ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-724/2021 от 16.05.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-724/2021

88а-13078/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 16 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Васляева В.С.,

судей Найденовой О.Н., Софронова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 23 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области об возложении обязанности принять меры по приведению детских игровых площадок в соответствие с нормативом.

Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н., мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным иском, просил возложить на администрацию муниципального образования Узловский район обязанность по принятию мер по приведению детских игровых комплексов, расположенных по адресам: <адрес>, в нормативное состояние в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012, установить ударопоглощающее покрытие.

Требования мотивированы тем, что связи с публикацией в средствах массовой информации статьи «Жители Узловой просят привести новую площадку в порядок» прокуратурой города проведена проверка в сфере исполнения законодательства, регламентирующего устройство детских игровых площадок, в части оснащения их ударопоглощающим покрытием. В ходе обследования игровых площадок, проведенного с привлечением представителя администрации муниципального образования и специалиста Ростехнадзора по Тульской области, установлено несоответствие требованиям безопасности малых архитектурных форм, детских игровых площадок <адрес>, что по всей зоне приземления с горки отсутствует ударопоглощающее покрытие при высоте свободного падения. По результатам проверки главе администрации муниципального образования Узловский район было внесено представление об устранении нарушений законодательств, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Административный истец считает, что установка детского оборудования, не принятого в эксплуатацию, создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних детей.

Решением Узловского городского суда Тульской области от 23 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12 октября 2021 года, административный иск удовлетворен. На администрацию муниципального образования возложена обязанность принять меры по приведению в нормативной состояние в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детских игровых комплексов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>

В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 24 марта 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 7 апреля 2022 года, администрация муниципального образования Узловский район Тульской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Выражает несогласие с выводами судебных инстанций, повторяя доводы, изложенные при рассмотрении дела в нижестоящих судах, указывает, что детское оборудование реализуется как отдельный объект товарооборота без ударопоглощающего покрытия, которое приобретается отдельно в зависимости от выбора заказчика, кроме того, собственники помещений многоквартирного дома в силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны самостоятельно оборудовать детские площадки ударопоглощающим покрытием. Считает, что нарушений в поставляемых детских игровых комплексах не обнаружено, поставленный товар имел необходимую документацию по качеству, муниципальные контракты были заключены только на поставку и/или установку оборудования.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в соответствии с условиями софинансирования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», постановлением администрации Тульской области от 9 октября 2017 года № 457 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Формирование современной городской среды на территории Тульской области» администрацией муниципального образования Узловский район принято постановление № 467 от 26 апреля 2018 года об утверждении муниципальной программы муниципального образования Узловский район «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы».

Паспорт Программы муниципального образования Узловский район (Приложение 1) в целях повышения уровня благоустройства территории муниципального образования предусматривает благоустройство дворовых территорий (раздел 1, пункт 6). Источники финансирования Программы, как ресурсного, так и финансового являются федеральный бюджет, бюджет Тульской области, софинансирование населения, бюджет муниципального образования Узловский район. Финансовое участие граждан в реализации программы предусмотрено в объеме не менее 1,0% от общей стоимости дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий. Ответственный исполнитель реализации программы - Комитет по муниципальному контролю, благоустройству, транспорту и дорожному хозяйству администрации муниципального образования Узловский район. В адресный перечень объектов, включаемых в муниципальную программу, внесены дворовые территории домов <адрес>, <адрес>.

Постановлением № 389 от 27 марта 2019 года название Программы изменено - «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы».

Постановлением № 358 от 19 марта 2019 года дворовые территории по адресу: квартал <адрес> включены в программу на 2019 год; дворовые территории по адресу: <адрес> соответствии с постановлением № 662 от 12 мая 2020 года включены в Программу на 2020 год.

В порядке реализации программы администрацией муниципального образования Узловский район (заказчик) с ООО «ТЕРРА» (поставщик) заключены муниципальные контракты на поставку детского оборудования:

№ 282 от 7 декабря 2020 года по адресу: квартал 50 лет Октября, д. 25, стоимостью 84 000 рублей. Согласно Спецификации (Приложение № 1), в состав детского оборудования включено: горка детская Romana 110.23.00, 2570*640*2055, качели Romana 108.54.00, 1799x1453x2080;

№ 283 от 7 декабря 2020 года по адресу: <адрес>, стоимостью 184 000 рублей. Оборудование представляет собой детский игровой комплекс Romana 101.06.00 стандартный, 4680x4540x4040 (горка, стойка, лаз круговой, лестница, рукоход-змейка, скалолаз, перекладина).

