ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-6255/20 от 25.08.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-6255/2020

№ 88а-6571/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 25 августа 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 07.09.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Благовещенска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 13 мая 2021 года по административному делу по исковому заявлению прокурора города Благовещенска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Благовещенска, заинтересованные лица: УГИБДД УМВД России по Амурской области муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства», министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор города Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд Амурской области в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие администрации города Благовещенска в части непринятия полного комплекса мер по обеспечению участков, предоставленных многодетным семьям в районе «5-й стройки» города Благовещенска, транспортной инфраструктурой; возложить на администрацию города Благовещенска обязанность построить дороги по улице Александра Кириллова и улицы Албазинская на земельном участке с кадастровым номером 28:01:022224:614, по улице Сотника Травина от улицы Школьная до земельных участков с кадастровыми номерами: 28:01:020004:450 и 28:01:020004:452; по улице Хвойная от улицы Песчаная до улицы Молодежная; по улице Молодежная от улицы Центральная до улицы Хвойная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» с водоотводящими устройствами в соответствии со строительными нормами и правилами.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что на основании постановлений администрации города Благовещенска в соответствии с положениями Закона Амурской области от 13 октября 2011 года № 539-ОЗ многодетным семьям в собственность безвозмездно переданы земельные участки, используемые для строительства индивидуальных жилых домов по улице по улице Александра Кириллова и улицы Албазинская на земельном участке с кадастровым номером 28:01:022224:614, по улице Сотника Травина от улицы Школьная до земельных участков с кадастровыми номерами: 28:01:020004:450 и 28:01:020004:452; по улице Хвойная от улицы Песчаная до улицы Молодежная; по улице Молодежная от улицы Центральная до улицы Хвойная в городе Благовещенске. Согласно информации, предоставленной администрацией города, несмотря на включение в муниципальную программу «Развитие транспортной системы города Благовещенска на 2015-2020 годы», мероприятия по обеспечению транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям в квартале СПУ-5, по состоянию на 20 августа 2020 года не проведены. Кроме того, дождеприемники, водоотводные канавы и водосборные непроточные ямы в нарушение требований СП 32.13330.2012 вдоль территорий домовладений отсутствуют. Невыполнение администрацией города Благовещенска возложенных обязанностей по проектированию и строительству автомобильных дорог (подъездов), ведёт к нарушению прав многодетных семей, на пользование земельными участками и индивидуальными жилыми домами. Непринятие мер по строительству дорог в районе «5-й стройки» нарушает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, а также не обеспечивает прав многодетных семей на беспрепятственное пользование жилыми домами и земельными участками.

Определениями судьи от 3 сентября 2020 года, от 26 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: УГИБДД УМВД России по Амурской области, муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства», министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области соответственно.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 23 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Благовещенска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 13 мая 2021 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 23 декабря 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым признано незаконным бездействие администрации города Благовещенска в части непринятия полного комплекса мер по обеспечению участков, предоставленных многодетным семьям в районе 5-й стройки» города Благовещенска транспортной инфраструктурой; на администрацию города Благовещенска Амурской области возложена обязанность обеспечить строительство дорог по улице Александра Кириллова и улицы Албазинская на земельном участке с кадастровым номером 28:01:022224:614, по улице Сотника Травина от улицы Школьная до земельных участков с кадастровыми номерами: 28:01:020004:450 и 28:01:020004:452; по улице Хвойная от улицы Песчаная до улицы Молодежная; по улице Молодежная от улицы Центральная до улицы Хвойная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» с водоотводящими устройствами в соответствии со строительными нормами и правилами в срок до 30 октября 2022 года.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, транспортной и инженерной инфраструктурой, не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления, а осуществляется при финансовой поддержке субъектов РФ. В 2015-2017 годах были построены и введены в эксплуатацию в районе «5-й стройки» дороги, в том числе, по улице: Центральная. МУ «Городское управление капитального строительства» заключён муниципальный контракт с подрядной организацией на выполнение строительно-монтажных работ по указанным объектам. Указанные дороги выполнены в гравийном исполнении, что соответствует требованиям ГОСТ. Постановлением администрации города Благовещенска от 07 октября 2014 года № 4135 утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы города Благовещенска», в указанную программу включена Подпрограмма «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения», в соответствии с пунктом 14 раздела 5 подпрограммы, основное мероприятие включает в себя мероприятия по строительству дорог в районе «5-й стройки» для обеспечения транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям. Разработан и утверждён проект планировки и проект межевания территории, предназначенный для размещения линейного объекта улично-дорожной сети, в том числе, улиц: Молодежная, Хвойная города Благовещенска. В проект бюджета города Благовещенска на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Благовещенска» включено мероприятие «Строительство дорог в районе «5-й стройки» для обеспечения транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям (улица Молодежная от улицы Центральная до улицы Энтузиастов), в том числе проектные работы. Помимо строительства дорог в районе «5-й стройки» осуществляется строительство водоотвода, электрических сетей, о чём выданы соответствующие разрешительные документы. Строительство дорог в районе «5-стройки» частично администрацией города Благовещенска ведётся. Таким образом, администрацией города Благовещенска предпринимаются все необходимые меры в рамках полномочий и финансовых возможностей для обеспечения земельных участков в районе «5-й стройки» транспортной и инженерной инфраструктурой. В связи с чем, отсутствует необходимость вмешательства в самостоятельность органа местного самоуправления с целью защиты прав неопределённого круга лиц путём возложения на администрацию города Благовещенска требуемой обязанности.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года кассационная жалоба администрации города Благовещенска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, изучив письменные возражения прокуратуры Амурской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2).

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учётом ограничений, предусмотренных статьёй 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).

Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, на территории Амурской области разработан и утверждён Законом Амурской области от 13 октября 2011 года № 539-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства», действовавшим до 01 марта 2015 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичная обязанность закреплена в части 1 статьи 4 Устава муниципального образования города Благовещенска, принятого решением Благовещенской городской Думы 26 мая 2005 года № 62/89.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»; а также полномочиями в сфере надлежащего содержания (ремонта) автомобильных дорог местного значения (Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ)).

Согласно пунктам 2, 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, пунктам 12, 46, 65 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования города Благовещенска к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов (администрации города Благовещенска) в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, организация в границах городского округа электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

В свою очередь, под «дорожной деятельностью» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Благовещенска, пришёл к выводу, что с учётом сроков реализации Подпрограммы «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения» муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Благовещенска» до 2025 года, а также предпринимаемых административным ответчиком мер по реализации пункта14 Подпрограммы, обращение административного истца с настоящим иском является преждевременным.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении административных исковых требований, сослался на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», установил, что строительство дорог по улице Александра Кириллова и улицы Албазинская на земельном участке с кадастровым номером 28:01:022224:614, по улице Сотника Травина от улицы Школьная до земельных участков с кадастровыми номерами: 28:01:020004:450 и 28:01:020004:452; по улице Хвойная от улицы Песчаная до улицы Молодежная; по улице Молодежная от улицы Центральная до улицы Хвойная до настоящего времени не производится, а также отсутствуют дождеприемники, водоотводные канавы и водосборные непроточные ямы в нарушение требований СП 32.13330.2012 вдоль территорий домовладений, и пришёл к обоснованным выводам о неисполнении в разумный срок администрацией города Благовещенска обязанности по принятию необходимых мер, направленных на обеспечение земельных участков в районе 5-й стройки» города Благовещенска в указанных границах соответствующей транспортной инфраструктурой, водоотведением, следствием чего является нарушением прав и законных интересов граждан, получивших соответствующие земельные участки в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы суда апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией города Благовещенска не представлено.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суд апелляционной инстанции правильно определил обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации города Благовещенска в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 13 мая 2021 года 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Благовещенска – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи