ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-729/2019
г. Краснодар 4 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Х. и Иванова А.Е.
с участием прокурора Пономаревой П.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Штыка А.В., Копосовой Т.А., Щипановой, Н.С. и Черкашиной И.Ф. на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 1 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 18 июля 2019 года по административному делу по административному иску Копосовой Т.А., Щипановой, Н.С., Штыка А.В., Черкашиной И.Ф. об оспаривании действий администрации г. Ростова-на-Дону.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., объяснения участвовавших в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Штыка А.В., Копосовой Т.А., поддержавших доводы жалоб, представителя администрации г. Ростова-на-Дону Янина В.В., возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, объяснения явившихся в судебное заседание представителей департамента архитектуры и градостроительства г. Ротова-на-Дону Прониной А.В., ООО «Специализированный застройщик – 1 «ЮгСтройИнвест - Дон» Язымова А.А., прокурора Пономаревой П.Г., возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Копосова Т.А., Щипанова Н.С., Штык А.В. и Черкашина И.Ф. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Ростова-на-Дону, главе администрации г. Ростова-на-Дону о признании незаконным постановления от 31 августа 2018 года № 830 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в границах: ул. Вересаева – ул. Берберовской – границы земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:122 – границы соответствующих земельных участков.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что проект планировки не соответствует требованиям федерального законодательства и региональным нормативам градостроительного проектирования г. Ростова-на-Дону.
Полагают, что в нарушение части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации межевание, планировка фактически не производились, нормативный показатель плотности населения рассчитан неверно.
Нормативами градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону» значения расчетных показателей в сфере социального и культурно-бытового обеспечения, объектов местного значения в области рекреации, в сфере транспорта, улично-дорожной сети и ее элементов, систем пассажирского общественного транспорта, объектов местного значения в области энергетики и инженерной инфраструктуры, объектов местного значения в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, объектов местного значения в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов установлены в зависимости от численности жителей. При этом выполнение требований к минимально допустимому уровню обеспеченности объектами местного значения, установленных нормативами, возможно только при известной численности населения. Между тем, в проекте планировки численность населения территории определена как отношение общей площади жилья (54 195 кв. м) к норме площади квартиры на одного человека (40 кв. м/человека) и составляет 13 530 человек.
Истцы считают, что в соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону» норма площади населения численностью 13 530 человек, должна составлять не менее 68,33 га. Согласно проектной документации плотность населения микрорайона (квартала) составляет 198 чел/га, что соответствует расчетным нормативным параметрам. Однако норма площади 40 кв. м/человека в проекте планировки распространена на 100 % объема жилищного строительства, вместо доли в 10 %, установленной СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Кроме того, существенная часть площадей включена в расчетную территорию незаконно и подлежит исключению, а нормативный показатель плотности населения по проекту планировки подлежит пересмотру в сторону уменьшения.
По мнению истцов в расчетную территорию необоснованно включены: земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:1122 площадью 18,63 га, являющийся территорией общего пользования «парк Вересаева»; вновь образованные земельные участки для размещения объектов местного значения социальной инфраструктуры (два детских сада, общеобразовательная школа, поликлиника со станцией скорой помощи и бассейн) общей площадью 7,04 га,; площади помещений для хранения автомашин, расположенные в подземных и надземных этажах и кровли многоуровневых автостоянок, используемые для размещения озеленения в размере 10,29 га, а также земельный участок с кадастровым номером 61:44:0030402:2228. Административные истцы считают, что данные объекты должны использоваться для обслуживания существующего населения в нормируемых радиусах доступности и по количеству мест и их площади подлежат исключению из расчета плотности нового квартала пропорционально численности обслуживаемого населения.
Административные истцы настаивают на том, что расчетным должно являться все население района в радиусе доступности, а не только жители планируемого квартала.
Также не подлежит межеванию, по мнению заявителей, земельный участок с кадастровым номером 61:44:0030402:2228 площадью 0,76 га, поскольку данный участок, в соответствии с представленным на публичные слушания планировочным решением значился как выделенный в качестве прилегающей озелененной территории и парковки для посетителей бассейна. Его включили в расчетную территорию после прохождения проектом планировки публичных слушаний на стадии принятия постановления.
Также указано, что учитывая прогнозируемую минимальную жилищную обеспеченность в 2025 году в соответствии с Генеральным планом города Ростова-на-Дону на 2007-2025 годы в размере 25,9 кв. м. на человека, численность населения территории проекта планировки, исходя из общей площади жилых домов в 541 195 кв. м, составит 20 895 человек, что на 7 365 человек больше приведенных в документации по планировке.
