ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2Т-8 от 15.03.2011 Магаданского областного суда (Магаданская область)

                                                                                    Магаданский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Магаданский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья Кривко М.П. Дело № 2т-8/2011

№ 33-282/2011

15 марта 2011 года г. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Гаджиевой С.А.,

судей Кошак А.А., Выглева А.В.,

при секретаре Макаровой Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседа_нии дело по кассационной жалобе Территориального пункта Отдела Федеральной миграционной службы России по Магаданской области в Тенькинском районе

на решение Хасынского районного суда от 24 января 2011 года, которым постановлено:

Исковое заявление Зиганшиной Р.Ф. к администрации Тенькинского района, Территориальному пункту Отдела Федеральной миграционной службы России по Магаданской области в Тенькинском районе о понуждении к внесению статистических сведений о наличии регистрации в селе Кулу в базу данных, признании решения Главы администрации Тенькинского района Магаданской области № 22 от 01.12.2010 г. о снятии с учета граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат на приобретение жилья, незаконным и восстановлении в очереди на учете граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат на приобретение жилья, удовлетворить.

Обязать Территориальный пункт Отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области в Тенькинском районе внести статистические сведения о наличии регистрации Зиганшиной Р.Ф. в селе Кулу Тенькинского района Магаданской области в соответствующие базы данных Территориального пункта Отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области в Тенькинском районе.

Признать Решение Главы Тенькинского района Магаданской области Симонова С.К. № 22 от 01 декабря 2010 г. о снятии Зиганшиной Р.Ф. с учета граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья незаконным.

Обязать администрацию Тенькинского района Магаданской области в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу восстановить Зиганшину Р.Ф. как члена семьи Заботкина А.К. на регистрационном учете граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья в категории «граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., выслушав объяснения представителя Отдела Федеральной миграционной службы России по Магаданской области Задорожней И.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя истца Зиганшиной Р.Ф. - Сухорукова Д.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

У С Т А Н О В И Л А:

Зиганшина Р.Ф. обратилась в Хасынский районный суд с иском к администрации Тенькинского района и Территориальному пункту Отдела Федеральной миграционной службы России по Магаданской области в Тенькинском районе (далее - ТП ОФМС Тенькинского района) о понуждении к осуществлению регистрации по месту жительства, восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Исковые требования мотивировала тем, что с 29 июня 2010 года состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из закрывающегося поселка, как член семьи Заботкина А.К.

01 декабря 2010 года снята с данного учета по решению главы администрации Тенькинского района по мотиву отсутствия регистрации в селе Кулу Тенькинского района Магаданской области.

Между тем, по судебному решению от 28 января 2008 года Тенькинский районный суд обязал главу муниципального образования «Село Кулу» осуществить ее регистрацию в с. Кулу, и несмотря на его вступление в законную силу, решение суда до настоящего времени не исполнено.

Просила суд обязать ТП ОФМС Тенькинского района осуществить ее регистрацию по месту жительства в селе Кулу, обязать администрацию муниципального образования поселок «Усть-Омчуг» восстановить ее в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования и просила суд обязать ТП ОФМС Тенькинского района внести статистические сведения о наличии ее регистрации в селе Кулу в базу данных, признать решение главы администрации Тенькинского района № ... от 01 декабря 2010 года о снятии с учета граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат на приобретение жилья, незаконным, и обязать администрацию Тенькинского района восстановить её на учете.

Хасынским районным судом 24 января 2011 года принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ТП ОФМС Тенькинского района ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.

По мнению ответчика, изложенные в исковом заявлении истцом сведения о проживании ее в селе Кулу не соответствуют действительности, поскольку она проживает в пгт. Усть-Омчуг.

Действия ТП ОФМС Тенькинского района по снятию истца с регистрации в селе Кулу считает законными, соответствующим решению Тенькинского районного суда от 26 сентября 2007 года, которым регистрация Зиганшиной Р.Ф. была признана недействительной.

Указывает, что на момент снятия истца с регистрационного учета она в селе Кулу не проживала вплоть до ликвидации муниципального образования.

Полагает, что суд, вынося решение о регистрации истца в селе Кулу, отменил решение органа регистрационного учета муниципального образования села Кулу, хотя такие требования в исковом заявлении заявлены не были.

Считает, что требования к ТП ОФМС Тенькинского района внести статистические сведения, о наличии регистрации Зиганшиной Р.Ф. не выполнимы, так как статистические учеты о регистрационном учете граждан не предусмотрены и не ведутся ни в каком виде.

В своих возражениях на кассационную жалобу Зингашина Р.Ф. полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы.

В соответствие с ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Согласно статье 3 Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879 регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению № 1;

б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;

г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

Основания для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья указаны в пункте 21 Положения.

В соответствии с подпунктом в) пункта 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Законом Магаданской области от 07 июля 2003 года № 373-ОЗ утверждена областная целевая программа содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы.

В соответствии с указанным Законом № 373-ОЗ на основании постановления губернатора Магаданской области от 24 ноября 2004 года №209 пос. Кулу Тенькинского района признан закрывающимся.

В пункте 2.3 Постановления рекомендовано администрации Тенькинского района при формировании списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, учитывать, что жителям с. Кулу жилищные субсидии предоставляются:

- при условии их постоянного или преимущественного проживания в указанном населенном пункте на дату вступления в силу настоящего Постановления, независимо от стажа работы и времени прибытия в названный населенный пункт в соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Как установлено судом и следует из материалов дела, Зиганшина Р.Ф. 15 декабря 2006 года была зарегистрирована в квартире ... дома ... села Кулу Тенькинского района Магаданской области.

Решением Тенькинского районного суда от 26 сентября 2007 года, вступившим в законную силу 12 октября 2007 года, регистрация Зиганшиной Р.Ф. по месту жительства с. Кулу Тенькинского района Магаданской области от 15 декабря 2006 года признана недействительной.

17 октября 2007 года Зиганшина Р.Ф. повторно обратилась с заявлением к Главе муниципального образования «Село Кулу» о регистрации ее по месту регистрации супруга Заботкина А.К. в квартире ... дома ... села Кулу Тенькинского района Магаданской области, являющегося жителем села Кулу с 27 мая 1979 года.

17 октября 2007 года Главой муниципального образования «Село Кулу» в регистрации Зиганшиной Р.Ф. отказано.

Решением Тенькинского районного суда от 28 января 2008 года отказ в регистрации Зиганшиной Р.Ф. признан незаконным, на главу муниципального образования «Село Кулу» возложена обязанность произвести регистрацию Зиганшиной Р.Ф. по месту регистрации ее мужа Заботкина А.К., в квартире № ... дома № ... села Кулу. Указанное решение вступило в законную силу 12 февраля 2008 года

При обращении с заявлением о регистрации 19 февраля 2008 года Зиганшиной Р.Ф. администрацией муниципального образования «Село Кулу» вновь было отказано в связи с отсутствием домовой книги (л.д. 13).

Регистрация истца в с. Кулу на основании решения суда от 28 января 2008 года проведена 07 апреля 2008 года.

Законом Магаданской области № 1063-ОЗ от 24 ноября 2008 года, на основании решения об упразднении сельского поселения «Село Кулу», принятого 26 мая 2008 года на сходе его жителей, муниципальное образование «Село Кулу» упразднено.

В соответствии с частью 3 статьи 4 указанного областного закона правопреемником органов местного самоуправления и выборных должностных лиц сельского поселения «село Кулу» являются органы местного самоуправления и выборные должностные лица муниципального образования «Тенькинский район».

Решением администрации Тенькинского района Магаданской области от 01 декабря 2010 года № 22 Зиганшина Р.Ф., поставленная 29 июня 2010 года как член семьи Заботкина А.К., на учет граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья в категории «граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации» снята с регистрационного учета в соответствии с подпунктом в) пункта 21 Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879 (выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений).

Как следует из решения администрации Тенькинского района Магаданской области от 01 декабря 2010 года № 22 основанием для снятия с регистрационного учета Зиганшиной Р.Ф. послужили сведения территориального пункта ОФМС России по Магаданской области от 30 ноября 2010 года №... об отсутствии у нее регистрации в с. Кулу.

Согласно информации территориального пункта ОФМС России по Магаданской области от 30 ноября 2010 года №... (л.д.71-72) Зиганшина Р.Ф. снята с регистрационного учета с адреса села Кулу Тенькинского района 13 мая 2008 года на основании решения Тенькинского районного суда от 26 сентября 2007 года.

Таким образом, решение суда о признании регистрации Зиганшиной Р.Ф. незаконной исполнено после исполнения постановленного позже решения суда о понуждении главы муниципального образования «Село Кулу» произвести регистрацию Зиганшиной Р.Ф. в селе Кулу, в результате чего аннулирована произведенная на законных основаниях регистрация истца 07 апреля 2008 года.

Признавая решение Главы Тенькинского района Магаданской области Симонова С.К. № 22 от 01 декабря 2010 г. о снятии Зиганшиной Р.Ф. с учета граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные в решении обстоятельства не являются основанием для снятия истца с указанного учета.

То обстоятельство, что решение Тенькинского районного суда от 26 сентября 2007 года о признании регистрации Зиганшиной Р.Ф. от 15 декабря 2006 года недействительной, исполнено лишь 13 мая 2008 года, о незаконности повторной регистрации Зиганшиной Р.Ф. 07 апреля 2008 года не свидетельствует, так как она была произведена на основании вступившего в законную силу решения Тенькинского районного суда от 28 января 2008 года, которое в соответствии со статьей 210 ГПК РФ приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.

Данные обстоятельства установлены определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда 28 апреля 2009 г. по гражданскому делу по заявлению и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области о признании незаконным бездействия администрации Тенькинского района Магаданской области, выразившегося в неисполнении обязанности по исключению Заботкина А.К. из списка получателей государственных жилищных сертификатов, понуждении администрации Тенькинского района Магаданской области к исключению Заботкина А.К. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (л.д.58-65), и в силу положений части 2 статьи 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего дела.

Поскольку иных оснований для исключения Зиганшиной Р.Ф. с учета граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья администрацией Тенькинского района не приведено, то решение суда о возложении на администрацию Тенькинского района Магаданской обязанность восстановить Зиганшину Р.Ф. как члена семьи Заботкина А.К. на регистрационном учете граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья в категории «граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации» следует признать законным.

Судом также установлено, что сведения о регистрации Зиганшиной Р.Ф. 07 апреля 2008 года на основании вступившего в силу решения суда в селе Кулу Тенькинского района отсутствуют в Территориальном пункте Отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области в Тенькинском районе.

При этом в паспорте Зиганшиной Р.Ф. имеется отметка о произведенной администрацией муниципального образования «Село Кулу» данной регистрации 07 апреля 2008 года (л.д.34).

Учитывая указанные обстоятельства и то, что отсутствие в ТП ОФМС Тенькинского района данных о регистрации Зиганшиной Р.Ф. в селе Кулу послужило основанием для снятия ее с регистрационного учета граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья, что нарушило ее права, суд обоснованно возложил обязанность на ТП ОФМС Тенькинского района внести статистические сведения о наличии регистрации Зиганшиной Р.Ф. в селе Кулу Тенькинского района Магаданской области в соответствующие базы данных ТП ОФМС Тенькинского района.

Доводы кассационной жалобы Территориального пункта Отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области в Тенькинском районе о невозможности исполнить решение суда в части внесения статистических сведений о наличии регистрации Зиганшиной Р.Ф. в селе Кулу, являются несостоятельными, поскольку каких либо мотивов, по которым ответчик не может исполнить решение суда в кассационной жалобе не приведено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.

В судебном заседании установлено, что в пос. Усть-Омчуг - административном центре муниципального образования «Тенькинский район» Магаданской области осуществляет деятельность ТП ОФМС Тенькинского района, наделенный полномочиями по регистрации граждан по месту жительства или месту пребывания в пределах территории указанного муниципального образования.

В силу положений Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 г. № 208 (ред. от 23 декабря 2009 г.) Федеральная миграционная служба является субъектом официального статистического учета, в силу чего структурное подразделение территориальных органов регистрационного учета осуществляет статистический учет.

Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Федеральной миграционной службой по согласованию с Федеральной службой государственной статистики (пункт 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета).

В этой связи ссылка кассационной жалобы об отсутствии таких статистических учетов опровергается приведенными положениями.

Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования о внесении статистических сведений о наличии регистрации истца в селе Кулу Тенькинского района Магаданской области подлежат удовлетворению.

Иные доводы кассационной жалобы изложенных в решении выводов суда не опровергают, поскольку сводятся к иному, неправильному толкованию норм материального права и оценке собранных по делу доказательств, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.

Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Хасынского районного суда от 24 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального пункта Отдела Федеральной миграционной службы России по Магаданской области в Тенькинском районе - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна.

Судья Магаданского

областного суда: А.В. Выглев