ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-975/2021 от 25.08.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-975/2021

№ 88а-6570/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 25 августа 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 07.09.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 05 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 11 мая 2021 года по административному делу по исковому заявлению прокурора города Благовещенска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Благовещенска, заинтересованные лица: управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства», министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор города Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд Амурской области в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации города Благовещенска в части непринятия полного комплекса мер по обеспечению участков, предоставленных многодетным семьям в районе «5-й стройки» города Благовещенска, транспортной инфраструктурой; возложить на администрацию города Благовещенска обязанность построить дороги по улице Березовая, по улице Хвойная от улицы Молодежная до улицы Придорожная, по улице Придорожная от улицы Центральная до улицы Березовая, по улице Ольховая в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» с водоотводящими устройствами в соответствии со строительными нормами и правилами в срок до 1 января 2022 года.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что на основании постановлений администрации города Благовещенска в соответствии с положениями Закона Амурской области от 13 октября 2011 года № 539-ОЗ многодетным семьям в собственность безвозмездно переданы земельные участки, используемые для строительства индивидуальных жилых домов по улице Центральная, улице Хвойная, улице Придорожная в городе Благовещенске. Согласно информации, предоставленной администрацией города, несмотря на включение в муниципальную программу «Развитие транспортной системы города Благовещенска на 2015-2020 годы», мероприятия по обеспечению транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям в квартале СПУ-5, по состоянию на 15 октября 2020 года не проведены. Кроме того, дождеприемники, водоотводные канавы и водосборные непроточные ямы в нарушение требований СП 32.13330.2012 вдоль территорий домовладений отсутствуют. Невыполнение администрацией города Благовещенска возложенных обязанностей по проектированию и строительству автомобильных дорог (подъездов), ведёт к нарушению прав многодетных семей, на пользование земельными участками и индивидуальными жилыми домами. Непринятие мер по строительству дорог в районе «5-й стройки» нарушает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, а также не обеспечивает прав многодетных семей на беспрепятственное пользование жилыми домами и земельными участками.

Определениями судьи от 21 декабря 2020 года, от 11 января 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства», министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 05 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 11 мая 2021 года, административное исковое заявление прокурора города Благовещенска удовлетворено в части: признано незаконным бездействие администрации города Благовещенска в части непринятия полного комплекса мер по обеспечению участков, предоставленных многодетным семьям в районе «5-й стройки» города Благовещенска, транспортной инфраструктурой; на администрацию города Благовещенска Амурской области возложена обязанность обеспечить строительство дорог по улице Березовая, по улице Хвойная (от улицы Молодёжная до улицы Придорожной), по улице Придорожная (от улицы Центральной до улицы Березовой), по улице Ольховая города Благовещенска Амурской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» с водоотводящими устройствами в соответствии со строительными нормами и правилами в срок до 30 октября 2022 года.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, транспортной и инженерной инфраструктурой, не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления, а осуществляется при финансовой поддержке субъектов РФ. В 2015-2017 годах были построены и введены в эксплуатацию в районе «5-й стройки» дороги, в том числе, по улицам: Центральная, Придорожная. МУ «Городское управление капитального строительства» заключён муниципальный контракт с подрядной организацией на выполнение строительно-монтажных работ по указанным объектам. Указанные дороги выполнены в гравийном исполнении, что соответствует требованиям ГОСТ. Постановлением администрации города Благовещенска от 07 октября 2014 года № 4135 утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы города Благовещенска», в указанную программу включена Подпрограмма «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения», в соответствии с пунктом 14 раздела 5 подпрограммы, основное мероприятие включает в себя мероприятия по строительству дорог в районе «5-й стройки» для обеспечения транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям. Разработан и утверждён проект планировки и проект межевания территории, предназначенный для размещения линейного объекта улично-дорожной сети, в том числе, улиц: Молодежная, Березовая, Хвойная города Благовещенска. В проект бюджета города Благовещенска на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Благовещенска» включено мероприятие «Строительство дорог в районе «5-й стройки» для обеспечения транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям (улица Молодежная от улицы Центральная до улицы Энтузиастов), в том числе проектные работы. Помимо строительства дорог в районе «5-й стройки» осуществляется строительство водоотвода, электрических сетей, о чём выданы соответствующие разрешительные документы. Таким образом, администрацией города Благовещенска предпринимаются все необходимые меры в рамках полномочий и финансовых возможностей для обеспечения земельных участков в районе «5-й стройки» транспортной и инженерной инфраструктурой. В связи с чем, отсутствует необходимость вмешательства в самостоятельность органа местного самоуправления с целью защиты прав неопределённого круга лиц путём возложения на администрацию города Благовещенска требуемой обязанности.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года кассационная жалоба администрации города Благовещенска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7., изучив письменные возражения прокуратуры Амурской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2).

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учётом ограничений, предусмотренных статьёй 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).

Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, на территории Амурской области разработан и утверждён Законом Амурской области от 13 октября 2011 года № 539-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства», действовавшим до 01 марта 2015 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичная обязанность закреплена в части 1 статьи 4 Устава муниципального образования города Благовещенска, принятого решением Благовещенской городской Думы 26 мая 2005 года № 62/89.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»; а также полномочиями в сфере надлежащего содержания (ремонта) автомобильных дорог местного значения (Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ)).

Согласно пунктам 2, 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, пунктам 12, 46, 65 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования города Благовещенска к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов (администрации города Благовещенска) в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, организация в границах городского округа электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

В свою очередь, под «дорожной деятельностью» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», установили, что строительство дорог по улице Березовая, по улице Хвойная от улицы Молодежная до улицы Придорожная, по улице Придорожная от улицы Центральная до улицы Березовая, по улице Ольховая до настоящего времени не производится: отсутствуют конструктивные элементы, автомобильной дороги (основание, дорожное полотно, обочина и т.д.), тротуар, освещение, защитные дорожные сооружения, водоотведение и иные элементы обустройства дороги, а также отсутствуют дождеприемники, водоотводные канавы и водосборные непроточные ямы в нарушение требований СП 32.13330.2012 вдоль территорий домовладений, и пришли к обоснованным выводам о неисполнении администрацией города Благовещенска обязанности по принятию необходимых мер, направленных на обеспечение земельных участков в районе 5-й стройки» города Благовещенска в указанных границах соответствующей транспортной инфраструктурой, водоотведением, следствием чего является нарушением прав и законных интересов граждан, получивших соответствующие земельные участки в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией города Благовещенска не представлено.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации города Благовещенска в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 05 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 11 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Благовещенска – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи