ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-10822 от 11.08.2011 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Олейникова В.В. № 33- 10822/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«11» августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

Председательствующего: Мун Г.И.,

судей: Марчукова А.В., Василенко С.К.,

при секретаре: Дрогалевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» к Государственной Инспекции труда в Волгоградской области о признании предписания незаконным

по кассационной жалобе ГУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» в лице представителя ФИО1 на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 3 июня 2011 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:

В удовлетворении иска Государственного учреждения «10 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» к Государственной инспекции труда в Волгоградской области о признании незаконными пунктов 1,2,6,7,8,9,10 предписания государственного инспектора труда в Волгоградской области №-ОБ/50/3 от 29 апреля 2011 года об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которыми предписано:

- п.1 коллективный договор между трудовым коллективом ГУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» на 2010 год и 2013 год привести в соответствии с ч.6 ст.136 ТК РФ, и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей;

- п.2 в соответствии с п. 2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей установить особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом требований данного Положения и мнения представительного органа работников;

- п.6 в соответствии с ч.1 ст.153 ТК РФ, оплатить работу ФИО2, ФИО3, и других работников Ю-ОФПС (получающих оклад) в нерабочие праздничные дни в 2009 – 2010 годах, произведенную сверх месячной нормы рабочего времени, в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада);

- п.7 в соответствии со ст.152 ТК РФ, оплатить ФИО2 и другим водителям пожарных машин «10 ОФИС по Волгоградской области» часы сверхурочной работы с момента вступления в силу Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей по настоящее время;

- п.8 в соответствии с п. 1 ч.2 ст.22, ст.114 ТК РФ, п.5.4. трудового договора от 31.12.2008г. №156, в полном размере представить ФИО2 ежегодный отпуск за 2009-2010г. с сохранением места работы (должности) и среднего заработка;

- п.9 в соответствии со ст.139 ТК РФ, после устранения нарушений указанных в п.5-7 Предписания, произвести ФИО2 перерасчет среднего дневного заработка для оплаты отпуска и оплаты листков временной нетрудоспособности;

- п.10 п.9 в соответствии со ст.139 ТК РФ, после устранения нарушений указанных в п.6 Предписания, произвести ФИО3 перерасчет среднего дневного заработка для оплаты отпуска и оплаты листков временной нетрудоспособности, - отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

ГУ «10 ОФПС по Волгоградской области» обратился с иском к Государственной Инспекции труда в Волгоградской области о признании п. 1,2,6,7,8,9,10 предписания незаконными.

В обоснование заявленных требований указал, что 29 апреля 2011 г. ГИТ по Волгоградской области в отношении начальника ГУ «10 ОФПС по Волгоградской области» вынесено предписание об устранении нарушении трудового законодательства по установлению особенности режима рабочего времени, времени отдыха и соответствующей оплаты труда, предоставления отпусков водителей ГУ «10 ОФПС по Волгоградской области».

В п. 1 предписания указано, что коллективный договор не приведен в соответствие с нормами ТК РФ и приказом Минтранса РФ № 15 от 20 августа 2004 г., поскольку водители службы пожарной охраны не отнесены к военизированному подразделению и на них не распространяются нормы ведомственных нормативных актов о прохождении службы.

Полагал, что в соответствии с приказом МВД России от 24 января 1992 г. № 12 «Об установлении в военизированной пожарной охране МВД РФ четырехсменного порядка несения службы» в подразделениях пожарной охраны установлен четырехсменный порядок несения службы. Распорядок дня подразделений ГУ 10 ОФПС по Волгоградской области также закреплен в коллективном договоре. В состав караула в обязательном порядке входят водители пожарного автомобиля. С учетом специфики деятельности подразделений, установление водителям пожарных автомобилей четырехсменного порядка несения службы не противоречит требованиям закона.

Согласно п. 2 предписания, режим рабочего времени установленный коллективным договором ухудшает положение работников. Однако, в ГУ 10 ОФПС по Волгоградской области введен суммированный учет рабочего времени. Согласно сведениям книги о службе, время нахождения водителя за рулем не превышает 12 часов.

В п. 6 указано, что водители пожарных машин ГУ «10 ОФПС по Волгоградской области» выполняют работу по инициативе работодателя за пределами установленной для данной категории работников (водители) продолжительности рабочего времени, то есть в течению 24 часов. Однако, сменный график работы предусмотрен приказом МВД России от 24 января 1992 г. № 12 «Об установлении в военизированной пожарной охране МВД РФ четырехсменного порядка несения службы». Кроме того, при работе в нерабочие праздничные дни работникам ГУ «10 ОФПС» получающим должностной оклад производится оплата части оклада за день работы и оплата часовой ставки (должностной оклад) сверх оклада, то есть не менее двойной дневной части оклада за время работы.

В соответствии с п. 7 предписания, обязанность по оплате часов сверхурочной работы ФИО2 и другим водителям пожарных машин была возложена на ГУ «10 ОФПС по Волгоградской области».

Полагал, что требования ГИТ об оплате сверхурочной работы водителю ФИО2 и другим водителям пожарных машин являются незаконными, поскольку факт работы сверх установленной нормы рабочего времени не установлен.

В п. 8 предписания указано, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22, ст. 114 ТК РФ, п. 5.4. трудового договора от 31.12.2008 г. № 156, в полном размере представить ФИО2 ежегодный отпуск за 2009-2010 г. с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Однако, на основании дополнительного соглашения от 26.02.2010 г. к трудовому договору, предусмотрено предоставление ежегодного отпуска 28 календарных дней.

В соответствии с оспариванием п. 5-7 предписания полагал незаконными и не подлежащими исполнению п. 9, 10 предписания.

На основании изложенного, просил признать незаконными и отменить п. 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10 предписания ГИТ по Волгоградской области № 13/7-770-11-ОБ/50/3 от 29 апреля 2011 г.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» в лице представителя ФИО1 оспаривает законность решения суда, просит его отменить ввиду нарушения норм материального права. Полагает, что суд применил закон, не подлежащий применению. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, что повлекло нарушение принципа состязательности процесса.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.

В соответствии с ч.1 ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет Федеральная Инспекция Труда.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Судом установлено, что на основании проверки соблюдения ГУ «10 ОФПС по Волгоградской области» трудового законодательства, ГИТ в Волгоградской области выявлены нарушения, о чем составлен акт проверки №-ОБ/50/2 от 29 апреля 2010 г., в отношении руководителя вынесено предписание №-ОБ/50/3 об устранении нарушений (л.д. 22-34).

Проверяя обоснованность заявленных требований, судом установлено, что согласно п.п. 6.5. коллективного договора, утвержденного общим собранием работников 24.12.2009 г., заработная плата выплачивается 1 и 20 числа каждого месяца.

Однако данное условие противоречит требованиям ч. 6 ст. 136 ТК РФ, согласно которой заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца, в день установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Таким образом, установление иных сроков выплаты заработной платы, противоречит требованиям закона.

Пунктом 4.5. коллективного договора работникам пожарной службы – начальнику караула, командиру отделения, диспетчеру, пожарному, а также и водителю установлена продолжительность рабочего времени: «посменная, рабочие сутки, трое суток выходных». Работа для данной категории работников начинается 08.00 часов и заканчивается в 08.00 часов следующих суток.

Согласно п. 4.12. коллективного договора, в связи с непрерывным технологическим процессом для категории работников в организации с посменным графиком работы – рабочие – сутки, трое суток выходных (начальник караула, командир отделения, пожарный, водитель, диспетчер) введен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом – «квартал».

Учитывая требования ст.ст. 329, 100 ТК РФ, суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания по устранению нарушений трудового законодательства в части приведения коллективного договора в соответствие с требованиями ТК РФ.

Кроме того, Правительством РФ утверждено Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, согласно которому, во исполнение положений ст. 100 ТК РФ издано Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

В соответствии с п. 2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приложение к Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15), Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ.

