Саратовский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Иванов М.В. Дело № 33-1204
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 марта 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.
судей Грибалевой М.Н., Игнатьева А.В.
при секретаре Строкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «ТеплоТехСервис» к Королевой Г.В., третьи лица: администрация Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) «Рубин 2009» о взыскании задолженности за оказанные услуги по теплоснабжению, пени, возмещении судебных расходов, встречному иску Королевой Г.В. к ООО «ТеплоТехСервис», третье лицо: Королев Е.В. о возмещении убытков в связи с предоставлением услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов по кассационной жалобе ООО «ТеплоТехСервис» на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 25.01.2011 года.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя ООО «ТеплоТехСервис» Недуговой С.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
установила:
ООО «ТеплоТехСервис» обратилось в суд с иском к Королевой Г.В. о взыскании задолженности за оказанные услуги по теплоснабжению, пени, возмещении судебных расходов. Свои требования обосновало следующим. Королева Г.В. проживает в квартире № . С октября 2009 года по апрель 2010 года не в полной мере оплачивала коммунальные платежи, в связи с чем у нее образовалась задолженность в размере 5041 руб. 78 коп., пени в размере 169 руб. 54 коп. Уточнив исковые требования ООО «ТеплоТехСервис» просило взыскать с Королевой Г.В. 1734 руб. 78 коп. в счет задолженности за тепловую энергию, пени, судебные расходы в размере 400 руб.
Королева Г.В. обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к ООО «ТеплоТехСервис» о возмещении убытков в связи с предоставлением услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов. Требования мотивировала тем, что в связи с оказанной ООО «ТеплоТехСервис» некачественной услугой ею были излишне уплачены денежные средства в размере 4541 руб., которые просила взыскать с общества. Также просила суд взыскать с ООО «ТеплоТехСервис» расходы по оплате расшифровки телефонных звонков в размере 120 руб., компенсацию морального вреда в размере 35000 руб. Указала, что температура в ее квартире в период с ноября 2009 года по февраль 2010 года не поднималась выше 15 градусов Цельсия.
Решением Саратовского районного суда Саратовской от 25.01.2011 года постановлено: в удовлетворении исковых требований ООО «ТеплоТехСервис» к Королевой Г.В. отказать в полном объеме; исковые требования Королевой Г.В. к ООО «ТеплоТехСервис» удовлетворить; взыскать с ООО «ТеплоТехСервис» в пользу Королевой Г.В., в связи с предоставлением услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества, убытки в размере 4541 руб., компенсацию морального вреда в размере 1500 руб., судебные расходы по оплате детализации счета в размере 120 руб., а всего 6161 руб.; взыскать с ООО «ТеплоТехСервис» штраф в размере 3020 руб. 50 коп. в бюджет Саратовского муниципального района Саратовской области; взыскать с ООО «ТеплоТехСервис» государственную пошлину в доход государства в размере 600 руб.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Указывается, что судом не применены нормы материального права, подлежащие применению. ООО «ТеплоТехСервис» не является исполнителем коммунальной услуги и несет ответственность за теплоснабжение до внешней границы многоквартирного дома. В суде не были доказаны установленные обстоятельства. Не согласны с оценкой представленных в суд доказательств. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Исходя из ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (ст. 541 ГК РФ).
В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
В силу ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 названного Закона).
Из материалов дела следует, что Королева Г.В. и Королев Е.В. являются собственниками в равных долях и совместно проживают в квартире № . ООО «ТеплоТехСервис» оказывает услуги по снабжению тепловой энергией на нужды отопления и горячего водоснабжения жильцам указанного дома, в том числе и Королевой Г.В. Границей ответственности, в силу заключенного договора снабжения тепловой энергией граждан, за техническое состояние, обслуживание и балансовую принадлежность между энергоснабжающей организацией и абонентом является отключающая арматура, установленная в узле ответвления к зданию абонента на трубопроводах тепловой сети. Королева Г.В. в ноябре и декабре 2009 года, в феврале 2010 года неоднократно обращалась в диспетчерскую службу ООО «ТеплоТехСервис» по телефонному номеру № с заявками о фактах предоставления ей коммунальной услуги ненадлежащего качества. Свидетели Ю.И.В. и П.М.П. показали в судебном заседании, что действительно температура в квартире Королевой Г.В. с ноября 2009 года не поднималась выше 15 градусов Цельсия.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ООО «ТеплоТехСервис» и удовлетворяя заявленные Королевой Г.В. требования, суд первой инстанции, правильно истолковав положения законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «ТеплоТехСервис» Королевой Г.В. оказана некачественная услуга по теплоснабжению, в связи с чем Королева Г.В. имеет право на перерасчет такой услуги, компенсацию морального вреда. Требования ООО «ТеплоТехСервис» о взыскании задолженности удовлетворению не подлежат.
Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Судом установлено, что Королева Г.В. должна вносить плату за предоставление услуги по теплоснабжению непосредственно ресурсоснабжающей организации ООО «ТеплоТехСервис», а ООО «ТеплоТехСервис» должно нести ответственность за режим и качество горячей воды, тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Из паспорта готовности жилого дома к эксплуатации в зимних условиях на 2009-2010гг., утвержденного Саратовской государственной жилищной инспекцией, следует, что указанный многоквартирный дом, в котором Королева Г.В. является собственником жилого помещения, считается подготовленным к эксплуатации в осенне-зимний период 2009-2010гг. (л.д. 32, т 2). Кроме того, ТСЖ «Рубин 2009» направляло в адрес ООО «ТеплоТехСервис» заявку на подачу тепла в указанный жилой дом в том числе (л.д. 77, т. 1). Согласно сообщению ТСЖ «Рубин 2009» в указанный отопительный сезон трубы центрального отопления теплотрассы к данному жилому дому не были изолированы, в таком состоянии находятся и в настоящее время. Исследованный в судебном заседании представленный ООО «ТеплоТехСервис» сменный журнал оператора котельной, где имеются отметки об отпуске тепловой энергии из котельной надлежащей температуры, не свидетельствует о том, что на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, температура соответствовала режиму и качеству. Таким образом, допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о надлежащем режиме и качестве предоставленной коммунальной услуги на границе сетей с общим имуществом многоквартирного дома, ООО «ТеплоТехСервис» не представлено.
Исходя из положений пунктов 64, 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
Доводы жалобы о том, что в судебном заседании не доказан факт понижения температуры в квартире Королевой Г.В. в оспариваемый период до 15 градусов по Цельсию, несостоятельны. Суд первой инстанции установил, что по факту предоставления услуги по теплоснабжению Королева Г.В. неоднократно обращалась в ООО «ТеплоТехСервис». Согласно п. 67 указанных Правил, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «ТеплоТехСервис» согласовало с потребителем точное время и дату проверки качества предоставления услуги по теплоснабжению, не представлено. Положения п. 68 Правил применяются в том случае, если потребитель и исполнитель не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы и мотивированы, основаны на имеющихся в материалах дела и исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах. Оснований к их переоценке у суда кассационной инстанции не имеется.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 193, 199, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 25.01.2011 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «ТеплоТехСервис» к Королевой Г.В., третьи лица: администрация Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, товарищество собственников жилья «Рубин 2009» о взыскании задолженности за оказанные услуги по теплоснабжению, пени, возмещении судебных расходов, встречному иску Королевой Г.В. к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоТехСервис», третье лицо: Королев Е.В. о возмещении убытков в связи с предоставлением услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи