ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-813/20 от 06.10.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-813/2020

г. Краснодар 6 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шелудько В.В.

судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кегеяна М.А., действующего в интересах управления финансового контроля администрации г. Сочи Краснодарского края, на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Бердниковой Е.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Бердникова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к управлению финансового контроля администрации г. Сочи, главному специалисту отдела финансового контроля администрации г. Сочи Половайкиной Л.A. о признании незаконным акта плановой выездной проверки МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации г. Сочи» от 23 сентября 2019 года, подписанного главным специалистом отдела финансового контроля администрации г. Сочи Половайкиной Л.A. (руководитель группы), в части указанных в нем нарушений пункта 1.5 «Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений г. Сочи», утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 28 августа 2014 года № 1711, в результате чего была неправомерно произведена выплата ежемесячного денежного поощрения с 1 января 2017 года по 12 июля 2018 года директору МБУ «ЦБ УК» Бердниковой Е.В. в сумме 194 649 рублей 68 копеек.

Также просила признать незаконным указанный акт плановой выездной проверки в части указанных в нем нарушений пункта 2.2.7 «Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений г. Сочи», в результате чего была неправомерно произведена выплата премии без учета фактически отработанного времени в сумме 22 460 рублей 88 копеек.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 7 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июня 2020 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным акт от 23 сентября 2019 года в части указанных в нем нарушений пункта 1.5. «Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений г. Сочи», в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной представителем управления финансового контроля администрации г. Сочи Краснодарского края по доверенности Кегеяна М.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.

Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 31 июля 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 19 августа 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, на основании приказа управления финансового контроля администрации г. Сочи от 7 августа 2019 года № 40 «О проведении контрольного мероприятия», удостоверения о проведении контрольного мероприятия от 7 августа 2019 года № 19 главным специалистом отдела финансового контроля ПЛА (руководитель группы), заместителем начальника отдела предварительного контроля и организационно-аналитической работы Коваленко С.В., главным специалистом отдела финансового контроля МЗК в период с 12 августа 2019 года по 2 сентября 2019 года проведена плановая выездная проверка муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города» по вопросу расходования бюджетных средств на оплату труда и налоговые платежи за 2017 и 2018 годы.

Согласно пункту 3.5.11 постановления администрации г. Сочи от 18 декабря 2014 года № 2582 «О порядке осуществления управлением финансового контроля администрации г. Сочи полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который подписывается лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия (руководителем группы лиц).

В силу пункта 3.5.4 данного постановления по результатам обследования, проведенного в ходе выездной проверки (ревизии), оформляется заключение, которое прилагается к материалам выездной проверки (ревизии).

В соответствии с пунктом 3.4.12 названного постановления лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия (руководитель группы лиц), в срок до 5 рабочих дней со дня получения письменных возражений к акту проверки подготавливает по ним письменное заключение. Начальник Управления рассматривает обоснованность этих возражений, подписывает письменное заключение, которое приобщается к акту (заключению) и является в дальнейшем его неотъемлемой частью.

По результатам проведенной проверки 23 сентября 2019 года составлен акт, подписанный главным специалистом отдела финансового контроля ПЛА.

Согласно акту, в нарушение постановления администрации г. Сочи от 28 августа 2014 года № 1711 «Об утверждении Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений г. Сочи» Бердниковой Е.В. производилась выплата премий без учета фактически отработанного времени, в результате чего допущено излишнее расходование средств субсидии на общую сумму 22 460 рублей 88 копеек.

В нарушение указанного постановления администрации г. Сочи в ходе проверки не представлены распоряжения администрации г. Сочи об установлении ежемесячного денежного поощрения директорам учреждения, в том числе Бердниковой Е.В., выплата указанного поощрения производилась в размере 150% от должностного оклада. За проверяемый период без распоряжений администрации г. Сочи директору Бердниковой Е.В. выплачено ежемесячное денежное поощрение с 1 января 2017 года по 12 июля 2018 года на общую сумму 194 649 рублей 68 копеек.

Согласно заключению исполняющего обязанности начальника управления финансового контроля администрации г. Сочи от 4 октября 2019 года возражения не приняты по вопросам стимулирующих выплат в 2017-2018 годов и выплат ежемесячного денежного поощрения директору учреждения без распоряжения администрации г. Сочи.

Начальником управления финансового контроля администрации г. Сочи 14 октября 2014 года директору МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации г. Сочи» внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, содержащее требование принять меры по возмещению необоснованного выплаченных премий, поощрений и переплат.

А также представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, содержащее требования в срок до 13 ноября 2019 года принять меры по устранению нарушений и возмещению неправомерно выплаченных премий, поощрений и переплат.

В адрес Бердниковой Е.В. поступило письмо МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации г. Сочи» от 17 октября 2019 года с требованием возвратить учреждению излишне выплаченные ежемесячное денежное поощрение на общую сумму 194 649 рублей 68 копеек и премию без учета фактически отработанного времени в сумме 22 460 рублей 88 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 273, статьей 274 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование труда руководителя организации осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статье 145 названного Кодекса условия оплаты труда руководителей муниципальных учреждений определяются трудовым договором в порядке установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица.

На основании пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются органом местного самоуправления.

В силу пункта 2 статьи 9.2 данного Федерального закона бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В пунктах 1.5 и 1.6 устава МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации г. Сочи» закреплено, что функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляет управление культуры администрации г. Сочи.

Между администрацией г. Сочи и Бердниковой Е.В. 2 августа 2012 года заключен трудовой договор, согласно которому Бердникова Е.В. с 3 августа 2012 года назначена на должность директора МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации г. Сочи».

В соответствии с разделом 6 трудового договора Бердниковой Е.В. выплачивается оплата труда в виде должностного оклада в соответствии со штатным расписанием, премии, надбавки и доплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Заработная плата и иные выплаты (вознаграждения) выплачиваются ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы всем работникам.

Оплата труда Бердниковой Е.В. за период с 1 января 2017 года по 12 июля 2018 года производилась на основании штатного расписания. Произведенные выплаты ежемесячного денежного поощрения Бердниковой Е.В. за указанный период являются обоснованными и не противоречат требованиям Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений г. Сочи, утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 28 августа 2014 года № 1711.

Кроме того, согласно пункту 1.5 Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений г. Сочи, утвержденном постановлением администрации г. Сочи от 28 августа 2014 года № 1711, все дополнительные выплаты устанавливаются на основании распоряжения администрации г. Сочи, введен постановлением администрации г. Сочи от 14 апреля 2017 года № 608 «О внесении изменений в постановление администрации г. Сочи от 28 августа 2014 года № 1711 «Об утверждении Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений г. Сочи», которое в соответствии с его пунктом 5 вступило в силу 14 мая 2017 года со дня официального опубликования («Новости Сочи» № 73 от 13 мая 2017 года).

О причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, что установлено в пунктах 1, 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации, однако административный ответчик неправомерно применил его действие с 1 января 2017 года.

Следовательно, выплата ежемесячного денежного поощрения Бердниковой Е.В. производилась в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Основополагающим документом для начисления ежемесячного денежного поощрения Бердниковой Е.В. являлось штатное расписание муниципального учреждения г. Сочи, утвержденное руководителям учреждения и согласованное управлением культуры администрации г. Сочи.

О том, что единовременное денежное поощрение должно выплачиваться Бердниковой Е.В. в соответствии со штатным расписанием закреплено в пункте 6.1 заключенного с ней трудового договора и в пункте 1 распоряжения администрации г. Сочи от 3 августа 2012 года № 439-р-л «О назначении Бердниковой Е.В. на должность директора».

Вместе с тем, распоряжением администрации г. Сочи от 20 июня 2018 года № 224-р утверждены нормативы предельной численности работников муниципальных учреждений - централизованных бухгалтерий, подведомственных отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации г. Сочи.

В соответствии с данным распоряжением, норматив предельной численности работников учреждения определяется исходя из количества обслуживаемых учреждений, численности работающих в обслуживаемых учреждениях и количества учреждений, находящихся на самостоятельном ведении бухгалтерского учета.

На основании пункта 8 инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами принимаются к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписи руководителя и главного бухгалтера субъекта учета.

Аналогично, в соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н, применяемым при ведении бухгалтерского учета с 1 января 2018 года, документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписи руководителя и главного бухгалтера учреждения.

В нарушение инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н и приказа Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н платежные поручения за 2017 и 2018 годы на бумажном носителе (1460 шт.) на сумму 78 248 206 рублей 71 копейка не подписаны директором учреждения и главным бухгалтером.

В ходе выборочной проверки табелей учета использования рабочего времени установлено, что сведения об учете рабочего времени на основании приказов руководителя учреждения отражаются в табеле учета использования рабочего времени лицом, ответственным за его составление.

При обнаружении лицом, ответственным за составление и представление табеля учета использования рабочего времени, факта не отражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе в связи с поздним представлением документов), лицо, ответственное за составление табеля учета использования рабочего времени, обязано учесть необходимые изменения и представить корректирующий.

Приказами МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации г. Сочи» от 10 января 2017 года № 12 и 9 января 2018 года № 2 назначены ответственные лица за составление табеля учета использования рабочего времени.

При этом в ходе проверки установлены случаи отсутствия корректирующих табелей и не отражения фактов отсутствия работников на рабочем месте по причине нахождения в оплачиваемом отпуске и по нетрудоспособности.

Выплата премии руководителю по результатам работы за месяц, квартал (год) производится за фактически отработанное время.

Вместе с тем, в нарушение данного положения в проверяемом периоде директору МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации г. Сочи» Бердниковой Е.В. производилась выплата премий без учета фактически отработанного времени, в результате чего допущено излишнее расходование средств субсидии на общую сумму 22 460 рублей 88 копеек.

При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о частичном удовлетворении требований иска.

Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 октября 2020 года.

Председательствующий В.В. Шелудько

Судьи Н.В. Усенко

Е.И. Иванов