Согласно п. 12 Положения, водителям, осуществляющим перевозки для учреждений в том числе аварийных служб, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ водитель пожарной автомашины не имеет специальных или воинских званий, а личный состав Государственной противопожарной службы подразделяется на военнослужащих, сотрудников и работников. При этом, сотрудники от работников отличаются тем, что не имеют специальных или воинских званий.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона, статус работников определяется действующим трудовым законодательством.

Учитывая, что работа водителя носит гражданский характер, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в отношении работников – водителей подлежит применению Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приложение к Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15).

Таким образом, ссылка кассатора на установление водителям пожарных автомобилей четырехсменного порядка несения службы по 24 часа работы, в соответствии с приказом МВД России от 24.01.1992 г. № 12 «Об установлении в военизированной пожарной охране МВД РФ четырехсменного порядка несения службы», несостоятельна, поскольку предусмотренные приказом условия ухудшают положение работников по сравнению с установленными п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приложение к Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15).

Суд правомерно отверг ссылку заявителя на п.п. 2.2. «СП 11.13130.2009 свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» о том, что с учетом специфики деятельности подразделений федеральной противопожарной службы водителям пожарных автомобилей на законных основаниях установлен четырехсменный порядок несения службы продолжительностью смены – 24 часа, поскольку Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приложение к Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15) устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от их организационно-правовых форм, в том числе и в ГУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области».

Таким образом, распорядок дня водителей пожарных машин с 08.00 часов до 08.00 часов следующих суток ухудшает их положение по сравнению с установленными ТК РФ.

Установленный п. 4.12 коллективного договора суммированный учет рабочего времени водителям установлен с продолжительностью учетного периода «квартал», что также ухудшает положение работника по сравнению с условиями предусмотренными п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приложение к Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15), согласно которым, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

В нарушение п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приложение к Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15), в графиках работы водителей пожарных машин не установлено время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

В соответствии с п. 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приложение к Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15) применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1,3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ.

Однако, водители ГУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», в нарушение ст. 99 ТК РФ, п. 23. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приложение к Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15) выполняют работу в течение 24 часов, вместо допустимой продолжительности ежедневной работы водителей до 12 часов.

При этом, в нарушение ст. 152 ТК РФ с января 2009 г. до настоящего времени водителям не оплачены часы сверхурочной работы, т.е. работы, выполняемые за пределами установленной для данной категории работников продолжительности рабочего времени (12 часов).

Кроме того, заявителем не выполняются требования ч. 1 ст. 153 ТК РФ, так как работа водителей в нерабочие праздничные дни, сверх месячной нормы рабочего времени, не оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада).

Поскольку доказательств того, что за работу в нерабочие праздничные дни работникам ГУ «10 отряд ОФПС» производится оплата не менее двойной дневной части оклада, при этом, за время работы водители не находились за рулем сверх установленной нормы не представлено, суд обоснованно отказал в отмене п. 6,7 предписания.

Оспаривая п. 8 предписания заявитель со ссылкой на ст. 22 ТК РФ, указал, что работодатель внес изменения в трудовой договор ФИО2 от 31.12.2008 г. о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска 28 календарных дней.

Однако доказательств фактического представления отпуска, суду не представил, в связи с чем, оснований для признания незаконным п. 8 предписания, не имеется.

Так как нарушений указанных в п. 5-7 предписания не устранено, оснований для признания п. 9, 10 незаконными, не имеется.

Поскольку оспариваемое заявителем предписание ГИТ №-ОБ/50/3 от 29 апреля 2011 г. вынесено в соответствии в требованиями закона, в пределах предоставленных контролирующему органу полномочий, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для его отмены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на материалах дела и требованиях закона.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, применив закон не подлежащий применению, судебная коллегия находит несостоятельными и противоречащими материалам дела.

Вопреки доводам жалобы, заявленное представителем заявителя ходатайство об отложении рассмотрения дела рассмотрено в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, суд обоснованно в силу требований ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя заявителя.

При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не опровергают выводов суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.

Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 3 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» в лице представителя ФИО1, – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: