ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-877/20 от 27.05.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-877/2020

г. Краснодар 27 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шелудько В.В.

судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации муниципального образования «Киличинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области Ахмедовой Л.А. на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 26 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Киличинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области об оспаривании предписания органа государственной власти.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

глава администрации муниципального образования «Килинченский сельсовет» Ахмедова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным составленного министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области акта проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности от 20 апреля 2020 года № 15.

Также просила признать незаконным предписание министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 20 апреля 2020 года об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, вынесенное в адрес главы администрации муниципального образования «Килинченский сельсовет» Ахмедовой Л.А.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 26 августа 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной главой администрации муниципального образования «Киличинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области Ахмедовой Л.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения удовлетворении исковых требований.

Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 25 февраля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 23 марта 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.

На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.

Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон (часть 6.1).

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Как следует из материалов дела, 20 апреля 2020 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области проведена плановая выездная проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Килинчинский сельсовет» законодательства о градостроительной деятельности.

По результатам проверки составлен акт № 15, согласно которому градостроительная деятельность в муниципальном образовании «Килинчинский сельсовет» в 2018-2019 годах осуществлялась согласно распределению полномочий, установленному требованиями статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской «Федерации». Проведение процедур подготовки проектов генеральных планов строительства, в границах сельских поселений, а также проведение процедур подготовки проектов межевания и проектов планирования территорий, расположенных в границах сельских поселений отнесено исключительно к компетенции органов местного самоуправление местной администрации поселения. Решений о разработке проекта генерального плана, внесения изменение в генеральный план муниципального образования «Килинчинский сельсовет», а также проекта правил землепользования и застройки, внесения изменений в правила землепользования и застройки органом местного самоуправление «Килинчинский сельсовет» в 2018-2019 годах не принималось.

В Федеральной государственной информационной системе территориального планирования размещена информация об утверждении генерального плана решением Совета муниципального образования «Килинчинский сельсовет» от 14 июля 2009 года № 29, а также информация об утверждении правил землепользования и застройки решением Совета муниципального образования «Приволжский район» от 29 апреля 2016 года № 74. В ходе проверки представлено решение Совета муниципального образования «Приволжский район» от 1 марта 2018 года № 180 об утверждении правил землепользования и застройки, однако, во ФГИС ТП данная информация отсутствовала.

Муниципальным образованием «Килинчинский сельсовет» не исполнены собственные полномочия в области градостроительной деятельности. Отсутствуют обязательные приложения к генеральному плану поселения, сведения о границах населенных пунктов, в том числе границах образуемых населенных пунктов, входящих в состав поселения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и правилам землепользования и застройки, сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕЕРН. В 2018-2019 годах обращений по выдаче разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, по выдаче разрешений об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не поступало, решений о подготовке проектов межевания и проектов планировок применительно к территориям поселения не принималось, договоры о развитии застроенных территорий не заключались.

Отсутствуют административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг по выдаче разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, по выдаче разрешений об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Предписанием надзорного органа главе муниципального образования «Килинчинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области указано безотлагательно рассмотреть предписание и устранить выявленные нарушения законодательства о градостроительной деятельности; рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения; о выполнении предписания сообщить в управление архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в срок до 30 мая 2020 года.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (пункт 19).

В силу части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа (часть 1 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов (часть 5.1 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны: предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы; направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке; оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе (часть 4 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решением Совета муниципального образования «Килинчинский сельсовет» от 14 июля 2009 года № 29 утвержден генеральный план, решением Совета муниципального образования «Приволжский район» от 29 апреля 2016 года № 74 утверждены правила землепользования и застройки. Вместе с тем не имеется доказательств соответствия принятых нормативных актов требованиям части 5.1 статьи 8.1, части 5.1 статьи 23, части 6.1 статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Приволжского районного суда Астраханской области от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.

Председательствующий В.В. Шелудько

Судьи Н.В. Усенко

А.Е. Иванов

Постановление19.06.2021