Истцы полагают проект планировки не соответствующим положениям Генерального плана г. Ростова-на-Дону в части размещения объектов местного значения - бассейна и школы, месторасположение и радиусы доступности которых могут быть определены после внесения соответствующих изменений в Генеральный план г. Ростова-на-Дону и расчета обслуживаемого населения.
Административные истцы указывают, что планировка и установление красных линий в отношении территорий общего пользования - линейных объектов улично-дорожной сети, проездов, не производились, в Генеральный план г. Ростова-на-Дону они не внесены. Однако планировочные решения, представленные на публичные слушания, такие линейные объекты отображают, в том числе дорогу, ведущую от магистральной улицы через жилой район, а также заезды к новому кварталу.
Предусмотренная проектом планировки плотность населения, по мнению административных истцов, завышена почти в два раза, между тем, инфраструктура района и города даже с учетом запланированных социальных объектов не рассчитана на такую антропогенную нагрузку. На такую нагрузку, в том числе, не рассчитаны и магистральные улицы общегородского значения: Вересаева, Златоустовская (Берберовская), пр. 40-летия Победы, выходящие на трассу М4 «Дон».
Часть микрорайона, прилегающая к территории планировки не обеспечена дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами в радиусах пешеходной доступности, парковочными местами, площадками для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями нормативов, выполнение которых возможно за счёт размещения на территории документации планировки дополнительной общеобразовательной школы, рассчитанной на жителей близлежащих домов, дополнительных парковочных мест, площадок для сбора твердых бытовых, рассчитанных для обслуживания соседних жилых домов.
Административные истцы полагают, что несоответствие градостроительному законодательству документации по планировке нарушает их права на благоприятные условия проживания, а также препятствует соблюдению требуемого уровня социального и культурно-бытового обслуживания населения микрорайона.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 1 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 18 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационных жалобах, поданных Штыком А.В., Копосовой Т.А., Щипановой, Н.С. и Черкашиной И.Ф. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, необоснованных и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Определениями судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2019 года и 17 января 2020 года кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 31 августа 2018 года постановлением администрации г. Ростова-на-Дону № 830 в целях реализации масштабного проекта по вопросу обеспечения жильем пострадавших участников долевого строительства на территории муниципального образования города Ростова-на-Дону, утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Вересаева - ул. Берберовская - границы земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:1122 - границы существующих земельных участков.
Территория, в отношении которой разработана документация, расположена в восточной части г. Ростова-на-Дону, в Пролетарском административном районе, ограничена с севера улицей Берберовской и территорией бывшего аэропорта федерального значения имевшего название «Ростов-на-Дону», с востока территорией жилой застройки и бывшим Александровским лесопитомником (часть которого в настоящее время определена как территория общего пользования для строительство парка жилого микрорайона), с юга существующими жилыми комплексами «Александровский», «Голубые ели», с запада улицей Вересаева и объектами общественного и коммунального значения.
На момент утверждения документации рассматриваемая территория была занята существующей луговой и древесно-кустарниковой растительностью.
В границы документации по планировке территории, площадью 685 689 кв. м, входят следующие земельные участки, стоящие на кадастровом учете: № 61:44:0030402:11 площадью 368 718 кв. м, № 61:44:0030402:902 площадью 8 150 кв. м, № 61:44:0030402:2228 площадью 7 635 кв. м, № 61:44:0000000:1122 площадью 186 257 кв. м, а также земельный участок без кадастрового номера (земли до разграничения собственности) площадью 114 929 кв. м.
Планируемая территория представляет собой участок многоэтажной многоквартирной жилой застройки с парковой зоной (зоной общего пользования «Александровский лесопитомник»), с крупными включениями густых зеленых насаждений.
Вдоль северной и западной границ рассматриваемой территории проходят магистральные улицы общегородского значения, которые планируется расширить и привести в соответствие с утвержденным Генеральным планом города Ростова-на-Дону от 24 апреля 2007 года. В соответствии с функциональным зонированием часть территории, а именно - восточная ее часть, относится к зоне парков, а западная - к многофункциональной общественно-жилой застройке.
Администрацией г. Ростова-на-Дону 30 мая 2018 года издано постановление № 560 «О разрешении ООО «Строительное управление «ЮгСтройИнвест-Дон» подготовки документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Вересаева – ул. Берберовская – границы земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:1122 – границы существующих земельных участков», на основании которого департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону выдано задание на разработку документации по планировке территории от 30 мая 2018 года № 32.
Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону 10 июля 2018 года дано положительное заключение по представленной разработчиком документации по планировке территории.
Решение о разработке планировочной документации было принято в связи с необходимостью решения актуальной для города проблемы «обманутых дольщиков» в рамках реализации Областного закона Ростовской области от 25 февраля 2015 года № 312-3C «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов».
Распоряжением Губернатора Ростовской области от 15 октября 2018 года № 234 проект застройки по ул. Вересаева признан масштабным, инвестиционным и соответствующим критериям, установленным Областным законом от 25 февраля 2015 года № 312-3C.
Утвержденной планировочной документацией определены земельные участки для строительства многоквартирных жилых домов, часть квартир в которых будет передана пострадавшим участникам долевого строительства, социальных объектов школы, детских садов, поликлиники), а также для размещения рекреационных зон.
Административные истцы указывали, что территория, на которой они проживают (ЖК «Александровский»), является прилегающей с южной стороны к территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории. По мнению административных истцов, недостаточная обеспеченность территории их проживания дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами, парковочными местами, пожарными въездами/выездами, площадками для сбора твердых бытовых отходов, может и должна быть решена за счет размещения необходимых объектов и инфраструктуры на территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории.
Суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суды исходил из того, что в соответствии с требованиями статей 5.1, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации были проведены публичные слушания, по результатам которых 20 августа 2018 года составлен протокол, а 30 августа 2018 года заключение о результатах публичных слушаний.
По итогам завершения данных процедур принято оспариваемое постановление, которое в соответствии с требованиями части 16 статьи 46 Градостроительного кодека Российской Федерации было опубликовано 15 сентября 2018 года в номере 37 (1242) газеты «Ростов Официальный» и размещено на официальном сайте администрации города Ростова-на-Дону.
Доказательства того, что права административных истцов на участие в публичных слушаниях и на подачу замечаний по данной документации были нарушены, отсутствуют.
Вместе с тем, административные истцы не являются жителями территории, в отношении которой разработан проект планировки территории и проект межевания территории, как и не являются правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства, расположенных на данной территории, оспариваемый правовой акт не возлагает на них какие-либо обязанности и не создает каких-либо препятствий в осуществлении их прав и реализации законных интересов, не предусматривает ведения каких-либо промышленных или инфраструктурных объектов, которые могли бы неблагоприятно отразиться на состоянии окружающей среды, проект межевания территории прошел процедуру публичных слушаний, утверждение проекта планировки территории, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц. При этом задача органов муниципальной власти при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников соседних объектов недвижимости в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону к вопросам местного значения муниципального образования относится утверждение подготовленной на основе генерального плана города документации по планировке территории.
В силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 41 указанного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).
Исходя из статьи 42 поименованного Кодекса проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В силу частей 2, 3, 5 статьи 43 Градостроительного кодекса проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются, в том числе исполнительным органом местного самоуправления, подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и иных документов, перечисленных в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса.
Органом, уполномоченным на принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях реализации масштабного инвестиционного проекта и на обеспечение подготовки указанной документации, является администрация г. Ростова-на-Дону.
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, установлены статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5).
Как следует из материалов дела, 25 апреля 2018 года Законодательным собранием Ростовской области были внесены изменения в Областные законы от 25 февраля 2015 года № 312-ЗС «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» и от 30 июля 2013 года № 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», позволяющие Губернатору Ростовской области предоставлять потенциальному инвестору - застройщику без торгов земельные участки для строительства многоквартирных жилых домов при условии предоставления в них либо других домах жилой площади пострадавшим участникам долевого строительства в процентном соотношении равном 5 % от возможной жилой площади на участке, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
На расширенном совместном совещании в Правительстве РО по вопросу обеспечения жильем пострадавших участников долевого строительства на территории муниципального образования города Ростова-на-Дону в целях реализации вышеуказанных задач были предложены земельные участки для потенциальных инвесторов, находящиеся в муниципальной собственности. В числе предложенных вариантов был земельный участок площадью 36,87 га по улице Вересаева с кадастровым номером 61:44:0030402:11, вошедший в границы проекта планировки территории, утвержденного в дальнейшем оспариваемым постановлением.
Постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 30 мая 2018 года № 560 ООО «Строительное управление «ЮгСтройИнвест-Дон» разрешена подготовка документации по планировке территории. По результатам публичных слушаний оспариваемым постановлением документация по планировке территории утверждена.
В соответствии с распоряжением Губернатора Ростовской области от 15 октября 2018 года № 324 «О признании масштабного инвестиционного проекта соответствующим критериям, установленным Областным законом от 25 февраля 2015 года № 312-ЗС «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов», и о предоставлении ООО «Строительное управление - 1 «ЮгСтройИнвест- Дон» земельных участков без проведения торгов» проект был признан масштабным инвестиционным, на основании которого Обществу были предоставлены в аренду, без проведения торгов сроком на 8 лет восемнадцать земельных участков, образованных в результате утвержденного оспариваемым постановлением проекта планировки и межевания территории.
Административные истцы ошибочно полагают, что прилегающая территория, занимаемая ЖК «Александровский» подлежит включению в документацию по планировке территории. Истцами не принято во внимание, что ранее на указанную территорию разработана документация, выданы градостроительные планы и установлены красные линии. Кроме того, в таком случае, площадь квартала будет превышать 60 га, что противоречит пункту 23.12 норматива градостроительного проектирования г. Ростова-на-Дону в части размера территории микрорайона (квартала).
Обеспечение подъезда и подхода к домам, размещение мусорных контейнеров, площадок для хранения автомобилей и высаживание зеленых насаждений для жителей ЖК «Александровский» за счет других, смежных территорий, не входящих в кадастровые границы жилого комплекса, и не являющиеся общегородскими территориями общего пользования, является неправомерным.
В соответствии с пунктом 23.12 Нормативов градостроительного проектирования г. Ростова-на-Дону микрорайон (квартал) - основной элемент планировочной структуры застройки, в границах красных линий или других границ, размер территории которого, от 5 до 60 га.
Документация по планировке территории разрабатывалась в соответствии с заданием на проектирование от 30 мая 2018 года № 32, выданным департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, при этом были определены границы квартала площадью 57,07 га, что соответствует нормативным требованиям и предусматривает обеспечение социального и культурно-бытового обслуживания всей территории нового квартала.
С северной, западной и восточной границ установлены красные линии, с южной стороны границей микрорайона (квартала) является уже сформированный квартал многоэтажного жилищного строительства.
Согласно проектным решениям, между проектируемой жилой застройкой и существующей жилой застройкой образован земельный участок с видом разрешенного использования «внутриквартальная территория» с предусмотренным в его границах проездом.
При разработке документации по планировке территории учтены требования пункта 5.4 СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» согласно которым, при разработке документа по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.
Предусмотрены размещение поликлиники с радиусом доступности 1000 м и подстанции скорой помощи, радиус доступности 15 минут на специальном автомобиле; учреждения дополнительного образования, радиус пешеходной доступности 2-2,5 км; спортивного зала, бассейна, спортивного комплекса с радиусом пешеходной доступности 2-2,5 км.
Ранее на рассматриваемую территорию документация по планировке территории не разрабатывалась и красные линии установлены не были. Выбор территории, в отношении которой разработана документация, сделан с учетом магистральных и жилых улиц, текущего ее статуса как неосвоенной и неиспользуемой рационально территории с целью устойчивого и комплексного развития данной территории, установления красных линий, что соответствует градостроительному законодательству.
Планируемая территория представляет собой участок многоэтажной многоквартирной жилой застройки с парковой зоной (зоной общего пользования «Александровский лесопитомник»), с крупными включениями густых зеленых насаждений.
Вдоль северной и западной границ рассматриваемой территории проходят магистральные улицы общегородского значения, которые планируется расширить и привести в соответствие с утвержденным Генеральным планом города Ростова-на-Дону. Восточная часть территории относится к зоне парков, а западная - к многофункциональной общественно-жилой застройке.
Рассматриваемый элемент планировочной структуры проектируется как самостоятельный и самодостаточный микрорайон жилой застройки, обеспеченный всеми элементами социально-культурного и коммунального обслуживания населения.
Расположение и ориентация зданий и сооружений на участке выполнены с соблюдением требований СП 42.13330.2011 и СП 42.13330.2016 к ориентации и инсоляции помещений.
В соответствии с примечанием к статье 3 Нормативов в расчетную территорию микрорайона следует включать все площади земельных участков объектов повседневного пользования, обслуживающих расчетное население, а также площадь помещений для хранения автомашин, расположенных в подземных и подземных этажах зданий и сооружений, и площадь открытых этажей и пространств кровли, террасы), размещенных в пределах площади застройки объекта и используемых для размещения элементов благоустройства и озеленения
Несогласие истцов с использованием нормы площади 40 квадратных метров на человека и доводы о превышении численности населения, объемов жилищного строительства, допустимым показателям Генерального плана г. Ростова-на-Дону, о незаконности оспариваемого нормативного акта не свидетельствуют.
Статья 22 материалов по обоснованию нормативов содержит общие требования к жилой территории. Часть 22.3 статьи 22 нормативов указывает на минимальную расчетную обеспеченность общей площадью жилых помещений на основании фактических статистических данных по городскому округу и показателей на расчетные периоды, определенные Генеральным планом города Ростова-на-Дону.
Согласно части 22.4 статьи 22 материалов по обоснованию нормативов виды жилищного фонда подразделяются по уровню комфортности, который устанавливается в задании на проектирование с перечнем требований к габаритам и площади помещений, составу помещений жилья, а также инженерно-техническому оснащению.
Согласно Генеральному плану г. Ростова-на-Дону мероприятиями Генерального плана на первую очередь до 2025 года заложено увеличение жилищного фонда до 31,9 млн. кв. м, жилищной обеспеченности до 25,9 кв. м на человека, а до 2035 года заложено увеличение жилищного фонда до 43,9 млн. кв. м и жилищной обеспеченности до 32,1 кв. м на человека.
Поскольку статья 22 материалов по обоснованию нормативов носит рекомендательный характер, часть 22.3 статьи 22 учитывается при ориентировочном расчет, для определения объемов и структуры жилищного строительства. При этом пунктом 5.6 СП 42.13330.2011 рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта. Согласно статье 2 нормативов к жилому фонду повышенной комфортности относятся квартиры при норме площади в расчете на одного человека 40 кв. м. и более. Согласно примечанию 3 к статье 2 нормативов, указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения.
В документации по планировке территории принята нормативная жилищная обеспеченность 40 кв. м на человека согласно статье 3 основной части нормативов.
Исходя из жилищной обеспеченности 40 кв. м. на человека определена численность населения 13 530 человек и общая площадь жилого фонда 541 195 кв. м.
В соответствии с пунктом 5.6 СП 42.13330 расчетные показатели объемов и типов жилой застройки (дифференциация которой представлена в п. 5.5) следует принимать с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации, и доходов населения, при этом доля в общем объеме жилищного строительства составляет 10 %.
Данный параметр относится ко всей жилой зоне г. Ростова-на-Дону и определяется исходя из всего объема жилищного строительства в г. Ростове-на-Дону, где планируемое жилье «бизнес-класса» не превышает 10%.
То обстоятельство, что в документации по планировке территории принят жилищный фонд уровня комфорта «бизнес-класс», не свидетельствует о несоответствии данной документации градостроительным нормам, как и о нарушении прав и законных интересов административных истцов.
Согласно заключению специалистов ООО «Межрегиональный центр судебных экспертиз и оценки» от 28 января 2019 года № 202-19-С, расчеты для проекта планировки не противоречат существующим нормативным требованиям СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений», Решению Городской Думы от 25 декабря 2017 г. № 459 «Об утверждении нормативов Градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону».
Параметры проектируемого размещения объектов капитального строительства не противоречат действующим градостроительным, действующим на рассматриваемой территории и соответствуют Правилам землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденным Решением Ростовской-на-Дону Городской Думы от 26 апреля 2011 года № 87.
Документацией по планировке территории предусмотрено уточнение нагрузок на инженерное обеспечение территории, получены соответствующие технические условия во всех службах инженерно-технического обеспечения, позволяющие подключить уточненные мощности к городским системам инженерного обеспечения (водопотребления, водоотведения, газоснабжения, сети связи и электроснабжения).
В документации по планировке территории не разрабатывались планировочные решения на каждый конкретный объект капитального строительства. Определение количества квартир, комнат в них и их конфигурация в плане будут определены на дальнейших стадиях проектирования, после проведения маркетинговых исследований и покупательского спроса. При этом в соответствии с примечанием 3 к статье 2 нормативов градостроительного проектирования городского округа «город Ростов-на-Дону», указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения и могут существенно отличаться после разработки индивидуальных проектов на каждый конкретный объект.
Документация по планировке территории является проектом, в который будут вноситься изменения при разработке проектов на каждый конкретный объект капитального строительства.
При отсутствии доказательств, опровергающих указанные в заключении выводы специалистов, как и доказательств нарушения прав административных истцов, их доводы представляются ошибочными, основанными на субъективном мнении и неверном толковании градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены права и законные интересы административных истцов.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 1 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 18 июля 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
А.Е. Иванов