Судья Безроков Б.Т. Дело № 33 - 1131/2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2011 г. г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего – Макоева А.А.
судей: Созаевой С.А. и Пазовой Н.М.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием прокурора Коляда А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по иску прокурора Майского района в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ к Службе по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-балкарской Республики о признании бездействия Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики по не обеспечению охраны Майского территориального участка мировых судей ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» незаконным,
по кассационной жалобе Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда КБР от 07 июля 2011 г.
у с т а н о в и л а:
Прокурор Майского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации о признании бездействия Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики по не обеспечению охраны Майского территориального участка мировых судей ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» незаконным, обязании Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики обеспечить в соответствии с требованиями п. 1 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г. охрану Майского территориального участка мировых судей ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР», мотивируя тем, что прокуратурой Майского района проведена надзорная проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в сфере обеспечения охраны Майского территориального участка мировых судей. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований Федеральных законов от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (статей 2 и 3), от 25.07.2009г. № 114-ФЗ от 25.07.2009г. № О противодействии экстремистской деятельности» (статьи 2) и Пункта 1 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. № 1629-р. Установлено отсутствие обязательной ведомственной охраны территории, здания и сооружений Майского территориального участка мировых судей. Функции по охране в рабочее время осуществляют сотрудники ОПДС Майского РО УФССП России по КБР. В остальное время здание не охраняется. Поэтому прокурор Майского района обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель прокуратуры Майского района по доверенности -ФИО1 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности № 2-11/132 от 23.06.2011 г. – ФИО2 исковые требования прокурора Майского района не признал и просил в иске отказать.
Решением Нальчикского городского суда от 07 июля 2011 года постановлено:
Обязать Службу по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики обеспечить в соответствии с требованиями п.1 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г. охрану Майского территориального участка мировых судей Государственным учреждением «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР».
В удовлетворении исковых требований прокурора Майского района в части признания бездействия Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики по не обеспечению охраны Майского территориального участка мировых судей ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» незаконным, отказать.
В кассационной жалобе на данное решение Служба по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-балкарской Республики просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. В жалобе указано, что из представленных стороной ответчика материалов усматривается, что в целях обеспечения реализации предписаний распоряжения Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г. Служба по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики предпринимала необходимые действия для того, что бы при формировании расходной части бюджета КБР на 2011г. предусмотрели средства на оказание услуг по охране судебных участков мировых судей КБР подразделениями ГУ УВО при МВД КБР. Для оказания содействия в разрешении указанного вопроса были направлены письма Президенту и в Правительство КБР. Из письма Министерства финансов КБР от 27.06.2011г. № 11/2720, следует, что в связи с тем, что республиканский бюджет КБР на 2011г. сформирован с предельно допустимым уровнем дефицита, доходная часть бюджета не выполнена, определить дополнительные источники доходов на указанные цели в настоящее время не представляется возможным. Таким образом, Службой были предприняты все необходимые меры, зависящие от них, по обеспечению судебных участков мировых судей КБР полицейской охраной.
Помимо этого и.о. начальника ГУ УВО при МВД по КБР письмом от 30.06.2011г. № 171/1096 сообщило руководителю Службы по обеспечению деятельности мировых судей, что в настоящее время лимит штатной численности ГУ УВО при МВД по КБР не позволяет обеспечить охрану подведомственных ему объектов..
Вместе с тем Постановлением Правительства КБР от 15.07.2011г. №199-1111 судебные участки мировых судей КБР включены в Перечень объектов, подлежащих государственной охране за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
В связи с указанными выше обстоятельствами Служба по обеспечению деятельности мировых судей КБР считает решение суда в части возложения на Службу по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики обязанности обеспечить в соответствии с требованиями п.1 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. №1629-р охрану Майского территориального участка мировых судей ГУ «Управлением вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» необоснованными, т.к. обязательства по охране судебных участков мировых судей КБР и так возложены на Службу федеральным и республиканским законодательством.
Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав представителя прокурора КБР Коляда А., полагавшего решение суда законным, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении указанного решения в обжалуемой части допущены такие нарушения.
Пунктом 1 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ №1629-р от 02.11.2009 установлено, что к объектам, подлежащим обязательной охране подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, отнесены в том числе, административные здания территориальных участков мировых судей субъектов РФ.
В соответствии с п.3 ст. 10 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О мировых судьях в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Служба по обеспечению деятельности мировых судей КБР, являясь исполнительным органом государственной власти КБР, является получателем и распорядителем средств, выделяемых из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на содержание аппаратов и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 данного Кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой данной статьи, не могут противоречить данному Кодексу.
В соответствии с ч 2. ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 данной статьи.
Из материалов дела усматривается, что в целях обеспечения реализации предписаний распоряжения Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г. Служба по обеспечению деятельности мировых судей КБР предпринимала действия для того, что бы при формировании расходной части бюджета КБР на 2011г. было предусмотрено выделение средств на оказание услуг по охране судебных участков мировых судей КБР подразделениями МВД по КБР. Для разрешения указанного вопроса были направлены письма Президенту КБР, председателю Правительства КБР, заместителю руководителя Администрации Президента КБР - Руководителю Аппарата Правительства КБР, Секретарю Совета по экономической и общественной безопасности КБР, Министру финансов КБР. Из письма Министерства финансов КБР от 27.06.2011г. № 11/2720, следует, что в связи с тем, что республиканский бюджет КБР на 2011г. сформирован с предельно допустимым уровнем дефицита, доходная часть бюджета не выполнена, определить дополнительные источники доходов на указанные цели в настоящее время не представляется возможным. Вместе с тем, финансирование Службы по обеспечению деятельности мировых судей КБР будет осуществляться в первоочередном порядке при выполнении планов бюджета по доходам.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора района о признании незаконным бездействия Службы по обеспечении охраны судебных участков полицейской охраной. Вместе с тем возложил на Службу обязанность по обеспечению такой охраной.
Судебная коллегия не может согласиться с таким решением, так как его первая часть противоречит второй. В первой части решения суд фактически признаёт, что ответчик принимает все возможные и зависящие от него меры для исполнения требований названных законов и потому отказывает в иске о признании бездействия незаконным, а во второй части решения - возлагает обязанность исполнить те же требования закона.
Как установлено судом, ответчику не выделяются в достаточном количестве бюджетные средства на заключение контрактов на охрану судебных участков, а ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ допускает заключение контрактов лишь в пределах лимитов бюджетных обязательств. В связи с этим исключается возможность Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики самостоятельно реализовать требования п. 12 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г. и заключить договор с ГУ «Управление вневедомственной охраны при МВД по КБР».
С учетом того, что обеспечение полицейской охраной возможно лишь путем заключения соответствующего гражданско-правового договора, необходимо также принять во внимание, что и.о. начальника ГУ УВО при МВД по КБР письмом от 30.06.2011г. № 171/1096 сообщил руководителю Службы по обеспечению деятельности мировых судей, что в настоящее время лимит штатной численности ГУ УВО при МВД по КБР не позволяет обеспечить охрану подведомственных ему объектов, т.к. личный состав территориальных ОВО задействован на охрану объектов, включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. № 1629-р. В целях обеспечения охраны объектов было рекомендовано заключить договора с ФГУП «Охрана» МВД РФ по КБР или другим охранным предприятием.
Однако, ФГУП «Охрана» МВД РФ по КБР - учреждение, являющееся хозяйствующим субъектом, и не может осуществлять охрану объектов, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат государственной охране вневедомственной охраной Министерства внутренних дел. Министерство экономического развития РФ в письме от 27 марта 2009г. разъяснило, что заключение контракта на охрану зданий судов с ФГУП «Охрана» как с единственным поставщиком противоречит законодательству о закупках.
При этих обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела судом, Службой по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики были предприняты необходимые меры, зависящие от них, по обеспечению судебных участков мировых судей КБР полицейской охраной, однако по указанным выше объективным причинам, полицейская охрана не обеспечена. В отсутствии финансирования, а также в связи с отказом ГУ «Управление вневедомственной охраны МВД по КБР» организовать охрану, оснований для выводов о бездействии ответчика в указанной сфере деятельности и возложении обязанности заключить договоры об охране с указанным Управлением Судебная коллегия не усматривает. При этом Судебная коллегия принимает также во внимание, что силами Службы судебных приставов и сотрудниками Службы безопасности ООО «Охранное предприятие «Алатырь» ответчиком охрана мировых судей обеспечена. Кроме того, в соответствии с обращениями Службы постановлением Правительства КБР №199-ПП от 15 июля 2011г в постановление Правительства КБР от 16 декабря 2010г. «Об обеспечении охраны объектов особой важности в Кабардино-Балкарской Республике» внесены изменения, согласно которым в Перечень объектов, подлежащих государственной охране за счёт средств республиканского бюджета КБР, включены все судебные участки мировых судей, в том числе и Майского района КБР.
В связи с изложенным подлежит отмене решение суда в части возложения обязанности на Службу по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики обеспечить в соответствии с требованиями п.1 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г. охрану Майского территориального участка мировых судей Государственным учреждением «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
о п р е д е л и л а :
Решение Нальчикского городского суда от 7 июля 2011г. отменить в части возложения на Службу по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики обязанности обеспечить в соответствии с требованиями п.1 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г. охрану Майского территориального участка мировых судей Государственным учреждением «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР». В удовлетворении требований прокурора Майского района в этой части отказать. В остальном решение оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий Макоев А.А.
Судьи Пазова Н.М.
Созаева С.А.
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР С.А. Созаева