ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-64/20 от 27.07.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-64/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 27.07.2021

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.,

судей: Шелудько В.В., Иванова А.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 04.06.2021 кассационную жалобу Хилько Л.Д. на решение Верховного Суда Республики Крым от 03.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2020 по административному делу по административному иску Хилько Л.Д. к Керченскому городскому совету Республики Крым, Администрации г. Керчи Республики Крым, заинтересованное лицо: глава Администрации г. Керчи Республики Крым Бороздин С.В. о признании недействующим нормативного правового акта.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., представителя Хилько Л.Д. по доверенности Плаксина А.С., поддержавшего кассационную жалобу, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровскую Е.Н., просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

установил:

Хилько Л.Д. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение 118 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28.08.2019 № 1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28.06.2019 № 1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» (Решение от 28.08.2019 № 1666-1/19).

В обоснование требований указано на то, что решением 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28.06.2019 № 1638-1/19 была утверждена Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года.

В последующем решением от 28.08.2019 № 1666-1/19 в названного решение были внесены изменения. В частности, пунктом 1.3 дополнен раздел «Основные мероприятия» - развитие парка «Молодежный» путем увеличения его площади за счет находящихся в частной собственности земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».

По мнению Хилько Л.Д., оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением установленного порядка, является незаконным и подлежит отмене, поскольку проект решения от 28.08.2019 № 1666-1/19 не был размещен на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети «Интернет» и не был доведен до сведения лиц, чьи права и охраняемые законом интересы затрагиваются или могут быть затронуты указанным решением. Кроме того, оспариваемое решение принято без учета замечаний и предложений, которые могли быть поданы заинтересованными лицами.

Также, административный истец полагает, что оспариваемое решение нарушает ее права, как собственника земельного участка с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства».

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 17.01.2020 административный иск удовлетворен частично.

Суд признал незаконным и отменил решение 118 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28.08.2019 № 1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28.06.2019 № 1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года», а именно, пункт. 1.3, которым дополнен раздел «Основные мероприятия» задачи 7 «Комплексное благоустройство набережной и пляжных территорий, формирование зеленого города (развитие парковых зон, пляжей и скверов) пункт 4 «Приоритет I Древнейший город России» следующими мероприятиями – развитие парка «Молодежный» путем увеличения его площади за счет находящихся в частной собственности земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». В остальной части требований отказано. Кроме того суд взыскал с Администрации г. Керчи в пользу Хилько Л.Д. судебные расходы в размере 300 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 09.06.2020 решение Керченского городского суда Республики Крым от 17.01.2020 отменено, дело направлено на рассмотрение в Верховный суд Республики Крым.

Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.04.2021 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 09.06.2020 оставлено без изменения.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 03.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2020, в административном иске отказано.

В кассационной жалобе Хилько Л.Д. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.

Заявитель жалобы указывает на то, что проект оспариваемого решения не был размещен на сайте Минэкономразвития, тем самым не был доведен в установленном порядке до сведения жителей г. Керчи, что привело к нарушению прав административного истца.

Хилько Л.Д. в кассационной жалобе ссылается на то, что при постановлении решений суды не учли тот факт, что материалы дела не содержат доказательств соблюдения административными ответчиками требований статьи 13 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (Закон № 172-ФЗ), а именно размещения проекта оспариваемого нормативного правового акта.

Кроме того, суды обеих инстанций не применили положения пункта 29 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в соответствии с которым установленный статьей 13 Закон № 172-ФЗ порядок размещения документа стратегического планирования на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе, порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (Закон № 172-ФЗ) стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.

Под стратегическим планированием Закон № 172-ФЗ понимает деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 11 Закона № 172-ФЗ, к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся стратегия социально-экономического развития муниципального образования.

Проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне (часть 1 статьи 13 Закона № 172-ФЗ).

В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 4 статьи 13 Закона № 172-ФЗ).

Разрешая дело, суды установили, что с 2018 Хилько Л.Д. является собственником земельного участка, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: категория земель – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».

Решением 116 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28.06.2019 № 1638-1/19 утверждена Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года (Стратегия).

Керченским городским советом Республики Крым 1 созыва на 118 сессии принято решение от 28.08.2019 № 1666-1/19, которым дополнен раздел «Основные мероприятия» задачи 7 «Комплексное благоустройство набережной и пляжных территорий, формирование зеленого города (развитие парковых зон, пляжей и скверов) пункт 4 «Приоритет I Древнейший город России» следующими мероприятиями, в том числе, развитием парка «Молодежный» путем увеличения его площади за счет находящихся в частной собственности земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» (пункт 1.3).

Указанное решение размещено на сайте Керченского совета 28.08.2019 и опубликовано в газете Керченский рабочий № 99 (22777) от 06.09.2019.

В соответствии с Законом № 172-ФЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, Законом Республики Крым от 02.06.2015 № 108-ЗРК/2015 «О стратегическом планировании в Республике Крым», статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29.05.2014 № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Советом министров Республики Крым утвержден Порядок проведения общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования в Республике Крым (постановление Совета министров Республики Крым № 306 от 30.06.2016).

На сайте муниципального образования городской округ Керчь в целях исследования общественного мнения по вопросам текущей ситуации и перспектив социально-экономического развития города Керчи был открыт опрос «Концепция стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года». Гражданам было предложено оценить общий уровень комфортности проживания в городском округе; указать на серьезные угрозы; отметить основные факторы, препятствующие развитию города и поделиться мнением по поводу приоритетных направлений развития Керчи.

Также создан Стратегический совет по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа Керчи Республики Крым до 2030 года и утверждены положение о стратегическом совете, план и порядок разработки Стратегии.

На основании представленных Администрацией г. Керчи Республики Крым материалов по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования», Законом Республики Крым от 20.05.2015 № 108-ЗРК «О стратегическом планировании в Республике Крым», с учетом рекомендаций по итогам публичных слушаний по обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года, руководствуясь Уставом муниципального образования городской округ Керчь Республика Крым, Керченский городской совет решением № 1638-1/19 от 28.06.2019 на 116 сессии 1 созыва утвердил Стратегию социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года.

Отказывая в административном иске, верховный суд и согласившаяся с ним судебная коллегия установили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, в соответствии с установленной процедурой принятия, а неразмещение проекта оспариваемого решения на ином официальном сайте не является самостоятельным правовым основанием для признания данного акта недействующим.

Также суды указали на то, что земельный участок Хилько Л.Д. находится в функциональной территориальной зоне «зона застройки индивидуальными жилыми домами». Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII.1. Земельного кодекса Российской Федерации.

Суды также приняли во внимание, что ни документы территориального планирования, ни проект планировки территории г. Керчи не предусматривают размещение парка «Молодежный» в границах принадлежащего административному истцу земельного участка и не препятствуют Хилько Л.Д. осуществлять в отношении него правомочия собственника.

С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением процессуального закона.

Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на основания, влекущие отмену состоявшихся решений в суда кассационной инстанции.

При изложенных обстоятельствах решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение Верховного Суда Республики Крым от 03.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Хилько Л.Д. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.08.2021.