ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-985/2020
88а-10211/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов |
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С.,
судей Найденовой О.Н., Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юришинец Г.С. на решение Егорьевского городского суда Московской области от 25 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Юришинец Г.С. к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области, администрации городского округа Егорьевск Московской области, Лубяному Д.Б., Коневу Д.Ю., ФИО5 о признании незаконным предписания, действий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А., судебная коллегия по административным делам
у с т а н о в и л а:
Юришинец Г.С. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения просила признать незаконным предписание уполномоченного органа муниципального земельного контроля Егорьевского городского округа от 30 октября 2019 года № 127 об устранении допущенных нарушений в срок до 30 июля 2020 года субъектом проверки (физическим лицом) правонарушений в области земельного законодательства, вынесенного в отношении Юришинец Г.С.; признать незаконными действия Лубяного Д.Б., выразившиеся в применении Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в инициировании внеплановой выездной проверки земельного участка с кадастровым номером №; признать незаконными действия Конева Д.Ю., выразившиеся в возложении на Юришинец Г.С. обязанности по предоставлению утвержденного плана рекультивации; признать незаконными действия Заплитного Р.М., выразившееся в применении Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ по включению земельного участка с кадастровым номером № в задание по плановой проверке, которое не утверждено; обязать уполномоченный орган муниципального земельного контроля Егорьевского городского округа устранить допущенные нарушения путем отмены оспариваемого предписания и направить соответствующее постановление в Управление Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям.
В обоснование административного иска Юришинец Г.С. указала, что оспариваемым решением ей предписано привести земельный участок с кадастровым номером №, сенокосы, в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Считает предписание незаконным и необоснованным, поскольку ранее было установлено, что по результатам внеплановой проверки в 2014 году нарушений не выявлено; предписание вынесено ненадлежащим органом – органом муниципального земельного контроля, который не имеет полномочий на вынесение предписаний в отношении физического лица.
Решением Егорьевского городского суда Московской области от 25 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 декабря 2020 года, административный иск удовлетворен частично. Судом признано незаконным предписание администрации городского округа Егорьевск Московской области от 30 октября 2019 года № 127 по результатам внеплановой выездной проверки в порядке осуществления муниципального земельного контроля в отношении Юришинец Г.С.; на администрацию городского округа Егорьевск Московской области возложена обязанность отменить указанное предписание и направить соответствующее постановление в Управление Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям. В удовлетворении требований о признании незаконными действий Лубяного Д.Б., Конева Д.Ю., Заплитного Р.М, назначении наказания в виде штрафа за фальсификацию результатов проверки – отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 марта 2020 года, Юришинец Г.С. просит отменить состоявшиеся судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что дело рассмотрено только к администрации городского округа Егорьевск Московской области и комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск, без надлежащего извещения административных ответчиков – должностных лиц Лубяного Д.Б., Конева Д.Ю., Заплитного Р.М., областной суд не рассмотрел дополнения к апелляционной жалобе. Полагает вынесенное предписание не соответствующим закону, поименованные в нем нарушения – недоказанными, отмечает незаконность отдельных положений предписания, в частности – о возложении на нее обязанности по предоставлению плана рекультивации. Приводя положения административного регламента, настаивает на их нарушении, поскольку ей не выдавалось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, не составлен протокол об административном правонарушении, не поданы сведения в Россельхознадзор, утверждает, что административным регламентом не предусмотрено оформление заданий на проведение профилактических мероприятий. Считает представленные в дело документы фальсифицированными, утверждает, что её земельный участок ежегодно окашивается.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании задания администрации городского округа Егорьевск Московской области от 14 мая 2019 года № 3 проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка с кадастровым номером № по результатам которого составлен акт от 31 мая 2019 года № 78-П. В ходе обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства: неиспользование земельного участка, произрастание на земельном участке борщевика Сосновского. К акту приложены фототаблицы, схематический чертеж земельного участка.
На основании распоряжения первого заместителя Главы администрации городского округа Егорьевск Московской области Лубяного Д.Б. от 16 октября 2019 года № 97 «О проведении внеплановой документарной и выездной проверки» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Юришинец Г.С., назначено проведение проверки в рамках муниципального земельного контроля согласно заданию от 14 мая 2019 года № 3, задачами которой является проверка соблюдения требований земельного законодательства. Требования законодательства, подлежащие проверке: об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; связанные с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; требования и обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; связанные с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Начало проверки – 23 октября 2019 года, окончание проверки– не позднее 30 октября 2019 года.
Согласно акту проверки от 30 октября 2019 года № 97-р внеплановая выездная проверка в отношении Юришинец Г.С. проводилась 23 октября 2019 года с 10 до 12 часов и 30 октября 2019 года с 15 до 17 часов главным экспертом отдела социально – экономического развития комитета по экономике администрации городского округа Егорьевск Саренко С.А. Согласно акту о предстоящей проверке Юришинец Г.С. была должным образом уведомлена почтовым отправлением 14030139026254. Осмотр земельного участка производился с фотофиксацией. Согласно акту проверки Юришинец Г.С. не использует участок по целевому назначению.
По результатам внеплановой выездной проверки главным муниципальным земельным инспектором городского округа Егорьевск Коневым Д.Ю. было вынесено предписание от 30 октября 2019 года № 127, согласно которому на Юришинец Г.С. возложена обязанность в срок до 30 июля 2020 года устранить допущенные нарушения. Акт и материалы проверки направлены в Управление Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям.
На основании задания от 14 мая 2019 года № 3, утвержденного исполняющим обязанности председателя комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Новиковым С.А., проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040114:209 главным экспертом отдела по землепользованию, сельскому хозяйству и экологии Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Густовым С.В., который в названном задании указан в числе лиц, уполномоченных на проведение планового (рейдового) осмотра.
Постановлением администрации городского округа Егорьевск от 21 июня 2019 года № 1109 специально уполномоченным органом администрации городского округа Егорьевск, осуществляющим муниципальный земельный контроль, утвержден Комитет по экономике администрации городского округа Егорьевск. Главным муниципальным земельным инспектором в соответствии с распоряжением администрации городского округа Егорьевск от 21 июня 2019 года № 155-р был назначен заместитель председателя комитета по экономике администрации городского округа Егорьевск Конев Д.Ю.
Полномочием по назначению проверок, проводимых в порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа Егорьевск в соответствии с распоряжением администрации городского округа Егорьевск от 25 июля 2019 года № 199-р, был наделен первый заместитель главы администрации городского округа Егорьевск Лубяной Д.Б.
Распоряжением Администрации городского округа Егорьевск Московской области от 10 сентября 2019 года № 235-р утвержден список муниципальных земельных инспекторов на территории городского округа Егорьевск, в числе которых муниципальным земельным инспектором утвержден главный эксперт отдела социально-экономического развития Комитета по экономике администрации городского округа Егорьевск Саренко С.А.
Разрешая спор и удовлетворяя частично административный иск, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что внеплановая проверка правообладателя земельного участка Юришинец Г.С. была проведена уполномоченным органом и уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.
Вместе с тем, о проведении внеплановой выездной проверки 30 октября 2019 года Юришинец Г.С. извещена не была, что противоречит положениям подпункта 1 пункта 11 Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля администрацией городского округа Егорьевск Московской области, утвержденного постановлением администрации городского округа Егорьевск Московской области от 9 сентября 2019 года № 1867, пунктов 3.7, 3.9, 3.14 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 мая 2016 года № 400/17. В этой связи суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого предписания.
В остальном действия должностных лиц по проведению планового (рейдового) осмотра земельного участка и внеплановой выездной проверки соответствуют Порядку оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследование земельных участков, содержание таких заданий, а также порядку оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, расположенных на территории городского округа Егорьевск Московской области, утвержденному постановлением администрации городского округа Егорьевск Московской области от 9 июля 2018 года № 2263.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Московской области от 26 мая 2016 года № 400/17 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области. Постановлением администрации городского округа Егорьевск Московской области от 9 сентября 2019 года № 1867 утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля администрацией городского округа Егорьевск Московской области.
Правильно применив положения статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и названных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия должностных лиц.
Вопреки доводам кассационной жалобы, дело рассмотрено судами по заявленным требованиям ко всем административным ответчиком, неявка в судебное заседание извещенных о времени и месте рассмотрения дела административных ответчиков – должностных лиц Лубяного Д.Б., Конева Д.Ю., Заплитного Р.М. не препятствовала рассмотрению дела по существу. Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 79 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в полном объеме по поступившей от Юришинец Г.С. апелляционной жалобе.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о незаконности оспариваемого предписания и его отдельных положений не ставят под сомнение правильность постановленных по делу судебных актов, поскольку названное предписание признано незаконным полностью.
Ссылки Юришинец Г.С. на то, что в нарушение положений административного регламента ей не выдавалось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, не составлен протокол об административном правонарушении, не поданы сведения в Россельхознадзор, не могут быть приняты во внимание, поскольку такое бездействие предметом спора не являлось, решение принято судом в соответствии с положениями части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявленным административным истцом требованиям.
Вопреки утверждениям автора кассационной жалобы оформление задания (в данном случае – задания от 14 мая 2019 года № 3) согласуется с требованиями пункта 3.18 Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области, предусматривающего, в частности, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся должностными лицами в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий без взаимодействия с правообладателями земельных участков.
Доводы кассационной жалобы о фальсификации представленных в дело документов носят произвольный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Егорьевского городского суда Московской области от 25 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юришинец Г.С. – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года.