ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2а-908/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 17 декабря2019 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б.,
судей Малаевой В.Г., Мальмановой Э.К.,
при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 22 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным и отмене уведомления.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., пояснения административного истца ФИО1, суд
установил:
ФИО1 (далее – заявитель, административный истец) обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее – административный ответчик, департамент) № от 25 января 2019 года о несоответствии параметров объекта жилищного строительства и (или) недопустимости размещения объекта жилищного строительства.
В обоснование требований указал, что 21 ноября 2018 года заявителем было направлено в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Департаментом 25 января 2019 года было принято уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием для принятия обжалуемого решения послужило то, что согласно п. 5. п. 8 приложения к Постановлению Правительства Севастополя от 28 марта 2016 года № 228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя», указанный в уведомлении вид использования земельного участка, установленный в соответствии с законодательством Украины - для ведения личного крестьянского хозяйства, соответствует код 1.1 «Растениеводство», код 1.7 «Животноводство» классификатора видов разрешенного использования земельного участка, установленным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Приказ № 540), для которых не предусмотрено строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов. Административный истец считает, выводы Департамента об отнесении вида разрешенного использования земельного участка к коду 1.1 «Растениеводство» и коду 1.7 «Животноводство» Классификатора не соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации, что нарушает его права.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 22 мая 2019 года в удовлетворении административного иска было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 сентября 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Выводы суда первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку согласно имеющимся в материалах дела правоустанавливающим документам на земельный участок с кадастровым номером № указано, что данный земельный участок относится к категории земель – «Земли населенных пунктов», установленный вид разрешенного использования – «Для ведения личного крестьянского хозяйства», другие документы, которые бы свидетельствовали об установлении иного вида разрешенного использования спорного земельного участка в материалах дела отсутствуют. Административной ответчик условно установил вид разрешенного использования спорному земельному участку с кодом «Растениеводство» или кодом 1.7 «Животноводство». Департамент в своем уведомлении выходя за пределы своих полномочий, самостоятельно устанавливает земельному участку новый вид разрешенного использования – животноводство и растениеводство, что существенно ухудшает правовой режим земельного участка и нарушает права административного истца. В соответствии с законодательством Украины вид разрешенного использования «Для ведения личного крестьянского хозяйства» допускал возможность строительства индивидуальных жилых домов. Соотнесение его с видом разрешенного использования код 1.1 «Растениеводство» или код 1.7 «Животноводство» противоречит ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ и ст. 11 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ.
Определением судьи от 15 ноября 2019года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником 151/200 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства.
В адрес Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя административным истцом 21 ноября 2018 года было направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уведомлением от 25 января 2019 года Департамент сообщил о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на испрашиваемом земельном участке, поскольку согласно п. 5, п. 8 приложения к Постановлению Правительства Севастополя от 28 марта 2016 года № 228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя», указанный в уведомлении вид использования земельного участка, установленный в соответствии с законодательством Украины - для ведения личного крестьянского хозяйства, соответствует код 1.1 «Растениеводство», код 1.7 «Животноводство» классификатора видов разрешенного использования земельного участка, установленным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, для которых не предусмотрено строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, с чем согласился суд апелляционной инстанции, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое решение Департамента соответствует закону.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Статьей 1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статьям 1 и 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 года № 228-ПП был утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя.
Пунктами 2, 5 Порядка № 228-ПП предусмотрено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков, категорий земель. Установленный в соответствии с законодательством Украины вид – для ведения личного крестьянского хозяйства, соответствует видам – код 1.1 «Растениеводство», код 1.7 «Животноводство».
Согласно ч. 1 п.10 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Судами принято во внимание, что приобретая в собственность земельный участок, административному истцу были известны сведения об объекте недвижимости, его виде разрешенного использования - для ведения личного крестьянского хозяйства, что соответствует кодам 1.1 «Растениеводство», 1.7 «Животноводство» классификатора видов разрешенного использования земельного участка, установленным Приказом № 540, п. 5., п. 8 приложения к Постановлению Правительства Севастополя от 28.03.2016 № 228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя», для которых не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.
При этом суды верно указали, что относительно доводов жалобы о том, что согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона №171-ФЗ от 23 июня 2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору, вследствие чего вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - для ведения личного крестьянского хозяйства является действительным и позволяет возведение жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений, они не могут быть приняты и отметили, что в соответствии с законодательством Российской Федерации до утверждения классификатора вид разрешенного использования земельного участка определен не был и, соответственно, не может являться действительным. Определение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами города Севастополя исходя из положений пункта 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.
С учетом установленных обстоятельств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 22 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 сентября 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий | |
Судьи |
Постановление01.07.2021