извещения №, дата и время публикации извещения 23 марта 2021 года;
-земельного участка с кадастровым номером №, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства (пашня), номер извещения №, дата и время публикации извещения 18 марта 202 года.
Указанные извещения содержали информацию о земельных участках, право заключения договоров аренды которых выставлялось на аукцион, условия участия в аукционе, порядок проведения аукциона, порядок заключения договоров аренды по итогам аукциона, а также проект договоров аренды земельных участков, содержащие все условия, на которых предлагалось заключить договоры аренды земельных участков.
Административный истец составил в электронном виде заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на указанные земельные участки, которое подписал квалифицированный цифровой электронной подписью и 15 апреля 2021 года направил его посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В заявлении просил при наличии нескольких заявлений на указанные земельные участки организовать и провести торги, в которых намерен принять участие.
Администрацией МО «Харабалинский район» в принятии заявления о намерении участвовать в аукционе отказано на основании статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития России от 14 января 2015 г. №7 в связи с несоблюдением порядка и способов подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Как видно из письма администрации МО «Харабалинский район» от 20 апреля 2021 года не предусмотрен порядок и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе в форме электронных документов.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Чернышова В.Н. о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, районный суд исходил из того, что реализация права заявителя в административном порядке связана с соблюдением установленного административным ответчиком порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Действия административного ответчика соответствуют требованиям законодательства, сведений о нарушении прав административного истца в материалы дела не представлено.
В силу пункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития России от 14 января 2015г. №7 (порядок, способы подачи данных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»), статьи 39.18 Земельного кодекса РФ (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ), статьи 39.2 Земельного кодекса РФ, пункта статьи 11 Земельного кодекса РФ, пункта 3 части 4 статьи 43 Устава МО «Харабалинский район», принятым Решением Совета МО «Харабалинский район» от 28 марта 2014г. №299, Постановления администрации МО «Харабалинский район» от 6 августа 2020г. №528 (которым утверждено Положение о постоянно действующей комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков или аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности МО «Харабалинский район», земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Харабалинский район»), пункта 4.1 указанного Положения, статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Судебная коллегия кассационного суда находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, совокупности обстоятельств, установленных указанными нормами закона, являющихся основанием для признания незаконным бездействия администрации МО «Харабалинский район» по организации и проведению аукциона по делу не имеется, в связи с чем судебные инстанции обоснованно пришли к выводу об оставлении административных исковых требований без удовлетворения.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на правильность применения судами норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в решении суда.
Несогласие с выводами судебных инстанций в оценке обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ не может служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 7 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 апреля 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Русаков А.Е.
Монмарь Д.В.