ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-659/19 от 26.05.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-659/2019

г. Краснодар 26 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шелудько В.В.

судей Карасовой Н.Х. и Иванова А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника отдела реализации жилищных программ и предоставления жилья администрации г. Новочеркасска ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 17 июля 2019 года по административному иску ФИО2 об оспаривании действий начальника отдела реализации жилищных программ и предоставления жилья администрации г. Новочеркасска ФИО1

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действия начальника отдела реализации жилищных программ предоставления жилья администрации г. Новочеркасска ФИО1, выразившиеся в отклонении запроса ФИО2 о выделении субсидии на покупку жилья как участнику Великой Отечественной войны.

Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 8 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 17 июля 2019 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение о признании незаконным уведомления начальника отдела реализации жилищных программ и предоставления жилья администрации г. Новочеркасска ФИО1 от 3 декабря 2018 года № 57.1.2.3/986 об отклонении вопроса о предоставлении ФИО2 субсидии из федерального бюджета на приобретение жилого помещения.

В кассационной жалобе, поданной начальником отдела реализации жилищных программ и предоставления жилья администрации г. Новочеркасска ФИО1 в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и участников ВОВ, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий без ограничения срока постановки на учет, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

В соответствии с поименованным Указом Президента Российской Федерации жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших), инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». При этом данный Указ Президента Российской Федерации направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно части 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в этом законе и нуждающихся в улучшении жилищных условий. В части 2 этой же статьи указано, что средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1-2 пункта 1 статьи 51 приведенного Кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 5 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года N 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека

Согласно пункту 1 статьи 1 приведенного Областного закона Ростовской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 Решения Городской Думы г. Новочеркасска от 19 апреля 2006 года N 123 учетная норма площади жилого помещения на территории города Новочеркасска установлена в размере десяти квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу подпункта 3 пункта 6.2 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года N 363-ЗС в случае если в течение пятнадцати лет до момента подачи заявления о принятии на учет гражданин и члены его семьи проживали в ином муниципальном образовании, органом местного самоуправления запрашивается справка предприятия технической инвентаризации и выписка из ЕГРН о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором проживала семья, по состоянию на дату подачи заявления.

Как следует из материалов дела, гражданин Российской Федерации ФИО2, <данные изъяты> года рождения, является участником Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает в <адрес>.

Постановлением администрации г. Новочеркасска от 18 июля 2018 года № 1137 ФИО2 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

ФИО2 30 августа 2018 года подал в администрацию г. Новочеркасска заявление о включении его в областной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в получении мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии.

Отделом реализации жилищных программ предоставления жилья администрации г. Новочеркасска 5 сентября 2018 года и 17 октября 2018 года учетное дело ФИО2 направлялось в Министерство труда и социального развития Ростовской области для рассмотрения, а затем Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

Учетное дело истца было возвращено с замечаниями Минстроя Ростовской области по тем основаниям, что в ходе проверки выявлено зарегистрированная на имя ФИО2 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью <данные изъяты>, расположенную в поселке городского типа <адрес> на территории непризнанной Луганской народной республики. При этом сведений о том, что данное жилое помещение непригодно для проживания, материалы учетного дела не содержат.

В уведомлении от 3 декабря 2018 года № 57.1.2.3/986 начальник отдела реализации жилищных программ предоставления жилья администрации г. Новочеркасска ФИО1 сообщил ФИО2 об отклонении вопроса о предоставлении последнему субсидии из федерального бюджета на приобретение жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции указал на то, что в полномочия административного ответчика не входит разрешение вопроса о выделении субсидий на приобретение жилья за счет средства федерального бюджета. Кроме того, ответ административного ответчика носит информационный характер, не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для административного истца, вследствие чего не может нарушать прав последнего.

Суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с такими выводами городского суда.

Обязанность учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, возложена в рассматриваемом случае на орган местного самоуправления, в частности, на администрацию г. Новочеркасска.

Согласно постановлению администрации г. Новочеркасска от 14 сентября 2016 года N 1674 «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет, закрепленных за главным администратором доходов - администрацией города Новочеркасска Ростовской области, при планировании доходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период» администратором доходов бюджета города в виде субвенции бюджетам городских округов на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является отдел реализации жилищных программ и предоставления жилья администрации г. Новочеркасска.

Учетное дело ФИО2 дважды возвращалось отделу реализации жилищных программ и предоставления жилья. Минстроем Ростовской области указано на наличие у ФИО2 жилья в Луганской области и отсутствие в материалах учетного дела сведений о его непригодности для проживания. Несмотря на данные факты ответчик не предложил ФИО2 представить сведения о состоянии принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартиры, не направил соответствующий запрос в порядке межведомственного взаимодействия, ограничившись уведомлением об отклонении вопроса о предоставлении истцу субсидии на приобретение жилья.

При этом судебная коллегия полагает надуманный довод кассационной жалобы о невозможности в данном вопросе межведомственного взаимодействия.

Таким образом, вследствие бездействия административного ответчика возникла правовая неопределенность, выразившаяся в том, что ФИО2 состоит на жилищном учете как ветеран ВОВ, однако не может реализовать право на получение субсидии на приобретение жилья.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.

Поскольку судом второй инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 17 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий В.В. Шелудько

Судьи Н.Х. Карасова

А.Е. Иванов