Судья Блиева Р.С. Дело № 33 - 1031/2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2011 г. г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего – Макоева А.А.
судей: Созаевой С.А. и Жернового Е.И.
при секретаре Байсиеве Т.Х.
с участием прокурора Башиева Р.А., представителя Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-балкарской Республики Пазова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по иску прокурора Терского района в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ к Службе по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-балкарской Республики о признании бездействия Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики по не обеспечению охраны Терского территориального участка мировых судей ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» незаконным,
по кассационной жалобе помощника прокурора Терского района КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 01 июля 2011 г.
у с т а н о в и л а:
Прокурор Терского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации о признании бездействия Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики по не обеспечению охраны Терского территориального участка мировых судей ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» незаконным, обязании Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики обеспечить в соответствии с требованиями п. 12 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г. охрану Терского территориального участка мировых судей ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР», мотивируя тем, что прокуратурой Терского района проведена надзорная проверка исполнения законодательства противодействия экстремизму и терроризму, в сфере обеспечения охраны Терского территориального участка мировых судей. В ходе проверки выявлены нарушения требований Федеральных законов от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (статей 2 и 3), от 25.07.2009г. № 114-ФЗ от 25.07.2009г. «О противодействии экстремистской деятельности» (статьи 2) и Пункта 1 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. № 1629-р. В частности, установлено отсутствие обязательной ведомственной охраны территории, здания и сооружений Терского территориального участка мировых судей. Функции по охране в рабочее время осуществляют сотрудники ОПДС Терского РО Управления Федеральной службы судебных приставов по КБР. В остальное время здание не охраняется.
Между тем, в соответствии с п.10 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее Закона) основными направлениями деятельности полиции является, в том числе, охрана имущества и объектов. Согласно п. 25 ст. 12 Закона в обязанности полиции входит, в том числе, охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ, обеспечение оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, осуществление в порядке, установленном Правительством РФ, инспектирования подразделений вневедомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В судебном заседании помощник прокурора Терского района - Куготов А.Г., исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, поддержал и просил их удовлетворить.
Представители ответчика - ФИО1 и Пазов А.И., исковые требования прокурора Терского района не признали и просили в удовлетворении иска отказать.
Решением Нальчикского городского суда от 01 июля 2011 года постановлено: В удовлетворении исковых требований прокурора Терского района отказать. Отказать в признании бездействия Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики по не обеспечению охраны Терского территориального участка мировых судей ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» незаконным, в связи с необоснованностью.
Отказать в возложении на Службу по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики обязанности обеспечить в соответствии с требованиями п.1 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. № 1629-р охрану Терского территориального участка мировых судей ГУ «Управлением вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР».
В кассационной жалобе на данное решение помощник прокурора Терского района Куготов А.Г. просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на то, что судом не приняты во внимание требования Федеральных законов от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (статей 2 и 3), Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 05.10.2009 года, а также Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. № 1629-р.
Вышеуказанные нормативно-правовые акты являются императивными и обязывают субъектов противодействия терроризма, в том числе организации и учреждения органов государственной власти субъекта РФ обеспечивать в соответствии с требованиями действующего законодательства надлежащую охрану объектов особой важности, к таковым относятся и здания судебных органов.
В жалобе указано, что суд ссылается на невозможность возложения бремени организации надлежащей охраны здания мирового суда на Службу, в виду отсутствия у последних соответствующих финансовых изысканий на данные цели, при этом, приняв одностороннюю позицию и не дав юридическую оценку действий Службы по допущению на протяжении более 3-х лет нарушений положений Распоряжения Правительства РФ №1629-р от 02.11.2009г., допускает возможность к созданию условий для совершения диверсионных и террористических актов в административном здании мировых судей, последствия которых могут причинить вред здоровью и жизни сотрудников Терского территориального участка мировых судей и населения г.п.Терского Терского муниципального района.
В возражении на кассационную жалобу Служба по обеспечению деятельности мировых судей КБР просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу помощника прокурора Терского района КБР без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав представителя прокурора КБР Башиева Р.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-балкарской Республики Пазова А.И., полагавшего решение суда законным, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении указанного решения не допущены такие нарушения.
Пунктом 1 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ №1629-р от 02.11.2009 установлено, что к объектам, подлежащим обязательной охране подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, отнесены в том числе, административные здания территориальных участков мировых судей субъектов РФ.
В соответствии с п.3 ст. 10 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О мировых судьях в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Служба по обеспечению деятельности мировых судей КБР, являясь исполнительным органом государственной власти КБР, является получателем и распорядителем средств, выделяемых из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на содержание аппаратов и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 данного Кодекса.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой данной статьи, не могут противоречить данному Кодексу.
В соответствии с ч 2. ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 данной статьи.
Из материалов дела усматривается, что в целях обеспечения реализации предписаний распоряжения Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г. Служба по обеспечению деятельности мировых судей КБР предпринимала действия для того, что бы при формировании расходной части бюджета КБР на 2011г. было предусмотрено выделение средств на оказание услуг по охране судебных участков мировых судей КБР подразделениями МВД по КБР. Для разрешения указанного вопроса были направлены письма Президенту КБР, председателю Правительства КБР, заместителю руководителя Администрации Президента КБР - Руководителю Аппарата Правительства КБР, Секретарю Совета по экономической и общественной безопасности КБР, Министру финансов КБР.
Из письма Министерства финансов КБР от 27.06.2011г. № 11/2720, следует, что в связи с тем, что республиканский бюджет КБР на 2011г. сформирован с предельно допустимым уровнем дефицита, доходная часть бюджета не выполнена, определить дополнительные источники доходов на указанные цели в настоящее время не представляется возможным. Вместе с тем, финансирование Службы по обеспечению деятельности мировых судей КБР будет осуществляться в первоочередном порядке при выполнении планов бюджета по доходам.
В связи с тем, что ответчику не выделяются в достаточном количестве бюджетные средства на заключение контрактов на охрану судебных участков, а ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ допускает заключение контрактов лишь в пределах лимитов бюджетных обязательств, суд первой инстанции пришел к выводу, что исключается возможность Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики реализовать требования п. 12 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г.
Тем не менее, охрана судебных участков мировых судей ответчиком обеспечена: она осуществляется Службой судебных приставов Терского района в дневное время, а в ночное – сотрудниками Службы безопасности ООО «Охранное предприятие «Алатырь».
Судом принято также во внимание, что и.о. начальника ГУ УВО при МВД по КБР письмом от 30.06.2011г. № 171/1096 сообщило руководителю Службы по обеспечению деятельности мировых судей, что в настоящее время лимит штатной численности ГУ УВО при МВД по КБР не позволяет обеспечить охрану подведомственных ему объектов, т.к. личный состав территориальных ОВО задействован на охрану объектов, включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. № 1629-р. В целях обеспечения охраны объектов было рекомендовано заключить договора с ФГУП «Охрана» МВД РФ по КБР или другим охранным предприятием.
Однако, как установлено судом, ФГУП «Охрана» МВД РФ по КБР - учреждение, являющееся хозяйствующим субъектом, и не может осуществлять охрану объектов, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат государственной охране вневедомственной охраной Министерства внутренних дел.
Министерство экономического развития РФ в письме от 27 марта 2009г. разъяснило, что заключение контракта на охрану зданий судов с ФГУП «Охрана» как с единственным поставщиком противоречит законодательству о закупках.
При этих обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что Службой по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики были предприняты все необходимые меры, зависящие от них, по обеспечению судебных участков мировых судей КБР полицейской охраной, однако по указанным выше объективным причинам, полицейская охрана не обеспечена.
В связи с изложенным требования прокурора Терского района о признании незаконным бездействия Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики по не обеспечению охраны Терского территориального участка мировых судей силами полиции и возложении обязанности обеспечить охрану указанного участка мировых судей ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР», судом признаны не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия считает выводы суда обоснованными, соответствующими материалам дела, которыми в достаточной степени подтверждается принятие ответчиком мер по исполнению названного распоряжения Правительства РФ по обеспечению охраны мировых судей силами полиции. Вопреки доводам кассационной жалобы, в отсутствии финансирования, а также в связи с отказом ГУ «Управление вневедомственной охраны МВД по КБР» организовать охрану, оснований для выводов о бездействии ответчика в указанной сфере деятельности и возложении обязанности заключить договоры об охране с указанным Управлением Судебная коллегия не усматривает. При этом Судебная коллегия принимает также во внимание, что силами Службы судебных приставов и сотрудниками Службы безопасности ООО «Охранное предприятие «Алатырь» ответчиком охрана мировых судей обеспечена. Кроме того, в соответствии с обращениями Службы постановлением Правительства КБР №199-ПП от 15 июля 2011г в постановление Правительства КБР от 16 декабря 2010г. «Об обеспечении охраны объектов особой важности в Кабардино-Балкарской Республике» внесены изменения, согласно которым в Перечень объектов, подлежащих государственной охране за счёт средств республиканского бюджета КБР, включены все судебные участки мировых судей, в том числе и Терского района КБР.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения Нальчикского городского суда от 1 июля 2011г. по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
о п р е д е л и л а :
Решение Нальчикского городского суда от 1 июля 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу помощника прокурора Терского района – без удовлетворения.
Председательствующий Макоев А.А.
Судьи Жерновой Е.И.
Созаева С.А.
Копия верна: Судья Верховного суда КБР С.А. Созаева