ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-11524/2011 от 07.07.2011 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Мордовина С.Н. Дело "номер обезличен"

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  07 июля 2011 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Ефименко Е.В., Леганова А.В.,

по докладу судьи краевого суда Леганова А.В.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1 и ФИО2 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту финансов администрации муниципального образования город Краснодар, "даные обезличены " об обжаловании решения органа местного самоуправления, защите прав потребителя. Просили признать необоснованным отказ администрации МО г.Краснодар, Департамента городского хозяйства администрации МО г.Краснодар, Департамента финансов администрации МО г. Краснодар, в производстве за счет средств местного бюджета администрации МО г.Краснодар капитального ремонта треснувших несущих стен и потолочных перекрытий квартир № "номер обезличен" и № "номер обезличен" "адрес обезличен". Признать необоснованным отказ "даные обезличены " в производстве за счет средств, отчисляемых собственниками жилых помещений на текущий ремонт, ремонта кровли над квартирами №"номер обезличен" и №"номер обезличен" "адрес обезличен" Обязать за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) администрацию муниципального образования г. Краснодар, Департамент городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, Департамент финансов администрации МО г. Краснодар в установленный судом срок произвести капитальный ремонт треснувших наружных стен, потолочных перекрытий в квартирах №"номер обезличен" и №"номер обезличен" "адрес обезличен". Взыскать солидарно за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) с администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамент финансов администрации МО г. Краснодар, Департамента городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, а также за счет средств "даные обезличены " в пользу ФИО1, ФИО2 в качестве компенсации морального вреда денежные средства в размере "даные обезличены " каждому. Взыскать солидарно за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) с администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамента финансов администрации МО г. Краснодар, Департамента городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, а также за счет средств "даные обезличены " в пользу ФИО1 судебные расходы в размере "даные обезличены ", а также затраты на оплату услуг эксперта-специалиста в размере "даные обезличены ". Взыскать солидарно за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) с администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамента финансов администрации МО г.Краснодар, Департамента городского хозяйства администрации МО г.Краснодар, а также за счет средств "даные обезличены " в польз ФИО2 оплату услуг представителя в размере "даные обезличены ".

Обжалуемым решением суда от 04 апреля 2011 года отказано в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд необъективно подошел к рассмотрению дела, неправильно определил обстоятельства имеющие значения для дела. Считают, что суд субъективно истолковал норму ст. 16 ФЗ, указав, что стороны не представили доказательств необходимости проведения капитального ремонта на момент приватизации жилых помещений.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что **.**.**** на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» между администрацией Первомайского района в лице главы администрации ФИО3 и ФИО4 был заключен договор № "номер обезличен" о передаче в собственность квартиры № "номер обезличен" в доме коридорного типа № "номер обезличен" по "адрес обезличен"

Также на основании указанного Закона, **.**.**** между администрацией Первомайского района в лице главы администрации ФИО3 и ФИО5 заключен договор №"номер обезличен" о передаче в собственность квартиры №"номер обезличен" в доме коридорного типа №"номер обезличен" по "адрес обезличен"

ФИО1 является собственником квартиры №"номер обезличен" по "адрес обезличен" на основании договора купли-продажи от **.**.****., заключенного с ФИО4 и зарегистрированного в установленном порядке.

ФИО2. является собственницей квартиры №"номер обезличен" по "адрес обезличен" на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию "номер обезличен" от **.**.**** Право собственности на квартиру зарегистрирован в установленном порядке.

Согласно выписке от **.**.**** в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар значится только одна муниципальная квартира №"номер обезличен" по "адрес обезличен"

В результате обследования многоквартирного жилого дома литер «А» по "адрес обезличен", согласно акту №"номер обезличен" от **.**.**** межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара установлено, что дом литер «А» двухэтажный, постройки 1918 г. с частичными коммунальными удобствами (газ бытовой и отопительный, вода, слив), стены дома кирпичные, кровля совмещенная (металл, шифер), в наружных стенах дома и внутри квартир наблюдаются многочисленные трещины, в местах сопряжения внутриквартирных перегородок со стенами дома значительные (раскрытием до 4 см.), в квартирах наблюдается просадка перегородок, местами наблюдается отслоение штукатурки стен и потолка, местами обрушение штукатурки потолка, полы в жилых помещениях деревянные, имеются щели, местами гниль.

Согласно техническому заключению "даные обезличены " №"номер обезличен" от **.**.****., состояние кирпичных стен жилого дома по "адрес обезличен" в Краснодаре следует признать ограниченно работоспособным, в настоящее время процесс развития трещин не стабилизировался, для дальнейшей безопасной эксплуатации здания необходимо проведение капитального ремонта. В первую очередь требуется выполнить мероприятия по отводу атмосферных осадков от торцевой стены и исключению попадания влаги под фундамент: удалить клумбу в углу здания со стороны двора, выполнить отмостку и продлить водосточную трубу; отремонтировать водосливной фартук на промежуточном карнизе (между первым и вторым этажами); забетонировать штробу с углублением в грунт и связать бетон подливки с фундаментом. Укрепление кирпичных стен второго этажа здания выполнить по специально разработанному проекту. Существующие трещины устранить во время ремонтных работ и работ по усилению стен – расшить, обеспылить, зачеканить полимерцементным раствором.

Согласно акту № "номер обезличен" от **.**.**** межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара с учетом названного технического заключения также было принято решение о признании необходимым и возможным проведение капитального ремонта многоквартирного дома по "адрес обезличен" в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации технических характеристик многоквартирного дома, указанных в техническом заключении "даные обезличены " от **.**.****. №"номер обезличен".

