ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-8497/2021 от 16.03.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-8497/2021

88а-2693/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток 16 марта 2022 года

Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 30 марта 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Зайцевой О.А., Туктамышевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Мекумянова В.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2021 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Мекумянова В.П. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Мекумянов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения от 19 июля 2021 года об отказе в назначении пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с ноября 1990 года и до мая 2008 года он замещал должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), на момент увольнения имел стаж такой службы 15 лет. При этом за назначением пенсии за выслугу лет он не обращался, с 27 сентября 2004 года является получателем трудовой пенсии по старости. Решением комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2021 года № 1733 ему отказано в установлении пенсии за выслугу лет ввиду отсутствия необходимого стажа. Между тем, право на пенсию за выслугу лет у него возникло с момента увольнения с государственной гражданской службы в 2008 году, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством он имел необходимый стаж государственной гражданской службы и не был ограничен каким-либо сроком для обращения с заявлением о назначении пенсии.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительство Республики Саха (Якутия).

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2021 года административные исковые требования Мекумянова В.П. удовлетворены, решение комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), от 19 июля 2021 года № 1733 об отказе Мекумянову В.П. в установлении пенсии за выслугу лет признано незаконным, на Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) возложена обязанность повторного рассмотрения заявления Мекумянова В.П. об установлении пенсии за выслугу лет.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2021 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Мекумянова В.П.

10 января 2022 года административным истцом Мекумяновым В.П. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 21 января 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на аналогичные изложенным в административном исковом заявлении доводы о том, что после увольнения с государственной гражданской службы в 2008 году он в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года № 336 приобрел право на пенсию за выслугу лет, которое могло быть им реализовано в любое время. Полагает, что судом апелляционной инстанции необоснованно применено постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года № 63, поскольку данный нормативный акт не имеет обратной силы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены принятого по настоящему административному делу апелляционного определения.

Как следует из материалов дела, административный истец Мекумянов В.П. в период с ноября 1990 года замещал должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), уволен с 11 марта 2008 года в связи с сокращением занимаемой им должности помощника экс-вице-президента Республики Саха (Якутия), на момент увольнения имел стаж государственной гражданской службы 15 лет 4 месяца 26 дней.

Решением комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), от 19 июля 2021 года № 1733 Мекумянову В.П. отказано в установлении пенсии за выслугу лет на основании подпункта «б» пункта 5.7 Порядка установления, определения размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года № 63, в связи с отсутствием необходимого стажа государственной гражданской службы - 17 лет 6 месяцев.

Принимая решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Мекумянов В.П. при наличии стажа государственной гражданской службы более 15 лет имеет право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с ранее действовавшим постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года № 336 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)», а также необходимые условия для назначения такой пенсии. При этом суд пришел к выводу, что за назначением пенсии за выслугу лет Мекумянов В.П. вправе обратиться в любое время после возникновения такого права и назначения страховой пенсии по старости, что следует из пункта 3 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 436н.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) при рассмотрении административного дела в апелляционном порядке признала указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года № 336 утратило силу, а действующим в настоящее время постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года № 63 для назначения пенсии за выслугу лет необходим стаж государственной гражданской службы 17 лет 6 месяцев, который у Мекумянова В.П. отсутствует, в связи с чем ему было обоснованно отказано в назначении пенсии за выслугу лет.

Вместе с тем судом апелляционной инстанции не были учтены следующие обстоятельства.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 названного Федерального закона).

При этом Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52).

Поскольку такой федеральный закон до настоящего времени не принят, условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 данного Закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, в том числе пенсию за выслугу лет, но с учетом общих требований, установленных федеральным законом.

Условия установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, условия установления, определения размера и порядок выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), ранее были определены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2006 года № 575, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года № 336.

В соответствии с пунктом 1 Порядка установления выплаты, определения размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года № 336, лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), а также иные должности, утвержденные указом Главы Республики Саха (Якутия), имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии следующих условий: а) достижение возраста 50 лет для женщин, 55 лет - для мужчин; б) стаж гражданской службы не менее 15 лет; в) увольнение с должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего подпункта.

Указанный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года № 63 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)».

При разрешении настоящего спора суд апелляционной инстанции руководствовался Порядком установления, определения размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), являющимся приложением № 1 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года № 63, согласно которому стаж государственной гражданской службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, поставлен в зависимость от даты назначения указанных выплат. В 2021 году такой стаж составлял 17 лет 6 месяцев.

В тоже время названным постановлением также утвержден Порядок установления, определения размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) и приобретшим право на пенсию за выслугу лет до 1 января 2017 года, согласно приложению № 2.

Настоящий Порядок определяет условия установления, определения размера, порядок выплаты, а также условия приостановления, возобновления, прекращения, удержания, перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), и распространяется, в том числе на лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), приобретших право на пенсию за выслугу лет в связи с прохождением указанной службы и уволенными (освобожденными от замещаемой должности) с государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) до 1 января 2017 года.

Пенсия за выслугу лет таким лицам устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Указанная категория лиц имеет право на пенсию за выслугу лет при наличии следующих условий: достижение возраста 50 лет для женщин, 55 лет - для мужчин; стаж гражданской службы не менее 15 лет, за исключением лиц, продолжавших замещать на 1 января 2017 года должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) и имевших на 1 января 2017 года не менее 20 лет стажа государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) для назначения пенсии за выслугу лет; увольнение с должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

Таким образом, Порядком установления, определения размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) и приобретшим право на пенсию за выслугу лет до 1 января 2017 года, согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года № 63 сохранены условия назначения пенсии за выслугу лет, которые были установлены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года № 336.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент увольнения с государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) 11 марта 2008 года Мекумянов В.П. имел стаж такой службы более 15 лет, его должность государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) – помощник экс-вице-президента Республики Саха (Якутия) была включена в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденный Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 383-З № 783-III, уволен административный истец в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 57-ФЗ, ему с 2004 года назначена страховая пенсия по старости и непосредственно перед увольнением он замещал должность государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) не менее 12 полных месяцев.

Действовавшим на момент увольнения Мекумянова В.П. Положением об установлении, перерасчете и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2006 года № 575, в качестве условия установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), было предусмотрено увольнение с гражданской службы по основанию сокращения должностей гражданской службы в связи с реорганизацией или изменением структуры государственных органов в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия) и республиканскими нормативными правовыми актами.

Порядком установления выплаты, определения размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года № 33, в первоначальной редакции также предусматривалось назначение пенсии за выслугу лет при условии увольнения с должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) по причине отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности государственной гражданской службы, что в качестве основания увольнения было предусмотрено пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации. При отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации.

Однако в ходе применения внесенных в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в ранее возникшие права на получение пенсионных выплат.

Как следует из вышеизложенного, в период действия постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года № 336 Мекумянов В.П. имел необходимый для назначения пенсии за выслугу лет стаж государственной гражданской службы и условия для установления такой пенсии. С целью сохранения стабильности правового регулирования постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года № 63 определены условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) и приобретшим право на пенсию за выслугу лет до 1 января 2017 года, которым Мекумянов В.П. также соответствует.

При этом, исходя из абзаца второго пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», за назначением пенсии административный истец мог обратиться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

Допущенное судом апелляционной инстанции неправильное применение норм материального права повлекло необоснованные выводы об отсутствии оснований для удовлетворения требований Мекумянова В.П.

Данное нарушение может быть устранено посредством отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2021 года и оставления в силе решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2021 года, которым настоящее административное дело по существу разрешено правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2021 года отменить, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2021 года оставить в силе.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.

Председательствующий

Судьи