В соответствии с муниципальным контрактом № 305 от 14 декабря 2020 года ООО «ТЕРРА» обязался поставить детское игровое оборудование по адресу: ул. Магистральная, д.51, стоимостью 419 504 рубля 22 копейки. В состав детского игрового оборудования включено: детский игровой комплекс Romana 101.36.02 (три горки, лестница для лазания), песочница Romana 109.01.02, качалка на пружине Romana 108.29.00-02, спорткомплекс Romana 204.06.00. Источник финансирования - бюджет муниципального образования Узловский район, в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды», реализация национального проекта «Жилье и городская среда».

По муниципальным контрактам №№ 282, 283 ООО «ТЕРРА» приняло на себя обязательства по сборке и установке оборудования, что закреплено в техническом задании, являющимся неотъемлемой частью договоров. Согласно пункту 3.1, приемка товара осуществляется после его сборки и установки; цена контракта в силу пункта 5.2, кроме прочего, включает стоимость сборки и установки, расходы на установку.

В силу пункта 2.7 муниципальных контрактов №№ 282, 283, 305 право собственности на товар переходит от поставщика к заказчику с даты приемки товара заказчиком и подписания Акта приема-передачи товара без претензий.

23 ноября 2020 года администрацией муниципального образования Узловский район в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» заключен контракт № 262 с ООО «Равновесие» на выполнение работ по устройству детской площадки по адресу: <адрес>, стоимостью 598 045 рублей 80 копеек.

Согласно Приложению № 1, перечень объектов составляет: горка детская игровой площадки, качели детские игровой площадки, качалка детская игровой площадки, игровой комплекс. В соответствии с Локальной сметой (пункт 3.1 контракта) установка детского игрового комплекса осуществляется силами Подрядчика. Источник финансирования в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды» - средства бюджета Тульской области и муниципального образования.

Поставленное и установленное ООО «ТЕРРА» оборудование по муниципальным контрактам №№ 282 и 283 от 7 декабря 2020 года, а также, поставленное по контракту № 305 от 14 декабря 2020 года, принято от имени заказчика уполномоченным лицом администрации муниципального образования Узловский район, которым 16 декабря 2020 года подписаны акты приема-передачи (без претензий), счета-фактуры (универсальный передаточный документ), платежные поручения, копии которых приобщены к материалам дела, оговоренные контрактами суммы перечислены.

Выполнение качества оказанных поставщиком услуг при их принятии по рассматриваемым контрактам удостоверено также экспертом администрации муниципального образования Узловский район, действующим в соответствии с Положением о внутренней экспертизе, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 30 января 2014 года № 163 (с изменениями в соответствии с Постановлением от 8 сентября 2020 года № 13336).

Установка игрового комплекса на детской площадке по адресу: <адрес> осуществлялась ООО «Управляющая компания «Жилфонд» на основании контракта № 5 от 14 декабря 2020 года, заключенного с администрацией муниципального образования Узловский район.

Выполнение работ по устройству детской игровой площадки в соответствии с контрактом № 262 от 23 ноября 2020 года принято от ООО «Равновесие» 16 декабря 2020 года комиссией администрации муниципального образования Узловский район. Комиссионное обследование выполнения работ по устройству данной игровой площадки, а также площадки у <адрес> проведено с участием уполномоченных лиц от собственников данных многоквартирных домов.

В опубликованном 25 декабря 2020 года на сайте социальной сети «Вконтакте» телекоммуникационной сети «Интернет» обращении жители г. Узловая просили привести в порядок новый детский игровой комплекс в квартале 50 лет Октября, указывая, в частности, на его установку с нарушением предусмотренных норм.

Актом от 2 марта 2021 года, составленным помощником Узловского межрайонного прокурора по результатам проверки детского игрового оборудования в квартале 50 лет Октября, установлено, что детский игровой комплекс между домами 22 и 24 снабжен сигнальной лентой красно-белого цвета и табличкой о запрете использования детского оборудования, при этом подход к комплексу свободный; также сигнальной красно-белой лентой огорожены установленные у дома 25 горка и каркас качелей, однако доступ неограниченного круга лиц к горке открыт, сигнальная лента на горке сорвана.

По результатам выездной проверки, проведенной Узловской межрайонной прокуратурой 4 марта 2021 года с привлечением специалистов администрации муниципального образования Узловский район, ООО «ТЕРРА», Ростехнадзора по Тульской области, и осмотра детского игрового оборудования, поставленного по вышеуказанным муниципальным контрактам, установлено, что монтаж и установка оборудования игровых площадок осуществлены с нарушением требований ГОСТ, в том числе, ввиду отсутствия в зоне приземления детских игровых комплексов ударопоглощающего покрытия, оборудование не введено в эксплуатацию; при этом сигнальных лент и объявлений (за исключением комплекса у <адрес>) о том, что комплексы не введены в эксплуатацию, не имеется.

9 марта 2021 года прокурором в адрес главы администрации муниципального образования Узловский район внесено представление с указанием на недостатки детского оборудования, вследствие которых его безопасность не обеспечена, ввиду чего оно не может использоваться по назначению, однако, несмотря на размещение объявлений о запрете, фактически эксплуатируется. Прокурор требовал незамедлительно принять меры по устранению указанных в представлении нарушений и привести установку ударопоглощающих покрытий игрового оборудования в соответствие с требованиями законодательства.

Заместитель главы администрации муниципального образования Узловский район в ответе от 16 апреля 2021 года считал представление не подлежащим удовлетворению, указав, что муниципальные контракты по домам 22, 24, 25 в квартале 50 лет Октября заключены исключительно на поставку оборудования, а ударопоглощающее покрытие может быть приобретено отдельно; на момент дачи ответа комплексы не эксплуатируются, обнесены защитными лентами, и будут введены в эксплуатацию с установкой соответствующего нормативным требованиям ударопоглощающего покрытия, поскольку контракты заключены зимой, в силу погодных условий установка покрытия не представилась возможной.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что именно на администрации муниципального образования Узловский район, принявшей от исполнителей игровые комплексы, предусмотренные муниципальными контрактами, лежит обязанность по устранению недостатков, связанных с нарушениями требований ГОСТ при их изготовлении и установке.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах дела и нормах закона, регулирующего возникшие правоотношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрен, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации установлены ГОСТом Р 52301-2013, в частности: контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца) (пункты 6.1, 6.2, 6.3).

Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 7.7).

Установка детских игровых комплексов по вышеуказанным адресам осуществлены по муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы» в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Согласно Паспорту национального проекта «Жилье и городская среда», структуру проекта, наряду с проектами «Ипотека», «Жилье», и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», включенных в состав национального проекта, составляет федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Их реализация определена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».

Согласно Методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденным Приказом Минстроя России № 897/пр № 1128 от 27 декабря 2019 года, граждане являются участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры), и в отдельных случаях участвуют в выполнении работ по благоустройству, однако формирование технического задания на благоустройство территорий, проведение торгов, выбор подрядчиков, осуществление финансирования работ по благоустройству и их приемка возложены на органы Местного самоуправления (пункт 1.5); проектирование, строительство, содержание и эксплуатацию площадок различного функционального назначения рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями по охране и поддержанию здоровья человека (пункт 2.7); рекомендуется обеспечить закупку таких горок, качелей, игрового качалок, каруселей, канатных дорог, игровых комплексов (городков), в том числе при выборе песочниц, игровых домиков, лабиринтов, которые имеют сертификат соответствия требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза; предусмотреть у приобретаемого оборудования наличие сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) (пункты 4.3.2, 4.3.7).

В соответствии с ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Общие требования, утвержденным и введенным Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 года № 182-ст, монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами (4.1); оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей (4.2). В случае если безопасная установка оборудования не завершена, ударопоглощающее покрытие не выполнено или техническое обслуживание не может обеспечить безопасность, запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (4.3); перед вводом в эксплуатацию предусмотрены осмотр и проверка оборудования (п.6.4); на оборудование должна быть нанесена маркировка, обозначающая требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (7.8). Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 1176-7:2008. Все приведенные национальные стандарты в части оборудования зоны приземления действуют в нормативном единстве с ГОСТ Р 52169- 2012.

С учетом изложенного оснований не согласиться с выводами судебных инстанций об удовлетворении административного иска и возложении на администрацию обязанности по приведению детских игровых комплексов в нормативное состояние, поскольку поставленное и установленное в рамках муниципальных контрактов оборудование, имеющее недостатки, связанные нарушением требований ГОСТ, было принято администрацией, выявленные недостатки, представляющие опасность для жизни и здоровья детей, до настоящего времени не устранены.

Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в поставляемых детских игровых комплексах недостатков, муниципальные контракты были заключены только на поставку и/или установку оборудования, не опровергают выводы судов и не могут повлечь отмену судебных актов.

Доводы кассационной жалобы в частности о том, что детское игровое оборудование реализуется как отдельный объект товарооборота без ударопоглощающего покрытия, которое приобретается отдельно в зависимости от выбора заказчика; об отсутствии специальных требований к вводу в эксплуатацию детских площадок; о том, что собственники помещений многоквартирного дома в силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны оборудовать детские площадки ударопоглощающим покрытием, были предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отклонены с приведением мотивов в обжалуемых судебных актах.

Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Узловского городского суда Тульской области от 23 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район Тульской области – без удовлетворения.

Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи