ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-11481 от 30.11.2011 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

                                                                                    Красноярский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Красноярский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Сидоренко Е.А. № 33-11481/2011

А-63

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2011 года город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Войты И.В.,

судей: Соснина Ю.А., Зинченко И.Н.,

при секретаре: Горбачевой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Соснина Ю.А. гражданское дело по заявлению Мачихина ФИО9 об оспаривании отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

по кассационной жалобе Мачихина Г.С.

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 06 сентября 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении предъявленных Мчихиным Г.С. требований отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мачихин Г.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Требования мотивировал тем, что 13 декабря 2010 г. обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании места размещения земельного участка №22 по ул. Борисевича в г. Красноярске под индивидуальное жилищное строительство. 14 января 2011 г. получил письменный отказ, в котором было указано, что при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не производится.

Из средства массовой информации заявитель узнал о выборе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по ул. Борисевича, 7 «а» в г. Красноярске, в связи с чем, 15 февраля 2011 г. повторно обратился с заявлением в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с указанным заявлением. 16 марта 2011 г. из Управления архитектуры администрации г. Красноярска получил письменный отказ, в котором было указано, что формирование земельных участков в районе ул. Борисевича для дальнейшего предоставления в целях индивидуального жилищного строительство не предоставляется возможным по причине расположения земельного участка в зоне перспективной многоэтажной жилой застройки.

Заявитель полагал, что нарушены его права, просил признать незаконными отказы органов местного самоуправления от 14 января 2011 г. №10/66-дг, от 16 марта 2011 г. №3806, обязать администрацию г. Красноярска издать распоряжение о предоставлении Мачихину Г.С. земельного участка №22 по ул. Борисевича в г. Красноярске под индивидуальное жилое строительство.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Мачихин Г.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Мачихина Г.С. – Ангел С.А. (доверенность от 21.09.2011 г.), поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано заявителем в суд (пункт 9 статьи 30 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусматривает, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В силу указания пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ и первым этапом такого способа предоставления является проведение работ по формированию земельного участка, включающих: выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

При формировании земельного участка в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Особенности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства предусматривает пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ и согласно данной норме предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Постановлением администрации г. Красноярска от 1 октября 2008 г. № 473 утверждено Положение о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска (признано утратившим силу постановлением администрации г. Красноярска от 29 марта 2011 г. № 83), действовавшее на период возникновения спорных отношений (далее – Положение).

Положение определяет порядок подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта, в том числе о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории г. Красноярска (пункт 1.1 Положения).

Согласно пункту 1.6 Положения в случае предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится. В соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.1.3 Положения физические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в аренду для индивидуального жилищного строительства, направляют на имя первого заместителя Главы города заявление о предоставлении земельного участка, которое регистрируется в администрации города и направляется в управление архитектуры администрации г. Красноярска для рассмотрения в установленном порядке.

Пункт 3.1.4 Положения предусматривает, что в течение семи дней заявление подвергается градостроительному анализу и выносится на заседание градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации г. Красноярска.

Градостроительный анализ и рассмотрение заявления на заседании градостроительной комиссии включают в себя: рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения индивидуального жилого дома действующим градостроительным нормам и правилам; рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение; изучение градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов.

Согласно пункту 3.1.5 Положения в двухнедельный срок со дня получения заявления заинтересованного физического лица по итогам его рассмотрения на заседании градостроительной комиссии принимается решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Несоответствие предполагаемого размещения индивидуального жилого дома градостроительным нормам и правилам, несоответствие его функционального назначения градостроительному регламенту территориальной зоны, а также наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, временных объектов, не принадлежащих заявителю, является основанием для отказа в размещении объекта.

Как следует из материалов дела, письмом от 14 января 2011 г. № №10/66-дг, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил Мачихину Г.С., что по результатам рассмотрения его заявления о предварительном согласовании места размещения объекта для индивидуального жилищного строительства на земельном участке № 22 в районе ул. Борисевича на заседании градостроительной комиссии от 22 декабря 2010 г. № 50 предварительное согласование места размещения объекта невозможно в силу требований пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ.

15 февраля 2011 г. Мачихин Г.С. обратился с заявлением на имя руководителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Борисевича, участок № 22.

9 марта 2011 г. заявление Мачихина Г.С. рассмотрено на заседании градостроительной комиссии Департамента градостроительства администрации г. Красноярска и принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, мотивированное тем, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне перспективного развития, основным видом разрешенного использования территориальной зоны является размещение линейных объектов, условно разрешенный вид использования – размещение жилых домов, в соответствии с основным чертежом Генерального плана г. Красноярска на запрашиваемой территории предполагается разместить многоэтажную жилую застройку, что следует из протокола № 9 заседания комиссии.

Письмом от 16 марта 2011 г. № 3806 управление архитектуры администрации г. Красноярска сообщило Мачихину Г.С., что по результатам рассмотрения его заявления на градостроительной комиссии формирование испрашиваемого земельного участка по ул. Борисевича невозможно в силу требований статьи 30 Земельного кодекса РФ и пункта 3.1.5 Положения о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 1 октября 2008 г. № 473, а также, поскольку в соответствии с Генеральным планом г. Красноярска земельный участок расположен в зоне перспективной многоэтажной жилой застройки.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено представленной в деле основной картой градостроительного зонирования территории г. Красноярска (приложение 1 к Правилам землепользования и застройки), что испрашиваемый заявителем земельный участок № 22 по ул. Борисевича расположен на территории г. Красноярска в границах территориальной зоны перспективного развития.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29 мая 2007 г. № В-306 утверждены Правила землепользования и застройки города Красноярска (далее – Правила землепользования и застройки).

Согласно части 1 статьи 48 Правил землепользования и застройки зоны перспективного развития включают в себя участки территории города, предназначенные для планируемого размещения объектов капитального строительства. В зонах перспективного развития допускается размещение линейных объектов, жилых, спортивно-оздоровительных, производственных, коммунальных и складских объектов, детских учреждений, а также объектов социального, коммунально-бытового назначения, торговли, образования, здравоохранения и иных объектов, предусмотренных настоящей статьей.

В части 2 статьи 48 Правил землепользования и застройки установлен градостроительный регламент зон перспективного развития, и определены основной вид разрешенного использования: размещение линейных объектов; а также условно разрешенные виды использования: в том числе размещение жилых домов, при этом вспомогательные виды разрешенного использования не установлены.

Согласно частям 4 и 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, заявителем поставлен вопрос о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного в границах территориальной зоны перспективного развития, для которой градостроительным регламентом определен основной вид разрешенного использования - размещение линейных объектов, а размещение жилых домов является условно разрешенным видом использования.

Таким образом, в силу части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ обязательным является предоставление заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Судом установлено, что заявитель в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка – размещение индивидуального жилого дома не обращался, данный вопрос на публичных слушаниях не обсуждался, решение о предоставлении такого разрешения не принималось.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что решение органа местного самоуправления от 14 января 2011 г. №10/66-дг об отказе Мачихину Г.С. в предоставлении земельного участка соответствует закону, поскольку процедура предварительного согласования места размещения объекта, в силу положения пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ, устанавливает, что такая процедура не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Размещение на испрашиваемом земельном участке индивидуального жилого дома влечет несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, и оспариваемый отказ от 16 марта 2011 г. органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, мотивированный невозможностью формирования земельного участка (определения разрешенного использования земельного участка – размещение индивидуального жилого дома), соответствует требованиям части 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, части 6 статьи 37 и статьи 39 Градостроительного кодекса РФ, а также пункту 3.1.5 Положения о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 1 октября 2008 г. № 473.

Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для дела, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы Мачихина Г.С. на несоответствие выводов суда Генеральному плану г. Красноярска, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения.

Генеральный план г. Красноярска утвержден решением Красноярского городского Совета от 30 марта 2001 г. № В-23.

В материалы дела представлен «Основной чертеж. Расчетный срок. Приоритет - Экономически целесообразный» Генерального плана г. Красноярска, в котором действительно определены территории перспективной жилой застройки с наименованием «капитальная многоквартирная», и нет наименования «перспективная многоэтажная».

Между тем, на момент принятия оспариваемых решений начало процедуры предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка для строительства (размещения) любого жилого объекта (как индивидуального жилого дома, так и многоквартирного жилого дома), при нахождении участка в территориальной зоне перспективного развития, в условиях не поставленного заявителем и не разрешенного вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка, нарушает земельное и градостроительное законодательство.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отвечает требованиям закона, основано на объективной, всесторонней и полной оценке всех обстоятельств дела, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы нет.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 06 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мачихина ФИО10 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: