ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-634/20 от 09.02.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-634/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 9 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Капункина Ю.Б.

судей Мальмановой Э. К. и Монмаря Д.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу представителя МИФНС России № 5 по Астраханской области – ФИО8 и кассационную жалобу Мавлютова В. А., на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 10 марта 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС № 5 по Астраханской области к Мавлютову В.А. о взыскании земельного налога.

Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., выслушав объяснения представителя МИФНС России № 5 по Астраханской области – Шафиевой И.Х., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МИФНС России № 5 по Астраханской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Мавлютова В.А. земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2015, 2016, 2017 года в размере 920 912 рублей. В обоснование требований указано, что согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области, Мавлютов В.А. является собственником земельного участка расположенного в Астраханской области. Для уточнения даты отчуждения права по указанному объекту налогообложения, налоговым органом был направлен запрос в соответствующий регистрирующий орган. Указанный объект налогообложения принадлежит Мавлютову В.А. на праве собственности с 8 сентября 2015 года, с регистрационного учёта не снят. В связи с чем был произведен расчет земельного налога с физических лиц за 2015, 2016, 2017 года в размере 920 912 рублей, направлено уведомление от 11 сентября 2018 года и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 20 декабря 2018 года. Недоимка по налогу не оплачена, в связи с чем просили взыскать с Мавлютова В.А. земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 920919 рублей.

Решением Дзержинского районного суда города Волгограда от 10 марта 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. С Мавлютова В.А. взыскан земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 641776 рублей, пени за период за с 4 декабря 2018 года по 19 декабря 2018 года в размере 2583 рублей.

Дополнительным решением Дзержинского районного суда города Волгограда от 02 июня 2020 года в удовлетворении требований МИФНС России № 9 по Волгоградской области к Мавлютову В.А. о взыскании задолженности по земельному налогу по требованию в размере, превышающем 642 359 рублей отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 сентября 2020 года решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 10 марта 2020 года, дополнительное решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 02 июня 2020 года оставлены без изменения.

В кассационной жалобе Мавлютов В.А. просит отменить решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 10 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 сентября 2020 года. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права, не верно установлены фактические обстоятельства дела.

В кассационной жалобе МИФНС России № 5 по Астраханской области просит отменить решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 10 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 сентября 2020 года. Указывает на то, что решением в части отказа во взыскании с Мавлютова В.А. земельного налога за 2017 год в размере 279 136 рублей являются в части незаконными и необоснованными. Инспекцией сделан запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра», получены ответы, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017 составляет 52127155,21 руб.

Кассационная жалоба Мавлютова В. А. поступила в районный суд 23 декабря 2020 года, определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2021 года принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Кассационная жалоба представителя МИФНС России № 5 по Астраханской области – ФИО9 определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04 февраля 2021 года принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Определением от 4 февраля 2021 года по делу объявлен перерыв до 9 февраля 2021 года.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебное заседание 9 февраля 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Трусовским районным судом города Астрахани.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами были допущены такого характера нарушения.

Исходя из материалов дела, судами установлено, что Мавлютов В.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , в связи с чем состоит на налоговом учете в МИФНС России № 5 по Астраханской области.

Налоговым органом Мавлютову В.А. начислен земельный налог и в его адрес направлено налоговое уведомление от 11 сентября 2018 года, в том числе и об оплате земельного налога за 2015, 2016, 2017 годы за владение приведенным выше земельным участком в размере: за 2015 год - 34 751 рублей, 2016 года - 104 254 рублей, за 2017 год 781 907 рублей со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года.

В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за 2015 - 2017 года МИФНС России № 5 по Астраханской области в адрес Мавлютова В.А. направлено требование об уплате налога об уплате налога, сбора на сумму задолженности по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 год в размере 920 912 рублей, и пени на сумму 3706 рублей 68 коп., начисленной в силу ст. 75 НК РФ.

Указанное налоговое уведомление и требование направлены через личный кабинет.

Согласно представленным стороной административного истца расчетам, земельный налог начислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в 52 127 155 рублей, налоговой ставки, доли в праве собственности Мавлютова В.А. на земельный участок н составил:

за 2015 год: 52 127 155 *0,2 % *1*4/12 = 34 751 рублей;

за 2016 год: 52 127-155 *0,2 % *1*12/12 = 104 254 рублей;

за 2017 год: 52 127 155 *1,5 % *1*12/12 = 781 907 рублей.

Кроме того, налоговым органом исчислена пеня в размере 3706 рублей 68 коп.

Проверяя расчет земельного налога, суд первой инстанции не согласился с правильностью его исчисления за 2017 год в силу следующего.

Как указано п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно сведениям официального сайта (www.nalog.ru) в разделе «Налоговый калькулятор - Расчет земельного налога» размер земельного налога за 2017 год по объекту - земельный участок, площадью 189947 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, произволен судом исходя из кадастровой стоимости по данным Росреестра в размере 33 518 047 рублей 42 копеек и составляет 502 771 рубль, исходя из налоговой ставки 1,5 %.

Ссылаясь на изложенное, установив, что административным ответчиком в установленный срок не исполнена в полном объеме обязанность по уплате земельного налога, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных налоговым органом административных исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по оплате налога за 2015 год на сумму 34 751 рублей; за 2016 год - 104 254 рублей; за 2017 - 502 771 рубль. Также судом первой инстанции произведен перерасчет пени, размер которой составил 2 583 рубля.

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции, указав, что факт наличия задолженности подтвержден материалами дела, расчет произведен судом первой инстанции верно.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов в части разрешения требований о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 год основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Так, как следует из материалов дела, инспекцией заявлены, в том числе и требования о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 781 907 рублей.

Суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, придя к выводу о частичном удовлетворении указанных требований в размере 502 771 рублей, произвел расчет исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 33 518 047 рублей 42 копейки, сведения которой содержались на официального сайта (www.nalog.ru) в разделе «Налоговый калькулятор - Расчет земельного налога».

Как следует из материалов дела, Мавлютов В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

Согласно налогового уведомления от 11 сентября 2018 года, кадастровая стоимость земельного налога за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером составляет 52 127 155 рублей. Исходя из этого, как указывает инспекция, размер суммы земельного налога за 2017 год составляет 781 907 рублей (52 127 155*1,5%* 12/12 мес.).

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы осуществляющие регистрацию транспортных средств, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.

Как указывает административный истец, на основании сведений полученных из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (запрос инспекции от 14 января 2021 года ), кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 год, на 1 января 2016 год, на 1 января 2017 год, составляет 52 127 15 рублей 21 копейка.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства и принципы, в соответствии с которыми является правильное рассмотрение административных дел, а также законность и справедливость при разрешении административных дел.

В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованы судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В данном случае судами приведенные нормы в части разрешения требований о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 год соблюдены не были, в связи, с чем судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что судом в нарушение требований материального закона не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения настоящего дела, что ставит под сомнение соблюдение принципов законности и справедливости, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.

В соответствии с пунктом 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.

С учетом того, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, не дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела, принятые судебные акты подлежат отмене в части, административное дело направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении административного дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 10 марта 2020 года, дополнительное решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 02 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 сентября 2020 года отменить в части отказа во взыскании земельного налога за 2017 год, направить административное дело в данной части на новое рассмотрение в Дзержинский районный суд города Волгограда в ином составе судей.

В остальной части решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 10 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 сентября 2020 года оставить без изменения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 февраля 2021 года.

Председательствующий Капункин Ю.Б.

Судьи Мальманова Э. К.

Монмарь Д.В.