ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1136/2011Г от 31.08.2011 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Тхазаплижева Б.М.                                                                             Дело № 33 – 1136/2011 г.

                                                     КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2011 г.                                                                                                           г. Нальчик

            Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

           председательствующего - Макоева А.А.

           судей: Созаевой С.А. и Пазовой Н.М.

           при секретаре Геттуеве А.А.

     рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального развития КБР о признании незаконным отказа в перерасчете доплаты к пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет доплаты к пенсии и взыскании задолженности по доплате к пенсии с 01.01.2011 года,

           по кассационной жалобе ФИО1 на решение      Нальчикского городского суда КБР от 28 июля 2011 года,

                                                                          установила:

06 июня 2011 года ФИО1 обратился в Нальчикский городской суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития КБР, в котором просил признать отказ ответчика в перерасчете доплаты к пенсии незаконным, возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет доплаты к пенсии в размере 55 986 руб. 66 коп. + 15% за награду, а всего 64 384 руб. 65 коп. с 1 января 2011 года. Свои требования истец мотивировал тем, что ему, как лицу, замещавшему должность министра сельского хозяйства КБР более 3 лет установлена доплата к пенсии в размере 80% от денежного вознаграждения министра, в которое, по его мнению, должны включаться ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная надбавка за гостайну, ежемесячная надбавка за выслугу лет, за особые условия труда и др. Министерством труда и социального развития КБР, по мнению истца, нарушены нормы п. 13 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности КБР и государственные должности государственной службы КБР, согласно которому ему с 01 января 2011 года надлежало увеличить доплату к пенсии до 64 384 руб. 65 коп. В обоснование своих требований представил распечатку расчетного листка за январь 2011 год, в котором указывается заработная плата министра в размере 80 750 руб.

В судебное заседание истец, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела не явился, от него поступило заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, с участием его представителя.

               Представитель истца - ФИО2, по доверенности от 03.06.2011 г., поддержала заявленные ФИО1 исковые требования в полном объеме.

             Представители ответчика ФИО3, по доверенности № 4833 от 28.07.2011 г., и ФИО4, действующий по доверенности №173 от 18.10.2009 года, не признали заявленные требования, просили в их удовлетворении отказать.

    Решением Нальчикского городского суда КБР от 28 июля 2011 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда и социального развития КБР отказано за необоснованностью.

            В кассационной жалобе на данное решение ФИО1 просит его отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе указано, что суд пришел к выводу о том, что из представленной справки размер денежного содержания министра увеличился с 43 893 руб. до 71194, 58 руб., то есть в 1,62 раза. Размер доплаты истца к пенсии увеличился пропорционально с 30 174, 07 руб. (в декабре) до 48 881,99 руб. соответственно в 1.62 раза. Однако, данный вывод не состоятелен, поскольку размер доплаты к пенсии составляет не 48 881, 99 руб., а 42 749 руб. 36 коп. Именно об этой разнице указал истец в своем исковом заявлении. Но при расчетах исходил из распечатки полученной не официальным образом, где денежное содержание министра исчислялось в январе 2011г. в 80 750 руб.

                 В жалобе также указано, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что указанная в справке о зарплате министра « надбавка за звание» означает доплату за награду, поскольку эти понятия не равнозначны.

                Надлежаще извещенные о времени и месте заседания суда кассационной инстанции,    стороны в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.354 ГПК РФ в их отсутствие.

                      Заслушав доклад судьи Созаевой С.А.,    изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.

             В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких нарушений по данному делу не допущено.

             Порядок назначения и выплаты пенсии лицам, замещавшим государственные должности КБР регулируется Законом Кабардино-Балкарской Республики от 21.10.1997 N 34-РЗ "О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики" (принят Советом Республики Парламента КБР 18.09.1997) (вместе с "Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики") (далее Закон).

В статье первой Закона указано, что настоящий Закон устанавливает порядок и условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и должности государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики (далее - пенсия), имеющим право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), назначенную на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

              Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, которым в соответствии с Федеральным законом назначена пенсия по государственному пенсионному обеспечению и которые не получают трудовой пенсии, пенсия устанавливается с учетом размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

     Согласно статье 2 Закона указанная пенсия устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики, а также лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики и уволенным по основаниям, указанным в статье 3 настоящего Закона.

Порядок назначения и выплаты пенсии определяется настоящим Законом и прилагаемым к нему Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и должности государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики. Пенсия назначается пожизненно.

              Согласно нормам статьи 4 Закона при стаже государственной службы 15 лет пенсия составляет 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Кабардино-Балкарской Республики по соответствующей должности за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности. Размер пенсии увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Кабардино-Балкарской Республики за каждый полный год стажа государственной службы сверх минимального, указанного в части первой настоящей статьи. При этом общая сумма пенсии и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов денежного содержания государственного гражданского служащего Кабардино-Балкарской Республики (в ред. Законов КБР от 01.11.2002 N 67-РЗ, от 19.07.2003 N 64-РЗ, от 01.03.2008 N 16-РЗ, от 13.01.2010 N 5-РЗ).

         По ранее действовавшей редакции закона предельный размер общей суммы двух пенсий не мог превышать 80% денежного содержания государственного служащего КБР.

           Из материалов дела следует, что с 01.10.2005г. ФИО1 получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом КБР от 21.10.1997г. «О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности КБР и государственные должности государственной службы КБР» № 34-РЗ, как замещавший государственную должность министра сельского хозяйства и продовольствия КБР. Пенсия за выслугу лет была установлена первоначально в размере 75%, затем в размере 80% денежного вознаграждения по замещавшейся должности с учетом денежного поощрения.

            В ноябре 2008 года ФИО1 обращался в суд с исковым заявлением, в котором просил произвести перерасчет его пенсии за выслугу лет, при этом указывал, что в размер денежного вознаграждения, из которого высчитывается размер его пенсии, подлежит включению надбавка за секретность.

              По этим требования было принято решение от 2.03.2009 года, требования истца отклонены за необоснованностью. Несмотря на то, что истцом по настоящему делу заявлены требования о перерасчете с 01.01.2011 года, принятое ранее решение имеет преюдициальное значение по настоящему делу, так как им разрешены те же требования к тому же истцу, но по другому периоду.

             По ходатайству представителя истца судом были запрошены сведения о заработной плате министра сельского хозяйства и продовольствия КБР за декабрь 2010 г. и январь 2011 г.

             Из ответа на запрос Министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР надбавка за секретность министру не начисляется.

            В связи с изложенными обстоятельствами, на основании вступившего в законную силу решения Нальчикского городского суда от 02.03.2009г., имеющего преюдициальное значение, суд пришел к обоснованному выводу, что требования истца о включении в размер денежного вознаграждения, из которого высчитывается пенсия по выслуге лет ФИО1, не подлежит включению доплата за работу с секретными документами.

             В соответствии с п. 13 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности КБР и государственные должности государственной службы КБР» Закона КБР от 21.10.1997г. № 34-РЗ при изменении в соответствии с законодательством РФ и КБР денежного вознаграждения, поощрительных и иных выплат, денежного содержания по соответствующей должности КБР или должности государственной гражданской службы КБР пенсия за выслугу лет пересчитывается.

             Как следует из представленных письменных доказательств с 01.01.2009г. размер пенсии за выслугу лет ФИО1 был пересчитан в сторону увеличения с применением индекса 1,108 в соответствии с Указом Президента КБР от 10.02.2009г. № 24-УП. Размер пенсии за выслугу лет с учетом трудовой пенсии по старости составил: 30174руб.07 коп.

              В соответствии с Указом Президента КБР от 20.12.2010г. №166-УП с 01.01.2011г. увеличился размер ежемесячного денежного поощрения лиц, замещающих государственные должности КБР.

               В связи с увеличением ежемесячного денежного поощрения лиц, замещающих государственные должности КБР размер пенсии по выслуге лет ФИО1 с 01.01.2011г. Министерством труда и социального развития проиндексирован на индекс роста денежного содержания по соответствующей должности. Повышающий индекс определен как соотношение денежного содержания с 01.01.2011г. к денежному содержанию на 01.12.2010 г.

                   Денежное содержание министра сельского хозяйств и продовольствия с 01.01.2011г. составляет: ежемесячное денежное вознаграждение-16150 руб., ежемесячное денежное поощрение- 40375 руб., ежеквартальное денежное поощрение в месяц (16150:3) -5383 руб. ЗЗ коп. Итого: 61908 руб.33коп.

           Эти данные соответствуют данным в справке, представленной по запросу суда Министерством сельского хозяйства и продовольствия КБР.

         Денежное содержание министра на 01.12.2010г. составляло ежемесячное денежное вознаграждение-16150 руб., ежемесячное денежное поощрение- 16634 руб. 50коп., ежеквартальное денежное поощрение в месяц (16150:3) -5383 руб. ЗЗ коп. Итого: 38167 руб.83 коп.

          Таким образом, соотношение денежного содержания с 01.01.2011г. к денежному содержанию до 01.01.2011 г. составило 1,62 из расчета 61908 руб. ЗЗ коп.: 38167 руб.83 коп.

         Размер пенсии за выслугу лет ФИО1 с учетом индексации был высчитан по следующему расчету: 30174 руб. 07 коп. х 1.62 и составил 48881 руб. 99 коп.

         В ходе судебного следствия было установлено, что Министерством труда и социального развития в соответствии с п. 13 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности КБР и государственные должности государственной службы КБР» Закона КБР от 21.10.1997г. № 34-РЗ пенсия по выслуге лет ФИО1 была пересчитана верно.

         В части требований о включении в размер вознаграждения выплаты за звание, то судом установлено, что в справке о заработной плате министра сельского хозяйства есть указание на доплату «за звание» в размере: в декабре 2010 г. -5 725р., в январе 2011 г. 8 286 руб.

          Однако, данная доплата зависит от индивидуальных данных лица, назначенного на указанную должность и потому не может учитываться в отношении лиц, которые такие звания не имеют. В частности, ныне действующий министр имеет «Звание заслуженный работник сельского хозяйства КБР» и получает в соответствии с законом доплату за это звание.

        Истец имеет государственную награду и получает доплату за государственную награду, которая с 01.01.2011г. также пересчитана, и ее размер составил 7332 руб. 30коп.

        Доводы кассационной жалобы о том, что размер доплаты к пенсии составляет не 48 881, 99 руб., а 42 749 руб. 36 коп., что меньше 80% денежного содержания министра, не принимаются.

         Как указано выше, статья 4 Закона, в редакции на момент установления истцу пенсии, предусматривала, что общая сумма пенсии и страховой части трудовой пенсии по старости не может превышать 80 процентов денежного содержания государственного гражданского служащего Кабардино-Балкарской Республики.

          Истец в кассационной жалобе, оспаривая верность расчетов ответчика и суда, исключает из общего размера своей пенсии сумму получаемой им трудовой пенсии, что противоречит названной норме закона.

          При изложенных обстоятельствах решение Нальчикского городского суда от 28 июля 2011г. следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает.

          Руководствуясь ст.360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР

определила:

            Решение Нальчикского городского суда от 28 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий                                                  А.А. Макоев

Судьи                                                                                                         Н.М. Пазова

                     С.А. Созаева