ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-6/2022 от 28.09.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 88А-8378/2022 № 2а-6/2022г. Пятигорск 28 сентября 2022 годаСудебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Белоусовой Ю.К., Нафикова И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края на решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 28.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.05.2022 по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Арзгирского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей. Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К., а также позицию прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Карасева С.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции УСТАНОВИЛА:прокурор Арзгирского района Ставропольского края обратился в Арзгирский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации Арзгирского муниципального округа по защите окружающей природной среды, выразившегося в не разработке проекта рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером , расположенном на расстоянии около 20 метров от восточной границы с. Каменная Балка (географические координаты ), общей площадью более 3 га, а также в непринятии мер к ликвидации свалки на указанном земельном участке. Просил возложить на администрацию обязанность не позднее трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов на земельном участке в границах кадастрового квартала с , расположенном на расстоянии около 20 метров от восточной границы с. Каменная Балка (географические координаты ), общей площадью более 3 га, а также ликвидировать свалку на указанном земельном участке.Требования приняты и рассмотрены судом первой инстанции в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Ставропольского края.Решением Арзгирского районного суда Ставропольского края от 28.01.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.05.2022, административные исковые требования удовлетворены.Суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в не разработке проекта рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером , расположенном на расстоянии около 20 метров от восточной границы с. Каменная Балка (географические координаты ), общей площадью более 3 га, а также в непринятии мер к ликвидации свалки на указанном земельном участке, на администрацию возложена обязанность не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель, нарушенных в результате размещения расходов на земельном участке в границах кадастрового квартала с , расположенном на расстоянии около 20 метров от восточной границы с. Каменная Балка (географические координаты ), общей площадью более 3 га, и ликвидировать свалку на указанном земельном участке. В удовлетворении требований к министерству отказано.Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о незаконности судебных решений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, без учета юридически значимых обстоятельств, в частности, указывает на то, что администрация не является субъектом ответственности по требованиям прокурора, территория земель, являющихся предметом спора по настоящему делу находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена и предоставление которых с 01.01.2021 осуществляют органы государственной власти субъекта, кроме того, земельный участок не находится в муниципальной собственности Арзгирского муниципального округа, ранее не находится в собственности муниципального образования с. Каменная Балка, участок не сформирован, не имеет границ, не постановлен на кадастровый учет, расположен на землях сельхозназначения.Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19.08.2022.На кассационную жалобу прокурором поданы возражения, в которой он выражает несогласие с ее доводами, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.Как следует из материалов дела и установлено судами, по итогам проведённой на основании поручения прокуратуры Ставропольского края проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, регламентирующего обращение с твёрдыми бытовыми отходами, прокуратурой Арзгирского района Ставропольского края проверки установлено, что на территории Арзгирского муниципального округа, на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером , расположенном на расстоянии около 20 метров от восточной границы с. Каменная Балка (географические координаты ), общей площадью более 3 га размещены отходы производства и потребления, трупы скота, иные органические и неорганические отходы, что подтверждается представленными доказательствами. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок в границах кадастрового квартала с кадастровым номером не имеет собственника, сведения о категории земель и виде разрешённого использования отсутствуют.До 16.03.2020 территория свалки отнесена по расположению к с. Каменная Балка Арзгирского района, с 16.03.2020 указанное муниципальное образование вошло в Арзгирский муниципальный округ, свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена.Постановлением администрации муниципального образования с. Каменная Балка Арзгирского района Ставропольского каря № 60 от 01.07.2018 с 01.07.2018 свалка твёрдых бытовых отходов на территории с. Каменная Балка в границах муниципального образования площадью 3 га закрыта.27.08.2021 прокуратурой Арзгирского района в адрес начальника территориального отдела администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края в с. Красная Балка внесено представление № 7-84-2021 об устранении выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, на которое 31.08.2021 дан ответ, что начальником территориального отдела администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края с. Каменная Балка приняты незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений, за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей к дисциплинарному взысканию привлечено виновное лицо. Результаты проверки послужили основанием для обращения прокурора в суд.Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.Подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, предусмотрена рекультивация земель после ликвидации свалки.В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района (округа) относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.Из представленных доказательств следует, что закрытая в 2018 году свалка, не ликвидированная по настоящее время и представляющая собой несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, располагается на землях, государственная собственность которых не разграничена, в границах Арзгирского муниципального округа в районе с. Каменная Балка, в связи с чем руководствуясь приведенными выше нормами права, вопреки доводам кассационной жалобы, обязанность по организации ее устранения и рекультивации земель после ликвидации, лежит на указанном муниципальном образовании, в том числе по ее территориальному размещению, отнесение которого к Арзгирскому муниципальному округу Ставропольского края подтверждается представленными доказательствами.Такое бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания.Доводы административного ответчика об обратном, являются необоснованными, основаны на неправильном толковании норм материального права. Установленные Законом Ставропольского края от 07.12.2020 № 138-к полномочия субъекта по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, к данным правоотношениям в той мере, как об этом ставиться в кассационной жалобе, применению не подлежат.При этом доводы кассационной жалобы, являлись предметом оценки судебных инстанций, в частности суда апелляционной инстанции, рассмотрены надлежащим образом, мотивированно и обоснованно отклонены. У судебной коллегии основания для переоценки выводов судебных инстанций не имеется.Суды обоснованно, установив наличие в бездействии административного ответчика наличие критериев, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, удовлетворили требование прокурора, признали бездействие администрации незаконным и возложили исполнение соответствующих обязанностей, что предусмотрено статьи 227 Кодекса.На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется. Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции ОПРЕДЕЛИЛА:решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 28.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.05.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края без удовлетворения. Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.Председательствующий Р.Ф.ФахретдиноваСудьи Ю.К. Белоусова И.А. НафиковМотивированное кассационное определение изготовлено 28.09.2022.