Согласно заключению №"номер обезличен" от **.**.****., межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования **.**.****., в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением правительства РФ от 28.01.2006г. №47, в жилом многоквартирном доме по "адрес обезличен" необходимо проведение капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации технических характеристик, указанных в техническом заключении.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, на основании заключения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара от **.**.****. №"номер обезличен" постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от **.**.****. №"номер обезличен" признано возможным и необходимым проведение капитального ремонта многоквартирного дома по "адрес обезличен". Собственникам помещений указанного многоквартирного дома рекомендовано провести ремонтные работы в соответствии с техническим заключением "даные обезличены " от **.**.****. № "номер обезличен".

Названное постановление собственниками помещений многоквартирного дома по "адрес обезличен" в установленном порядке не оспаривалось.

Вместе с тем, из письма Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар от **.**.**** в адрес ФИО1 усматривается, что по своей сути оно носит рекомендательный характер и имеет цель разъяснить собственникам помещений многоквартирного дома по "адрес обезличен" порядок реализации Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.06г. «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Каких либо сведений об отказе заявителю в производстве за счет средств местного бюджета администрации МО г. Краснодар капитального ремонта треснувших несущих стен и потолочных перекрытий квартир № "номер обезличен" и №"номер обезличен" дома № "адрес обезличен" данное письмо не содержит.

В материалах дела отсутствуют сведения, свидетельствующие об отказе истцам в производстве за счет средств местного бюджета администрации МО г. Краснодар капитального ремонта треснувших несущих стен и потолочных перекрытий квартир № "номер обезличен" и №"номер обезличен" дома № "адрес обезличен", исходящие от администрации муниципального образования г. Краснодар, а также от департамента финансов администрации муниципального образования г. Краснодар.

Кроме того, учитывая, что в настоящее время "даные обезличены " произведен текущий ремонт кровли "адрес обезличен", суд пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения требований о признании необоснованным отказа "даные обезличены " в части производства данных работ не имеется.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Пунктом 3 указанной статьи определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства: иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома; коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии со ст. 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

На основании п. 16 вышеназванных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений - путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 ЖК РФ; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищностроительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) - путем членства собственников помещений в указанных организациях в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями в соответствии с п. 2 ст. 138 ЖК РФ.

Пункт 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливает, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива 17 или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п. 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Как следует из материалов дела, согласно решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме "адрес обезличен" (протокол № "номер обезличен" от **.**.****.) выбран способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес обезличен", - управление управляющей организацией.

В связи с этим между собственниками помещений в многоквартирном доме "адрес обезличен" и "даные обезличены " **.**.****. заключены договоры управления многоквартирным домом.

В силу п. 2.4 заключенных договоров на управление многоквартирным домом "адрес обезличен" содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется "даные обезличены " в соответствии с перечнями работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, утвержденными собственниками помещений в многоквартирном доме на своем общем собрании.

В соответствии с условиями договоров управления управляющая организация обязана организовать работы по содержанию и текущему ремонту в объеме собранных средств, при этом работы и услуги, не включенные в перечни работ и услуг, оплачиваются собственниками дополнительно и оказываются управляющей организацией на договорной основе.

Судом первой инстанции установлено, что при заключении договоров управления многоквартирным домом "адрес обезличен" работы по капитальному ремонту стен многоквартирного дома не утверждались собственниками на общем собрании и обязанность их проведения для "даные обезличены " не установлена.

Вместе с тем, пунктом 1 постановления Правительства РФ от 28.09.2004 года № 501 «Вопросы министерства регионального развития Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 года № 664) определено, что Министерство регионального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В письме Министерства регионального развития РФ от 14.10.2008 года № 26084-СК/14 (пп. «В» п. 3) разъяснено, что законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно ч. 3 ст. 162 и ст. 164 ЖК РФ указаны в заключенных договорах. В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечни услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (п.п. 29 и 35 Правил содержания).

В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п.п. 1 - 3.1 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (ст. 46 ЖК РФ).

Учитывая указанные обстоятельства, суд правильно указал, что для включения в договор управления работы по капитальному ремонту стен в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаемое большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что в случае отсутствия такого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме "адрес обезличен", управляющая организация "даные обезличены " не вправе выполнять работы по капитальному ремонту и не может отвечать за последствия невыполнения таких работ.

В данном случае требования истцов направлены на реализацию мероприятий в отношении общего имущества в многоквартирном доме и затрагивают права и законные интересы всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком ломе указанного собственника.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Судом установлено, что администрация муниципального образования г.Краснодар являлась фактическим собственником многоквартирного дома "адрес обезличен" до **.**.****.

В судебном заседании не добыто, а заявителями не представлено достоверных доказательств о том, что на момент приватизации квартир истцов бывший наймодатель надлежащим образом не исполнил свои обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома "адрес обезличен", что повлекло нарушение прав собственников в настоящее время, а также доказательств необходимости проведения капитального ремонта на момент приватизации жилых помещений

Также не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанности по проведению капитального ремонта дома собственниками приватизированных квартир.

С учетом установленных по делу обстоятельств, и на основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований истцов о возложении на ответчиков обязанности за счет средств местного бюджета администрации МО г. Краснодар произвести капитальный ремонт треснувших несущих стен и потолочных перекрытий квартир № "номер обезличен" и №"номер обезличен" дома "адрес обезличен"

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Ссылки в жалобе о том, что суд неправильно истолковал норму ст. 16 ФЗ, необоснованны.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в заявлении, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судебной коллегией, так как направлены на переоценку доказательств.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 и ФИО2– без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: